Юрий Яковлев: "Я люблю людей, и они мне платят за это добром"
Сюжет:
Умер актер Юрий ЯковлевМысли, слова, оценки, мнения легендарного актера – это как уроки, которые надо повторять всю оставшуюся жизнь.
У каждого большого актера есть своя заветная тема в искусстве. Творчество Юрия Яковлева впечатляет разноплановостью и широтой спектра сыгранных им ролей, но все-таки главный его герой - это интеллигентный человек с нравственными принципами и исканиями, всегда, при любых обстоятельствах, отстаивающий свое человеческое достоинство.
Его талант проявлялся в каждой роли, будь то работа в театре или кино, на радио или телевидении. "Истинный вахтанговец, может играть все — от трагедии до водевиля", — сказал когда-то о нем Рубен Николаевич Симонов. Действительно, на сцене и на экране артист был раскован, жизнелюбив, неистощим на выдумки, он перевоплощался в своих героев легко и непринужденно. Трогательный князь Мышкин в картине "Идиот", храбрый поручик Ржевский из "Гусарской баллады", Иоанн Грозный и управдом Бунша в комедии Гайдая "Иван Васильевич меняет профессию", незадачливый Ипполит из "Иронии судьбы или с легким паром" - все персонажи Юрия Яковлева, комические и драматические, ироничные и мудрые, исполнены добра и человеколюбия, поэтому близки и понятны зрителям. Как с добрыми знакомыми, с ними хочется встречаться вновь и вновь.
Мы публикуем выдержки из бесед нашего корреспондента с Юрием Васильевичем Яковлевым.
В МОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ ЕСТЬ ПРОРОК
- Если говорить о моих учителях, то в первую очередь назову Рубена Николаевича Симонова. И как режиссер, и как актер, и как человек, он оказал на меня огромное влияние. Часто вспоминаю Николая Сергеевича Плотникова, который был моим партнером по сцене. Вернее, я был его партнером, так будет точнее. Невозможно забыть замечательного актера Николая Олимпиевича Гриценко. И, конечно, Цецилию Львовну Мансурову — моего первого театрального педагога, общение с которой так много значило для меня.
Если говорить о кино, то наиболее заметный след в моей актерской судьбе оставил, конечно, Иван Александрович Пырьев. Многие, вспоминая о нем, ставят во главу угла отрицательные черты его характера. Что ж, приукрашивать не буду, они были, но не это главное в нем. Главное то, что он бесконечно любил свою профессию режиссера и уважал актерский труд. Во всяком случае, я это испытал на себе в полной мере. Во время съемок фильма «Идиот» он меня пестовал и дрожал надо мной, как если бы я действительно был князем Мышкиным. Может быть, именно благодаря ему мне удалась эта роль, хотя у меня не было тогда никакого кинематографического опыта.
И поскольку мы говорим о кино, я сейчас вспомнил свою первую и единственную, к сожалению, встречу с Михаилом Ильичом Роммом. Он произвел на меня сильное впечатление не только как режиссер, но и как личность. Я мечтал с ним поработать, пробовался в фильме «Девять дней одного года» на роль, которую затем сыграл Смоктуновский. Меня утвердили, но я, к сожалению, не снимался, потому что попал в автомобильную катастрофу. Так что в душе завидую Иннокентию Михайловичу, потому что он сыграл эту роль, и сыграл здорово. И мне очень жаль, что она ушла от меня.
Много ролей, которые я хотел сыграть, прошли мимо меня. Знаете, как-то странно получилось: я сыграл самого Антона Павловича Чехова в спектакле «Насмешливое мое счастье», а ролей в его пьесах почти не было. «Дядя Ваня» мимо меня прошел, и «Иванов» тоже. Чехов действительно занимает в моей жизни огромное место. Едва ли не самое главное. И как писатель, и, пожалуй, прежде всего как человек. Его принципы, его мировоззрение, отношение к людям, к писательству, к театру, его эстетические взгляды — это все мне чрезвычайно близко, и я это исповедую. Поэтому если есть пророк в своем Отечестве, то в моем Отечестве это место занимает Чехов.
