Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

Старинная икона оказалась древнее, чем ожидали специалисты

Общество
Художник-реставратор темперной живописи Ксения Масленникова показывает изменения на иконе после реставрации
Художник-реставратор темперной живописи Ксения Масленникова показывает изменения на иконе после реставрации / Фото: Светлана Колоскова / Вечерняя Москва

Реставраторы Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова восстановили историческую правду в отношении одного из шедевров древнерусского искусства. Они выяснили, что Седмиозерная икона Божией Матери из собрания Переславль-Залесского историко-художественного музея-заповедника написана не в XIX, а XVI веке.

— К нам поступила икона, которая попала в Переславль-Залесский музей в 20-е годы прошлого столетия. Она была потемневшей от времени. Мы сняли басменный оклад из тонких пластинок и сделали снимок в рентгеновских лучах. Особенно нас интересовало личное письмо — так в иконописи называются любые обнаженные части тела. Рентген показал наличие авторской живописи, отличающейся от манеры письма, которую мы наблюдаем на слоях, нанесенных позднее, — рассказывает художник-реставратор темперной живописи, ассистент-стажер первого курса академии Ильи Глазунова Ксения Масленникова.

По ее словам, правая рука Богородицы в оригинале сложена в благословляющий жест, в то время как в более позднем варианте она поддерживает ножку Богомладенца. Также открылся интересный орнамент на одеянии Иисуса Христа.

— В XVIII веке научного подхода к реставрации не существовало, у икон было лишь так называемое поновление. Их покрывали олифой, которая темнеет каждые 50–60 лет. В таких случаях применяли один из способов восстановления изображения — просто переписывали его поверх старого. Когда в XIX веке боролись со старообрядчеством, положение руки Божией Матери, которая сложена двуперстно, скорее всего, изменили, чтобы не напоминать народу о двуперстии, — предполагает ректор академии Иван Глазунов. — Красивый серебряный оклад иконы отсылает в XVII или даже XVI век. Но в музее она до сих пор считалась малоценным произведением XIX столетия.

Переславль-Залесский ждет не дождется заново открытую икону: ведь это событие — дополнительная слава музею.

Как отмечают специалисты, быстрее всего темнели наиболее почитаемые иконы, находящиеся в церквях: к ним прикладывались верующие, их протирали освященным маслом. Впрочем, иконы меняли внешний вид и по другим причинам — например, некоторые переставлялись в новый иконостас. И если там другие размеры, доске могли отпилить края.

Читайте также: Храм в честь чудотворца достроят до Нового года

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.