Карта городских событий
Смотреть карту

Музейные волонтеры помогают формировать культурную повестку столичной жизни

Общество
Музейные волонтеры помогают формировать культурную повестку столичной жизни
Волонтер Артем Шиков (на первом плане) помогает Музею Скрябина с библиотекой. На заднем плане завсектором научной работы Владимир Попков объясняет принцип работы светового аппарата «Прометей» волонтеру Лане Недобер / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

В новом сезоне проекта «Волонтер в музее» участвуют 12 государственных и частных музеев столицы. Об этом сообщили в пресс-службе Мосгортура.

Проект «Волонтер в музее» рассчитан на всех, кто любит искусство, хочет узнать, как устроена музейная жизнь изнутри, и стать частью команды, которая создает разные культурные события. Это могут быть выставки, перформансы, уютные творческие вечера и другие мероприятия, реализованные в музеях. Кроме того, знания, которые добровольцы получают на теоретических и практических занятиях, пригодятся им, если они захотят присоединиться к подготовке и проведению таких крупных городских акций, как «Ночь в музее» или «Ночь искусств».

— Проект стартовал в прошлом году, — уточнили в Мосгортуре. — Программу подготовки уже прошли 242 человека, из которых 156 продолжают активно сотрудничать с музеями в качестве волонтеров.
Этой осенью обучение пройдут еще два потока добровольцев. Впрочем, как утверждают организаторы, цель проекта — не создать армию волонтеров, а найти каждому из них тот музей, где они смогут реализовать свои возможности.

— Для всех музеев важно не количество, а качество подготовки волонтеров, — подчеркнули в Мосгортуре. — Предпочтение отдается узким специалистам, которые хотели бы применить свои знания на практике: приобщиться к хранению и передаче культурного наследия, проявить себя как организатор, маркетолог, прокачать навыки фото- и видеосъемки, дизайна или проведения интервью.
Волонтеры нужны и большим, и маленьким музеям. При этом камерные музеи, такие как Тропинина или Скрябина, обращаются за помощью, как правило, чаще. Ведь у них не так много сотрудников, а культурная и концертная программы весьма насыщенны.

— Некоторые маленькие музеи с опаской относятся к большим проектам, боятся пускать к себе кого-то извне, — сказала заместитель директора Музея Скрябина Эльвира Зеленина. — Но, опираясь на наш опыт, могу заверить, что это напрасные тревоги. Даже в таких камерных пространствах, как у нас, можно и нужно работать с волонтерами, которые помогают нам не только во время крупных мероприятий, но и в научных фондах. Так, добровольцы уже описывали коллекции грампластинок и книжное собрание нашей библиотеки.

Музей Скрябина сотрудничает с проектом «Волонтер в музее» с момента его запуска. За это время у него уже сложился актив добровольцев. Но в музее всегда рады новым помощникам.

— Когда они приходят, мы обязательно проводим для них экскурсию по залам нашей экспозиции, — говорит заведующий сектором отдела фондов и научной работы Мемориального музея Скрябина Арег Мехакян. — Это нужно, чтобы они погрузились в эпоху Серебряного века, прочувствовали атмосферу дома Скрябина и познакомились с личностью композитора.

На втором этаже дома, в котором Александр Скрябин жил со своей семьей, сохранилось все так, как обустроили сами хозяева. Например, в кабинете, где Скрябин проводил больше всего времени, у окна стоит фирменный рояль, у дальней стены, почти в самом углу, затаилась конторка, за которой композитор писал музыку, рядом, на столе, лежит модель уникального цветосветового аппарата. Его Скрябин придумал для домашнего исполнения первого в мире светомузыкального произведения — симфонической поэмы «Прометей», которую он сочинил в 1910 году.

— Это один из центральных экспонатов нашего музея, — рассказывает волонтерам заведующий сектором научной работы Владимир Попков. — Перед вами круг, который состоит из 12 разноцветных лампочек — по количеству полутонов в октаве. По мысли Скрябина, который от рождения обладал цветным слухом, или синестезией, каждой ноте соответствовал определенный цвет. Сам Скрябин играл «Прометея» на рояле, а за партию света отвечала его жена: в нужные моменты она включала определенную лампочку.

Во время таких экскурсий волонтеры запоминают мельчайшие детали, чтобы потом рассказать о них посетителям. Например, светомузыкальное произведение исполнялось в темноте, при задернутых шторах. Только так можно было не просто услышать, а увидеть всю его красоту. Кстати, больше всех Скрябину нравился насыщенно-синий цвет, который, как он считал, соответствует фа-диез мажору — его любимой тональности.

— Скрябин был невероятно интересным человеком, — говорит волонтер Артем Шиков. — Он мечтал написать «Мистерию» — грандиозное произведение, в котором объединятся все виды искусств, — и исполнить его в Индии, в храме с куполом в форме полушария, специально для этого построенном на берегу озера. Это было некое действо, которое для композитора обладало сакральным смыслом: оно должно было преобразить всю планету.

Артем, студент философского факультета, уже не первый раз приходит добровольцем в Музей Скрябина. Нравится ему не только личность композитора, но и по-семейному теплая атмосфера, созданная работниками музея. Свою миссию помощника он видит в том, чтобы взять на себя часть рутинной работы и дать сотрудникам возможность сосредоточиться на чем-то по-настоящему важном — на научных исследованиях, например.

А вот Лана Недобер в Музее Скрябина как волонтер впервые, но уже, очарованная красивой теорией синтеза музыки и света, планирует здесь задержаться.

— Для меня культурное волонтерство — состояние души, поэтому я часто помогаю крупным и маленьким музеям. И, если честно, камерные музеи мне нравятся больше, — признается Лана. — В таких музеях все друг друга знают, больше доверяют волонтерам, а значит, у меня есть шанс получить и самой реализовать какой-то интересный проект.

Недобер учится на искусствоведа. И, как считает сама, опыт работы в музее будет полезен ей при написании магистерской диссертации.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Григорий Зубенко, менеджер отдела обучения персонала Мосгортура, куратор проекта «Волонтер в музее»:

— К концу года мы планируем открыть пробный набор медиаволонтеров, так как у музеев есть потребность в специалистах, которые могли бы писать тексты, делать рассылки, вести социальные сети и работать с фото- и видеоконтентом. Курс, рассчитанный на 20–30 человек, пройдет на базе трех музеев. Анонс о старте программы мы разместим в социальных сетях и на официальном сайте Мосгортура.

Читайте также: Форум серебряных волонтеров собрал в Москве 500 добровольцев из разных городов России

Google newsYandex newsYandex dzenMail pulse