Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Приметы и верования: о чем говорит непогода летом и как вернуть тепло

Общество
Приметы и верования: о чем говорит непогода летом и как вернуть тепло
Ночь на 9 октября может быть холодной / Фото: Пелагия Замятина, «Вечерняя Москва»

Ультраполярное вторжение холодных воздушных масс ожидается в столице в конце июля. Метеорологи предупреждают, что в некоторых регионах страны возможен снег.

«Вечерняя Москва» решила выяснить, как наши предки прогнозировали погоду, о чем говорили холода в летнее время и по каким приметам можно было узнать о приближении теплой погоды. Корреспондент «ВМ» обратился к старшему научному сотруднику МГУ им. Ломоносова, кандидату филологических наук и культурологу Марине Князевой, которая рассказала о славянских традициях и обычаях, связанных с холодом и дождем летом.

— Как наши предки определяли, каким будет лето?

— Народная культура — это язык общения человека и вселенной. Русская культура обращена к Солнцу. Свет и тепло у русского народа пронизывают все. Неудивительно, что множество народных обрядов осенью, зимой, весной и летом направлены на общение с Солнцем. В марте славяне звали, «закликали» весну, пекли «жаворонков». 1 мая отмечали день Живы, богини плодородия и жизни. Ее «прибог» (сущность, помощник в образе животного — прим. «ВМ») — это кукушка. У кукушки весной, с наступлением тепла, наши предки спрашивали, сколько лет жить осталось. У кукушки, по народным поверьям, есть собственная трава, ее называют «кукушкины слезки» (травянистое лекарственное многолетнее растение яртышник обыкновенный — прим. «ВМ»). По этой траве гадали, удачными будут ближайшие дни или нет: срывали, скользя рукой по стеблю, соцветие и смотрели, что получилось. «Курочка» сулила застой, «петушок» — активность, благоприятное время.

— Наверное, немаловажную роль в прогнозах играли растения?

— В первую очередь предсказания погоды и, как следствие, ожидаемого урожая строились на сроках и интенсивности цветения растений. Так, черемуха может начать цвести в период с конца апреля до первых чисел июня. Но всегда с началом ее цветения наступает похолодание, часто выпадают осадки. Во время цветения черемухи хорошо ловятся щука и лещ, сеют пшеницу, сажают картофель. Если цветет долго, будет много пчел и хлеба. Это неудивительно, ведь урожай злаковых зависит от насекомых, которые опыляют растения. Если цветов черемухи много и они большие — лето будет дождливым. «Гадали» на мошкаре. Приблизительно после 25 мая в лесах и рощах появляются комары. Если комары появились раньше — лето будет холодным. Если комаров много — будет обильный урожай ягод. Если много мелкой мошки, уродятся грибы. Как мы видим, обрядовые праздники, приметы и верования в действительности тесно связаны с многолетними наблюдениями за природными процессами.

— 1 мая европейские народы тоже устраивали гулянья?

В Европе ночь на 1 мая известна как «ведьмин праздник», Вальпургиева ночь. Начиная с первых весенних дней в деревнях особенно много внимания уделяли Солнцу и теплу. Традиции разных народов, связанные с календарем, очень похожи. Но только в том случае, если эти народы поклонялись Солнцу. Существуют и культуры, которые поклонялись Луне. Два ярких примера таких совершенно различных народов — Россия и Китай.

— Нам роднее Солнце?

— Славяне — солярная культура, образ Солнца в языческих традициях славян очень разнообразен. В своих верованиях наши предки полагали, что Солнце могут представлять сразу несколько божеств. Весеннее, яркое Солнце, дающее жизнь всему живому, называли Ярило. Ему поклонялись с апреля. Представляли это божество в виде молодого, сильного и страстного юноши. Слова «ярость» и «Ярило» имеют общий корень. Распространенное топографическое название «Красный яр» означает «очень красивое место, полное энергии, света и жизни». Ярмарки и ярильники — торговые мероприятия, сопряженные с весельем, обрядовыми песнями и плясками — длились до летнего солнцестояния — «похорон Ярилы». Во время символических похорон чучела Ярилы народ просил Солнце остаться и дарить свет. После этого световой день шел на убыль.

— По каким еще приметам можно спрогнозировать погоду?

— Приблизительно в это же время праздновали Ивана Купалу. Примечали, если в ночь на Купалу моросит дождь, вскоре наступят жаркие дни, которые продлятся долго. Яркие звезды на ясном небе — осенью будет много грибов, обильно уродятся овощи.

