Следствие выясняет, кто виноват в пожаре в психбольнице в Раменском
Накануне судмедэксперты опознали еще двоих погибших на пожаре в Московской областной психиатрической больнице №14 (поселок Раменский, Дмитровский район). Известно, что на сегодняшний день из 38 погибших опознаны уже девять. Тела сильно пострадали от огня, и именно поэтому опознание их сильно затруднено.
Сама трагедия произошла в ночь с четверга на пятницу. Местные жители рассказали, что огонь в отдельно стоящем одноэтажном деревянном «карантинном» блоке 1940-го года постройки вспыхнул в начале второго. Выломав топорами дверь аварийного выхода, запертую на замок, они обнаружили тела семи человек - пациентов и санитарок, задохнувшихся в дыму. Поскольку погибшие не пострадали от огня, опознать их удалось сразу.
Как пояснили в Следственном комитете Московской области, выжить в пожаре удалось всего троим – дежурной медсестре Виктории Волковой, которая сумела разбудить и вывести из полыхающего здания престарелую пациентку и еще одному «постояльцу» карантинного отделения, выбравшемуся самостоятельно.
Путь к спасению для оставшихся в здании двух медсестер и остальных госпитализированных оказался отрезан стеной огня.
Примечательно, что в 2012 году на обеспечение пожарной безопасности этой больницы было выделено 9 миллионов рублей. Они пошли на установку пожарной сигнализации (которая по предварительным оценкам сработала лишь наполовину, выдав только звуковой сигнал без светового сопровождения – сейчас ведется проверка организации из Дубны, занимавшейся ее поставкой и монтажом) и на закупку противопожарных капюшонов. Которыми, впрочем, воспользоваться ни пациенты ни санитарки так и не успели.
Также возник резонный вопрос: почему дверь аварийного выхода пришлось выламывать топорами и у кого был от нее ключ? Сотрудники МЧС говорят об этом крайне неохотно, ссылаясь на то, что расследование продолжается. А в СК «кивают» на тайну следствия. Однако у работавших на месте трагедии экспертов «Вечерке» удалось узнать, что аварийный вход в корпус был сильно захламлен. Они также утверждают, что дверь была довольно ветхой, и будь у находившихся за ней людей больше сил, они смогли бы ее выломать...
Ответственными же за противопожарное состояние больницы, как это обычно бывает, являются главврач или его первый зам. Которые в момент начала пожара находились у себя дома. Теперь следствию предстоит ответить на вопросы: у кого же все-таки находился ключ от аварийного выхода, и не могли ли оперативные действия руководства больницы и дежурных врачей предотвратить «фатальную ситуацию» и гибель 38 человек?
Действия самой медсестры Волковой и медицинских работников, дежуривших ночью в соседних корпусах, высоко оценила министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова, побывавшая на месте трагедии.
- После того как сработала сигнализация, медицинская сестра вышла в коридор, который был весь в дыму. Хотя она и была в шоковом состоянии, она смогла вызвать пожарных. Также хочу отметить профессионализм дежурных врачей, которые смогли эвакуировать 50 пациентов из соседнего деревянного корпуса, поскольку была реальная вероятность, что на него перекинется пламя, - рассказала Скровцова. Министр здравоохранения подтвердила ранее опровергаемую самими работниками психиатрической больницы информацию, что отдельные пациенты могли находится под воздействием седативных препаратов – но принимали их исключительно «по медицинским показаниям». Однако подчеркнула, что «буйных» среди пациентов не было, поэтому единственная палата с закрывающейся снаружи дверью на момент пожара пустовала.
- Ситуация была абсолютно фатальной, - развела руками министр, пояснив, что шансов выжить у больных действительно было немного.
В свою очередь, министр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимир Пучков, также прилетевший в Раменское и проведший на месте ЧС выездное заседание коллегии МЧС РФ, заявил следующее:
- Каждое должностное лицо, которое отвечает за систему профилактики, предупреждения и реагирования получит свою оценку. Есть проблемы, которые касаются и размещения подобных объектов, и обеспечения их безопасности. Есть проблемы и по системе реагирования на эту чрезвычайную ситуацию. Давайте проявим деликатность и терпение – истина будет установлена.
У нас в России, как гласит старая поговорка, пока гром не грянет – мужик не перекрестится. Так произошло после трагедии в «Хромой лошади», когда органы госпожнадзора неожиданно «прозрели» и выявили сотни (если не тысячи) нарушений пожарной безопасности в учреждениях общепита. Теперь соответствующие претензии появляются у МЧС к безопасности объектов соцсферы. Тем более, что по оценкам самого главы МЧС Пучкова, только в Московской области есть еще одно потенциально опасное для пациентов медицинское учреждение. На фоне этого у общественности возникает резонный вопрос – почему подобные факты выясняются только ценой гибели 38 человек? И что мешало специалистам сработать "на опережение"? Конечно, можно не сомневаться, что виновные "получат по шапке", а кто-то вполне может даже сесть в тюрьму по статье о преступной халатности. Тем более что следователями регионального СК уже возбуждено уголовное дело по ч.3 ст. 219 УК РФ (нарушение требований пожарной безопасности, повлекшее смерть двух и более лиц). И что на фоне начавшейся "кампании" пожарные "перетряхнут" все потенциально опасные медучреждения. Все это, конечно, необходимо. Однако жизни 38 людям, которым больничный корпус в забытом богом поселке стал братской могилой, к несчастью, не вернет...
Справка «ВМ»:
Пожар в психиатрической больнице в Раменском стал рекордным по числу жертв за много лет. Однако в России и ранее случались ЧП в подобных учреждениях. Так в июне 2007 года пожар было зафиксировано возгорание в психиатрической больнице, расположенной на хуторе Дарагановка Ростовской области. Тогда жертвами огня стали трое пациентов. В декабре 2012 года возгорание произошло в Белевском психоневрологическом интернате в Тульской области. В результате ЧП погибли два пациента медучреждения.