Виктор Рыжаков: Театр «Современник» должен остаться местом притяжения силы
В предпоследний день прошлого года художественным руководителем московского театра «Современник» был назначен Виктор Рыжаков — театральный режиссер, педагог, сценарист и актер. А на прошлой неделе глава Департамента культуры города Москвы Александр Кибовский представил его коллективу. О том, с каким настроением и мыслями он вступает в новую должность, режиссер рассказал «Вечерней Москве».
— Как вы восприняли это назначение?
— Для меня оно почти такая же неожиданность, как и для всех. Я не планировал в своей жизни подобной глобальной перемены и не готовился к тому, чтобы взять на себя такую огромную ответственность. На встрече с труппой не стал говорить о программах и конкретных планах. Мне просто важно было посмотреть друг другу в глаза. Хорошо понимаю, что театр существовал в своей цельности многие-многие годы. Невероятная история. Это как в семье: жили-жили свою большую, понятную, полнокровную жизнь, и вдруг — раз… Я ощутил эту беду и тревогу в день прощания с Галиной Борисовной Волчек через тишину и слова, которые говорили люди, причем не только со сцены. Понимаю, после столь долгого, органичного и мощного руководства сложно будет всем: и коллективу, и мне. Конечно, мне никогда не быть таким лидером. Галина Борисовна — это не только сила и величие. Это громадный жизненный опыт, да и просто история «Современника». Во мне эти качества трудно представить, я совсем другой. Но мне очень хочется работать, не предавая и не разрушая тех этических принципов, на которых строился «Современник».
— Что значит этот театр для вас лично?
— Олег Николаевич Ефремов отстаивал идею Станиславского о том, что театр — искусство коллективное. Я согласен. Это тот самый принцип, который определяет мою работу долгие годы. Отлично понимаю, как важно то, что когда-то сделали семь человек, которые были первыми и создавали «Современник». Они прожили и прошли вместе невероятный, уникальный путь. Их опыт — часть и моей жизни, моей природы. В частности, это 18 лет работы в Московском художественном театре и школе-студии МХАТ. Мне посчастливилось иметь много великих учителей. Один из них — Олег Табаков — плоть от плоти школы «Современника». Уверен, что театр может организовываться только через студийность и коллективное творчество. Как удержаться и сохранить эти ценности, которые так быстро выветриваются, тем более если труппа достигает успеха? Ответ: вместе, только вместе. Это невероятный и большой труд, который нам предстоит. Присутствие на сцене живого человека основатели театра ставили во главу угла, и тут самое главное — именно присутствие. Зритель тоже ждет от артиста именно «человеческого присутствия».
— Но все же какие первые шаги планируете?
— Уверен в одном: люди здесь должны быть счастливыми. Понимаю, что это будет совсем не просто сделать. Но у нас есть невероятный опыт основателей. Они этого добивались. Весь 2020 год станет годом Галины Волчек. «Современник» должен остаться местом притяжения и силы. У нас еще полгода на то, чтобы осмыслить опыт громадного и важного периода жизни театра. Дальше будем вместе готовиться, думать, мечтать о том, каким будет наш следующий сезон и наше завтра.
СПРАВКА «ВМ»
Виктор Рыжаков окончил Щукинское училище и аспирантуру ГИТИСа. С 2001 года — профессор Школы-студии имени Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТе имени А. П. Чехова. Последние семь лет руководил Культурным центром имени Вс. Мейерхольда. Заслуженный деятель искусств с 2014 года.
Читайте также: Евгений Герчаков: Я смотрю только свои фильмы