В принципе по тому, как роса лежит на траве, можно понять, какая наступит погода. Если капли возле черенка или в середине листа, наступит солнечная, хорошая погода. Если роса рассеялась по травинке — будут пасмурные и холодные дни.

Наши предки внимательно следили за поведением животных. Например, если корова хорошо ест сено в конце лета — это к ранним холодам. Животное запасается энергией, жирком. Выходили всем миром убирать урожай, спасать то, что растили. Недозревшие плоды могли дозреть в амбаре или сенях. Главное, чтобы не сгнили от сырости или не подморозились под открытым небом. С одной стороны — «обряд», «примета», с другой — вполне логичные, рациональные действия.

— В середине лета тоже были традиционные празднества?

Ближе к «макушке лета», между Живой и Спасом, в ночь на Петров день праздновали «Облупу». Молодежь выходила из деревни, парни и девушки пели песни, играли в обрядовые игры, пытаясь узнать друг друга по голосу, а перед рассветом отправлялись на холм или берег реки встречать Солнце. Тот, кто увидел первый солнечный луч, кричал: «Облупа!» Т.е. солнце, как яичко, «облупилось», показалось из темноты. Все бежали в село и говорили об этом. Если чистого луча не было, все готовились к ненастью. Напомню, по народному календарю лето заканчивается в Ильин день, 2 августа. Иногда даже «перекапывали» урожай — корнеплоды извлекали из земли, чтобы по окончании холодных проливных дождей высадить вновь.

— А отчего же портилась погода? Кого в этом винили?

— Подобную внезапную непогоду связывали с мистическими существами — Марой, Мореной или Мокрухой, которые съедали или портили урожай. Мара — мастер порчи, она очень коварна, обычно прячется в тени. На свету ее не видно. Но в тени, по поверьям, Морену можно заметить и тут нужно не оплошать, действовать по обстоятельствам. Например, ловкий молодец вполне может пригвоздить к земле эту пакостницу вилами. По крайней мере, раньше в народе такой способ улучшения погоды считали трудным, но вполне реальным. «Нейтрализация» Мары не вечна. Мара неубиваема. Она, как и похороненный Ярило, потом возрождается и приходит снова. В других языках существуют слова, однокоренные «Маре». Это — «Мора» (аналогичный персонаж у западных народов), слова «морг» и «кошмар» однокоренные. Они близки понятиям «смерть», «страх», «тьма».

Если наверху языческой схемы мира у наших предков стояли Перун Даждьбог и Велес, в самом низу находились Мара Морена и ее «прибоги», помощники — Трескун, Студенец, Опока, Морозко и прочие «мелкие демоны». Наступили холодные дни? Мара мстит! Чтобы зло не пробралось в дом, солили пороги и подоконники.

— Как можно определить, долго ли продлятся дожди?

— Существовало «гадание на урожай», которое, по факту, мы можем назвать метеорологическим тестом. Ложку соли клали у окна на ночь. Утром проверяли. Если соль набухала, была сырой — дожди затянутся. Очень разумно, ведь соль гигроскопична, крестьяне таким образом просто определяли влажность воздуха. Сегодня нам о циклонах и антициклонах рассказывают метеослужбы. А наши предки доходили до всего этого, копя на протяжении веков опыт и передавая информацию о «приметах» своим детям и внукам. 

— Обычно в сентябре природа дарит людям неделю, а то и две тепла. Чем занимались наши предки в эти дни?

— Холодный, мокрый, «смазанный» конец лета может сулить яркое и теплое бабье лето. Природа необыкновенно расцветает, несмотря на трагический финал. Это компенсация, закономерные извечные циклы. В конце сентябре в деревнях устраивают посиделки — Луков день. Перебирают заготовленные луковицы, готовят запас на зиму. Позже, к первым морозам, собирают капустники — соседи и родственники вместе рубят на закваску и засолку капусту. 

— У многих народов существовало гадание с помощью птиц. Как обстояли дела у нас?

— Эти обрядовые действия на Руси называли «зеньки». В октябре смотрели на птиц. Они сбивались в стаи и улетали на юг. Остающимся пичугам люди ставили угощение — хлебные крошки, зерно. Их просили остаться как символическую частичку лета. Если птицы улетали рано, «зеньки» считались «сиротскими» — к лютым холодам. Позже, в ноябре, на Козьму и Дамиана праздновали «Куриные именины». Резали и готовили кур. Гадали о зиме. Если жирок нагуляла — зима будет с морозами. О том же говорят обильный пуховой слой и плотное перо. Предсказания, как мы видим, вполне логичны и рациональны. Кур ели, обильная жирная пища помогала легче перенести первые морозы. А перины, подушки и набивные одеяла, сделанные из пуха, грели. Курица «хранила от холода».

