Автор песни о елочке Раиса Кудашева жила так бедно, что журналист «Вечерки» однажды отдал ей гонорар
Ему попался на глаза журнал «Малютка» двухлетней давности со стихотворением «Елка». Начало Бекмана не впечатлило: «Гнутся ветви мохнатые/ Вниз к головкам детей;/ Блещут бусы богатые/ Переливом огней...» А вот дальше — уже ничего:
В лесу родилась елочка,
В лесу она росла...
Стихотворение было подписано под псевдонимом «А. Э.» Выяснить, кто это, не удалось. А может, и не старались. Фрагмент с нотами был опубликован в сборнике Бекмана «Верочкины песни», потом стал кочевать по разным сборникам.
А его автор все это время был жив. Его — вернее, ее — звали Раиса Кудашева. Она родилась в Москве в 1878 году в семье чиновника Московского почтампта по фамилии Гедройц, из литовского дворянского рода. Окончила женскую гимназию, устроилась гувернанткой к вдовому князю Кудашеву. А в 1906 году вышла за него замуж, поматерински относилась к его сыну. Раиса печаталась в журналах с 18 лет, но под псевдонимами. В 1899 году в журнале «Русская мысль» была напечатана ее «взрослая» повесть «Лери» о любви дворянской девушки к офицеру.
Первая мировая и революция перевернули благополучную жизнь Раисы Адамовны. Пасынок погиб на фронте. Муж скончался. В 1918 году вдову выселили из дома в Пименовском (ныне Старопименовском) переулке, 12/4, где она провела столько счастливых лет.
— А дом ее стоял долго, и я его хорошо помню, — говорит двоюродный племянник Раисы Адамовны, писатель Михаил Холмогоров. — Он находился в Воротниковском переулке, лицом к той части Старопименовского, что вела на Тверскую. Это был желтенький особняк с мезонином, и четыре могучие липы росли перед ним, с кронами, всегда отягощенными зимой вороньими гнездами. В 1970 году особняк снесли, чтобы выстроить многоэтажную башню.
О биографии Кудашевой после революции известно мало. Пишут, что она работала учителем и библиотекарем. О том, что именно Кудашева — автор текста любимой новогодней песенки, — стало известно лишь в 1941 году, — тогда песню издали в сборнике «Елка». Во всех статьях о Раисе Адамовне говорится, что редактор Эсфирь Эмден специально разыскала поэтессу.
Мы обращались к дочери Эсфири Моисеевны, но она никаких подробностей не знала. А Михаил Холмогоров рассказывает другую версию, что Раиса Адамовна случайно услышала по радио, будто Бекман — автор не только музыки, но и слов, и возмутилась. Мать Холмогорова обратилась к известному адвокату Марку Келлерману, и он сумел доказать авторство Кудашевой.
После 1945 года Раиса Адамовна с сестрой Марией жили в Мажоровом переулке, 4/6.
— Их комната скорее походила на чулан, разве что окно имелось, — вспоминает Михаил Холмогоров. — От пола к его подоконнику из стопок книг была сооружена лестница. Живший в квартире кот был дряхл, прыгать уже не мог, и сооружение было воздвигнуто для него.
В 1950-е годы, на восьмом десятке, Кудашева стала относительно известной. Ее приглашали выступать на утренниках, брали у нее интервью.
Мы нашли заметку о Кудашевой, напечатанную 30 декабря 1963 года в «Вечерке». К сожалению, она почти полностью состоит из пересказа известных фактов.
— Раиса Адамовна плохо выглядела и почти ничего не слышала, за нее говорила сестра, — вспоминает автор заметки Лидия Кляцко. — Мне было так жалко этих старушек, что после выхода статьи я перечислила им весь свой гонорар...
Умерла Раиса Кудашева в 1964 году, в 86 лет. Похоронена на Пятницком кладбище. А созданная ею песенка наверняка проживет еще не меньше ста лет.