Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

«Не надо бояться ВПР!»

Общество
Всероссийские проверочные работы в школе
Всероссийские проверочные работы в школе / Фото: «Издательский центр «ВЕНТАНА-ГРАФ»
Всероссийские проверочные работы в школе

Всероссийские проверочные работы (ВПР) становятся неотъемлемой частью школьной жизни. В 2015—2016 годах их апробация прошла в 4 классах.

В 2017 году ВПР будут проведены для выпускников 11 классов. Согласно расписанию, утвержденному Рособрнадзором, они пройдут в апреле-мае по пяти предметам, включая географию. Варианты контрольных работ и система оценивания разрабатываются на федеральном уровне, что дает возможность проверить учебные достижения школьников по единым критериям. Участие школ в проведении ВПР в 11 классе не является обязательным, такое решение будет принимать сама образовательная организация. В задания ВПР будут включены для проверки наиболее значимые элементы по каждому учебному предмету, важные для общего развития выпускника и его жизни в обществе.

О том, к чему готовиться педагогам и выпускникам, которым предстоит писать ВПР по географии, корреспонденту объединенной издательской группы «ДРОФА-ВЕНТАНА» рассказал Вадим Владимирович Барабанов, руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ).

 

– Почему в 2017 году планируется ВПР по географии в 11 классе, когда в большинстве школ изучение этого предмета заканчивается в 10 классе? Как в этом случае организовать подготовку выпускников к успешному участию в ВПР?

– В распоряжении Рособрнадзора от 06.12. 2016 года (см. приложение) указывается, что каждая общеобразовательная организация может выбрать проведение ВПР по географии в 10 или в 11 классе в зависимости от своего учебного плана. Есть школы, где география изучается по 2 часа в 10 классе или по 1 часу в 10—11 классах, а есть такие, в которых на изучение этого предмета предусмотрено 2 часа в 11 классе.

Но в любом случае к ВПР не требуется специальная дополнительная подготовка. В случае, если учитель хочет перестраховаться, он может собрать заинтересованных учащихся во внеурочное время и ознакомить их с демоверсиями заданий.

– Организацией ВПР будет заниматься образовательная организация или региональные органы управления образованием?

– Каждая образовательная организация самостоятельно принимает решение об использовании материалов, полученных для проведения ВПР, и устанавливает порядок проведения процедуры в выпускных классах.

– Кто будет осуществлять проверку выполненных школьниками работ и информирование учащихся о результатах?

– Хочу сразу оговориться: ВПР — это не экзамен, а контрольная работа, поэтому на нее распространяются все правила проведения контрольных работ. Следовательно, проверять их будут сами учителя, они же обязаны проинформировать учащихся о результатах. Единственное отличие заключается в том, что каждая школа на сайте ФИПИ откроет свой личный кабинет, в котором будут опубликованы отчеты об оценках за ВПР.

– Будет ли у выпускников возможность подать апелляцию по итогам ВПР?

– Конечно нет, поскольку, повторю, ВПР — это не экзамен, а контрольная работа. И ее результат не влияет на итоговую оценку по географии (тем более если она уже была выставлена в 10 классе) и точно так же не влияет на аттестат.

– Является ли ВПР по географии обязательной работой для всех выпускников?

– Нет. Те учащиеся, которые записались на ЕГЭ по географии, могут не принимать участия в проверочной работе по этому предмету. Для всех остальных эта работа является обязательной.

– Может ли каждый ученик во время выполнения ВПР использовать любое количество атласов 8—11 классов или все-таки будет какое-то ограничение?

– В документах этот вопрос никак не регламентирован, поэтому решение в каждом конкретном случае принимает учитель.

– В каждом варианте работы есть задания повышенного уровня сложности. Значит ли это, что у тех ребят, которые изучают географию в старших классах на базовом уровне, не будет шанса получить в итоге максимальный балл?

– Нет, не значит. Все задания, в том числе и повышенной сложности, составлялись с учетом программы базового уровня. Конечно, не все ученики смогут получить максимальный балл, потому что способности у всех разные. Но это, по-моему, естественно, и ничего нового в этом нет.

– С какой целью проводятся ВПР, в том числе по географии?

– Согласны ли вы со специалистами Рособрнадзора, которые утверждают, что подобный способ контроля знаний в школе позволяет: психологически подготовить учащихся к ОГЭ и ЕГЭ; определить уровень знаний, которые были получены в течение предыдущего этапа обучения; стать стимулом к систематическим занятиям по тем предметам, которые не потребуются учащимся для поступления в вуз; обнаружить недостатки в программах обучения и в качестве преподавания по проверяемым предметам.