СМЕХ СКВОЗЬ СЛЕЗЫ
- Рассмешить зрителя - это, пожалуй, самое сложное. Заставить плакать легче. Аркадий Райкин, кстати, утверждал, что рассмешить зрителя — самая трудная задача. Мне кажется, что я не открою Америки, если скажу, что в веселье всегда есть маленькая капелька грусти. Об этом говорил еще Чарли Чаплин. Что касается кино, то подобная капелька грусти всегда присутствует в картинах Георгия Данелии и в фильмах Эльдара Рязанова тоже.
ТЕАТР – ЭТО КАФЕДРА
- Сегодня кино, да и театр захлестнула волна эротики. Артистки бегают раздетые по сцене. Нам не нужна сексуальная революция как таковая, нам нужно научиться смотреть на эти явления здраво, и тогда все будет нормально. Я вообще полагаю, что должна существовать какая-то невидимая граница между сценой и зрительным залом, за которую нельзя переступать. Это как личная жизнь. Нельзя же изливать свою душу публично. Ведь, как бы ни старались от этого уйти, все равно театр - это кафедра, как говорил Гоголь. Театр должен всегда быть немножечко, на ступеньку выше тех, кто сидит в зрительном зале. И об этом нельзя забывать. К сожалению, в последнее время театр болен, в нем появилось много негативных явлений, изменились к худшему отношения между актерами. Это, ко-нечно, зависит от обстановки в стране. Изменится к лучшему жизнь — изменятся и человеческие отношения.
Я сейчас не снимаюсь, к сожалению, нет интересных ролей. Не могу же я играть в картинах, типа "По прозвищу зверь" или "Лимита". А других сейчас и не снимают. Да и в театре играю всего в двух спектаклях. Там тоже идут бесконечные эксперименты. Не знаю, что нас ждет впереди. Не секрет, что зрительский интерес упал в огромной степени. И это факт прискорбный. За последнее время в театре и кино, к сожалению, сделано немного, и нас справедливо упрекают в том, что мы все говорим, говорим, говорим и ничего практически не делаем. Впрочем, в этом можно упрекнуть не только артистов. Я думаю, что в этом повинны время и те условия, в которых мы работаем.
ОТЦЫ И ДЕТИ
- У меня не театральная семья. В театре никто не служил. И если говорить о преемственности, то скорее эта "зараза" пошла от меня, потому что все мои дети подались в актеры. Сейчас дети настолько самостоятельны, настолько вышли из-под опеки взрослых, что их воспитанием стало очень сложно заниматься. Впрочем, отношения «отцов и детей» всегда были трудными, это еще Тургенев описал. И, вероятно, будут трудными. А о том, как воспитывать детей, я думаю, что в каждой семье это должно быть по-своему. Но главное — это стараться растить добрых и порядочных людей. И я, насколько это мне дано, пытался в своих детях воспитывать именно эти качества — доброту и порядочность.
Трудно оставаться добрым, когда жизнь бьет по голове. Да, конечно, это так. И все же, несмотря на внешние обстоятельства, а они действительно непростые, могу однозначно и твердо сказать: я — человек, который любит своего ближнего. Я люблю людей, и они мне платят за это добром. Я считаю, что надо искать в людях проявления доброго начала — это моя позиция, мое кредо. Это один из постулатов, который был записан в чеховской эстетической и человеческой позиции. Я его тоже исповедую. Самое трудное — при всех условиях оставаться самим собой. Если говорить откровенно, то мой самый большой недостаток - эгоизм. Все время приходится преодолевать его в себе.
Как и у всех, у меня тоже бывают «полосы невезения», но я стараюсь, насколько умею, не поддаваться дурному настроению. Потому что наша профессия не только одна из самых прекрасных, но и одна из самых жестоких. Негативных сторон в ней гораздо больше, чем тех положительных моментов, которых жаждешь, без которых не можешь жить.