— Но ведь зима — это не конец жизни? Зима тоже несет радость своим снегом, солнцем.

— Люди, готовясь к холодным дням, «переносили» лето в избу. Рубили зеленые ветви и украшали ими комнаты, расписывали поярче печь, вешали на окна полотенца с яркими узорами. В доме могли доращивать лук, морковь, прятали инструмент, в холодные ночи «в тепло» даже брали молодняк — ягнят, козлят, телят. Горница превращалась в мини-вселенную. Мы живем в северных широтах, поэтому проблемы холода и тепла для наших предков стояли очень остро, это был вопрос жизни и смерти. Холодное лето в России — не редкость. Чем холоднее были временные периоды, тем ярче становились узоры на рубахах и посуде, тем теплее была гамма орнамента. Даже сегодня чем дальше мы проедем на север России, тем больше киновари, желти, вохры на иконах. Они светятся алым, рубиновым, желто-золотистым цветом. Люди стремятся оставить солнечный свет в доме. Ведь половину лета будут лить холодные дожди. Потом придет осень, за ней — зима. И снова будет лето.

Комментарий священника

Клирик храма Святителя Николая, кандидат исторических наук, проректор Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета о. Филипп (Ильяшенко):

— Прежде всего хочу заметить: все, что мы знаем о настоящем древнем язычестве из заслуживающих доверия исторических источников, уместится на двух–трех страницах печатного текста. Язычество славян не следует путать с «новоделом», так называемым Родноверием, которое подносят нам в виде «древней религии». Язычество подразумевало поклонение идолам, обращение к бесам. Иногда проводились человеческие жертвоприношения. С этим сумели разобраться наши прадеды и отказаться от опасных игр.

Существуют традиции народа. Например, на Масленицу, за неделю до Великого поста, едят блины. Это нормально. Поклоняться всему круглому и видеть в блине символ «божества» — род безумия. Придумать, «реконструировать» ни на чем не основываясь можно что угодно. Через такое искажение традиций можно прийти к поклонению бесам — это очень плохо.

Суеверия не следует путать с приметами. Суетная вера — ложная вера. Это условный набор псевдоправил. Например, в некоторых губерниях крестьяне считали, что если молния ударит в дом в день пророка Илии, тушить пожар нельзя, это «грех». На самом деле подобные убеждения — бытовая глупость и отсутствие религиозной культуры.

Увы, на Руси со времен средневековья существует «двоеверие», «обрядоверие». Люди знают, что Господь есть, но при этом заигрывают с темной стороной. Это от непонимания. От этого многие беды.  Если человек обращается не к единому Богу, а просит какие-либо силы ему помочь, он просит бесов. При этом темным силам просящий дает власть над собой, и бесы этим воспользуются.

Если речь идет о приметах, ничего плохого в этом нет. «Петр и Павел час убавил». С 12 июля, праздника святых первоверховных апостолов Петра и Павла, день укорачивается на час. «Илья пророк два уволок». Интернета и гаджетов у наших предков не было, приметы помогали ориентироваться во времени и вести сельское хозяйство.

Печь «жаворонков», чтобы «приманить весну», — суеверие. Печь 22 марта птичек в День памяти 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся — православная традиция.

От редакции «ВМ» бонус. Рецепт «Жаворонка»

Продукты:

1 кг муки, 25 г дрожжей, 130 г растительного масла, 0,5 стакана сахара, стакан воды, щепотка соли.

Тесто:

Смешайте 250 г теплой воды и сахар, добавьте дрожжи.

Добавьте смесь в муку и перемешайте. Влейте растительное масло. Хорошенько вымесите тесто. Оно должно стать плотным, упругим и не липнуть к рукам.

Скатайте из теста шар, положите в кастрюлю. Накройте салфеткой и оставьте на час в теплом месте. Тесто должно увеличиться по объему в два раза.

Лепка и выпекание:

Обомните тесто. Нарежьте на кусочки примерно по 100 г, накатайте «колбаски». Завяжите «колбаски» узлом. С одной стороны сделайте утолщение — голову с острым кончиком — клювом. Сделайте из изюминок глазки. Расплющьте тесто с другой стороны, сделайте надрезы веером — это хвост. Разогрейте духовку до 180 градусов. Смажьте противень растительным маслом. Поместите изделия на противень. Смажьте поверхность «жаворонков» настоем крепкого чая с сахаром. Выпекайте около 40 минут.

Читайте также: Эксперты рассказали, чем туман опасен для человека

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.