– Есть официальная задача проведения ВПР — это оценка качества подготовки выпускников, изучавших курс географии на базовом уровне и не планирующих сдавать ЕГЭ по этой дисциплине. Параллельно решаются и другие задачи: получить реальную картину географической подготовки и выявить недостатки, которые могут быть разными в разных регионах. Это позволит каждой школе и каждому учителю внести коррективы в свою работу, обсудить с коллегами имеющиеся проблемы и пути их решения. Что касается психологической подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, то такая задача, безусловно, не ставится — есть много других способов ее решить. Станет ли ВПР стимулом к систематическим занятиям по географии для тех выпускников, которым не потребуется этот предмет для поступления в вуз? Пока эти работы проводятся анонимно и не влияют на итоговую оценку, поэтому особого стимула я не вижу. Однако надеюсь, что большинство школьников и так хорошо изучают географию.

Убежден, что эти проверочные работы будут служить для создания единого образовательного пространства: все образовательные организации будут иметь общий ориентир – образовательный результат, к достижению которого необходимо стремиться.

– Чем отличаются задания ВПР от заданий ОГЭ и ЕГЭ?

– Задания ВПР не легче и не сложнее выпускных экзаменов по географии, их особенность в том, что они носят компетентностный характер, то есть проверяют применение знаний на практике, в том числе навыки работы с картами. Вопросы ВПР были составлены таким образом, чтобы показать детям и родителям, что географические знания нужны в современной жизни.

– Какие уроки удалось извлечь из ВПР, проведенных в предыдущие годы, и будут ли они учтены при проведении ВПР по географии?

– Во всех регионах есть координаторы, которые собирают детальную информацию по результатам всех ВПР, кроме того, аналогичные сведения есть в каждой школе. Результаты предстоящей ВПР по географии будут использоваться на всех уровнях образования для самодиагностики и «работы над ошибками». Занятия с отстающими учащимися можно начинать с основной школы.

– Задания ВПР и критерии их оценки составляются на федеральном уровне, а проверкой работ занимаются учителя на местах. Насколько объективны результаты такой проверки и не планируется ли поменять «правила игры» в ближайшем будущем?

– Я считаю, что сознательно искажать результаты ВПР учителя не станут, тем более что эти результаты не влияют ни на годовые оценки, ни на аттестат. Все заинтересованы в том, чтобы картина была объективной, — для принятия методических решений и «работы над ошибками». Очень важно при необходимости организовать повышение квалификации по оценке образовательных достижений учащихся, в том числе и ВПР, поскольку, по данным различных исследований, многим учителям не хватает компетенций именно в этой сфере. Такие курсы могут быть и дистанционными, в том числе они проводятся в ФИПИ. Так что, надеюсь, учителя смогут повысить свой профессиональный уровень в данной области, тем более что практика показывает: проверка части С в работах выпускников, сдающих ЕГЭ, стала мощным стимулом для повышения квалификации педагогов-экспертов.

– На форумах дети, родители, педагоги жалуются на то, что ВПР приводят к перегрузкам школьников и мешают готовиться к ЕГЭ. Для того чтобы успешно сдать ВПР, детям нанимают репетиторов. Что бы вы посоветовали детям, родителям, учащимся, которые боятся ВПР и воспринимают их как лишнюю психологическую нагрузку, связанную еще и с финансовыми затратами?

– ВПР — это итоговая контрольная работа, не более того. В советское время все школьники выполняли такие контрольные. Безусловно, это была психологическая нагрузка. Отличие нынешних ВПР в том, что они разрабатываются на федеральном уровне, и детям предлагаются задания не сложнее тех, которые они выполняют в течение года. Региональные диагностические работы бывают гораздо труднее. Поэтому бояться ВПР не надо, специальной подготовки к ним не требуется. Перестраховщикам рекомендую прорешать демоверсии заданий (они опубликованы на сайте ФИПИ). Нанимать репетитора бессмысленно: за пару месяцев он вас ничему не научит. Надо просто систематически заниматься в школе.

– Сейчас предпринимается много усилий для пропаганды географических знаний: ежегодные всероссийские географические диктанты, прошедший в ноябре съезд учителей географии, различные фильмы и передачи на ТВ, деятельность Русского географического общества, которое возглавляет министр обороны Сергей Шойгу. Будет ли все это способствовать росту популярности школьной географии?

– Географическое просвещение общества — это очень важная и нужная работа. С популярностью географии как школьного предмета все обстоит сложнее. Тут многое зависит от УМК и от мастерства каждого учителя. В концепции географического образования четко прописана задача усиления связи географии с жизнью, и не случайно задания ВПР имеют практическую направленность. Если мы будем развиваться в этом направлении, а также решать задачи патриотического воспитания, поставленные новым министром образования и науки, то это не только повысит авторитет географии, но и сделает ее интересной и востребованной.

На правах рекламы.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.