БЕЗ ЖЕНЩИН ЖИТЬ НЕЛЬЗЯ
Женщины в моей жизни всегда занимали огромное место. Без женщин жить нельзя. Это существа, которые скрашивают и услаждают наше существование на земле. Хотя любовь в разном возрасте понимаешь по-разному. Вы знаете, если человек женат много лет, то со временем любовь принимает несколько иные очертания, чувство видоизменяется, становится более глубоким. Поэтому на ваш вопрос - что для меня значит любовь? - я, пожалуй, отвечу так: любовь - это прежде всего взаимное уважение.
ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО
— Я очень внимательно слежу за периодикой и стараюсь не пропустить ни одной интересной публикации в журналах. Я всегда увлекался собиранием книг, и до сих пор этим увлекаюсь, хотя немножечко пыл поостыл. А еще я очень люблю старую Москву. Я коренной москвич, и, естественно, не могу ее не любить. Когда брожу по ее улицам, ловлю себя на том, что все время невольно любуюсь старинной архитектурой. Она околдовала меня очень давно и восхищает до сих пор.
Я могу сказать, с большими, правда, оговорками, что моя жизнь в целом состоялась. А мечта очень примитивная - хорошо жить. Я оптимист по природе и верю в то, что у нас все будет хорошо, но только не скоро. Всем вашим подписчикам желаю быть снисходительнее и терпимее друг к другу. И еще - пусть вас чаще посещает любовь.
Обращение Юрия Яковлева к зрителям: "Счастья вам всем и дай бог всем здоровья! Я и Бус"
30 ноября из жизни ушел известный артист Юрий Яковлев. Церемония прощания с актером состоится 3 декабря в театре имени Вахтангова. В этот же день там пройдет спектакль "Пристань", посвященный Юрию Яковлеву. Корреспондент "ВМ" передает последние новости из театра.
Внешне театр Вахтангова ничем не изменился. Все те же афиши и те же спектакли. Но на доске информации у вахты служебного входа висит написанное от руки объявление: "Сегодня скончался наш дорогой Юрий Васильевич Яковлев".
Рядом - распечатанные телеграммы, среди которых уже есть соболезнования от президента РФ Владимира Путина, председателя Государственной Думы Сергея Нарышкина, заместителя председателя правительства РФ Ольги Голодец.
Здесь же - цветы и фотография, на которой Юрий Яковлев изображен вместе со своей собакой. На фотографии подпись самого актера. Как говорят работники театра, это одно из его последних обращений к своим зрителям:
"Мои самые искренние дружеские и сердечные пожелания всем, кто меня знает, любит, и помнит! Счастья Вам всем и дай Бог всем здоровья! Будьте счастливы! С Богом! Я и Бус". (читайте далее)
ФОТОГАЛЕРЕЯ ПАМЯТИ АКТЕРА ЮРИЯ ЯКОВЛЕВА
САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ЦИТАТЫ ГЕРОЕВ ЮРИЯ ЯКОВЛЕВА
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПОРТРЕТ
Юрий Яковлев. Прощай, Актер
В потери не хочешь верить. С каким-то диким упорством. Не стало Юрия Яковлева, но как это принять?
Его голос звучит - в голове, в памяти. Фразы, сказанные его героями, - живы. Но морозное утро столицы вдруг становится еще холодней. Потому что пришла пора прощания.
... Когда-то давным-давно семья Яковлевых жила неподалеку от Цветного бульвара, в тихом и уютном Колобовском переулке. Дома, уходящие в землю по цоколи, будто закатанные в многослойный асфальт, были заменены коммуналками - шумными, бурными семьями и семьями тихими. У каждой из них была за плечами своя история, многие из которых были похожи - потому что общей горькой нотой в них звучала только что пережитая война.
Для семьи Яковлевых - папы-юриста и мамы-медсестры - послевоенное возвращение в столицу, из которой они уезжали на два года в Уфу, было моментом переломным. Юрка - длинный, немного нескладный, по-подростковому, но явный красавец в будущем, тот самый Юрка, который так помогал матери в Уфе в госпитале, такой добрый и отзывчивый, вдруг точно сошел с ума: перестал хотеть учиться, "пошел в разнос". (подробнее)