Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Александр Лунгин: Браться за тему Второй мировой войны в кино сейчас не стоит

Общество
Александр Лунгин: Браться за тему Второй мировой войны в кино сейчас не стоит
Александр Лунгин считает, что мы все выиграем, если сумеем в кино вернуться к чуду и тайне обычного / Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Режиссер фильма «Большая поэзия», сценарист картины «Братство» Александр Лунгин приступил к работе над третьей частью «мужской кинотрилогии». В беседе с обозревателем «Вечерней Москвы» режиссер размышляет о сложности мирной адаптации солдат, прошедших горячие точки, об образах войны и поэзии на экране, о не изведанных кинематографистами районах Москвы и петушиных боях как отголосках иной культуры многонациональной столицы.

— Александр Павлович, темы, затронутые вами в вашем последнем фильме «Большая поэзия», — колючие, неудобные, о них не любят говорить вслух. Но общество они не могут не волновать. Драма об адаптации к мирной жизни людей, прошедших горячие точки, продолжает линию «Моего сводного брата Франкенштейна» Тодоровского. Тем более удивительно, что первый вариант вашего сценария «Большой поэзии» был комедийным и вы даже собирались снимать Шнура.

— Это было давно, больше десяти лет назад, и изначально фильм задумывался другим — и по настроению, и по смыслу. Хотя сама фабула была похожа: инкассаторы пишут стихи и что-то там грабят. Было другое время, и мы были другими — более молодыми, более веселыми.

— Это было нечто в стиле балабановской черной комедии «Жмурки» 2005 года?

— Скорее, в стиле печальных комедий Гая Ричи.

— В «Большой поэзии» вы поместили героев в мирную среду, где для них нет места. Неслучайно один из персонажей дает им оценку: «К мирной жизни они не годятся». Но при этом вы не устаете повторять, что ваш «Виктор — не жертва войны, а ее лорд, ее господин.

— Я имел в виду, что если вы сравниваете героя моего фильма Виктора с Франкенштейном Тодоровского и другими историями ПТСР (посттравматического стрессового расстройства — прим. «ВМ»), рассказанных в кино, то трагедия Виктора в том, что все относятся к нему как к жертве войны, а он не является жертвой в традиционном смысле этого слова. То есть он не является человеком, который не может спокойно заснуть или не понимает, как ему жить. Человеком, который мучается от того, что он одновременно и хочет вернуться на войну, и ненавидит ее, как это обычно бывает. Скорее, он похож на репликанта, которого играет Рутгер Хауэр в первой части Blade Runner («Бегущий по лезвию» Ридли Скотта, 1982 год — прим. «ВМ»). Герой Хауэра ведь тоже не просил показывать ему, «как горят десантные корабли над Орионом и как лучи Си пронизывают мрак близ ворот Тангейзера». Но когда он увидел все это, то оказалось, что создан именно для такого. Виктор борется с собой, с правдой, которую он про себя узнал, а не с ужасом своих старых военных переживаний.

— Но разве не получается, что он жертва времени? Он же не контрактником отправляется на ту войну, его туда отправляет страна. И после этой войны у хорошего честного парня нормальные реакции оказываются смещенными. У него в мирной жизни идет война в миниатюре. А люди делятся на своих и чужих. Своим надо помогать, а чужих уничтожать…

— Да, конечно, в этом смысле он жертва. Как и каждый из нас — жертва этого мира. Другие персонажи нашего фильма — Леша, Ротный и даже Цыпин — вот они как раз страдают ПТСР в привычном понимании этого слова. Трагедия Виктора в том, что ему не было там плохо. Напротив, он осознал, что ему на войне было хорошо. И он пытается спастись от этого понимания, прижаться, прибиться к чему-то другому. Но у него не выходит.

— «Большая поэзия» — не первый ваш сценарий, связанный с тематикой горячих точек. Как считаете, у этих ребят есть возможность «выпрыгнуть» из этой истории? Или психологически они ее вечные заложники?

— Я боюсь, что здесь нет универсальных рецептов. Этот опыт «выпрыгивания» очень неровный и индивидуальный. Мы ведь обычно представляем себе войну по книгам и фильмам про Вторую мировую, которая касалась всех. А «малые войны» — они другие. В них основная тяжесть боевых действий лежит на плечах десяти процентов тех, кто туда попал, а то и меньше. Процесс «выпрыгивания» связан с везением и индивидуальными особенностями психики. Кто-то, конечно, «выпрыгивает». А кто-то нет. И таких людей достаточно много, не только у нас, но и по всему миру. Это проблема универсальная. Если вы почитаете то, что пишут солдаты, вернувшиеся из Ирака, вы увидите практически аналогичные вещи и схожие переживания.

— Да, я помню историю журналиста, о которым вы рассказывали в период работы над сценарием к фильму «Братство». Он записался во время войны в Ираке в морскую пехоту на четыре месяца, чтобы написать серию разоблачительных статей о войне. Но срок закончился, а он остался на новый срок. Не смог, не захотел «выпрыгивать».

— В том-то и дело. Парень, про которого я рассказывал, — известный в Америке человек, он пишет статьи о своем опыте. Мало кто об этом говорит так, как он — уверенно, ловко, открыто. Он пишет, что, когда вернулся из Ирака, его взгляды не изменились. Он по-прежнему считает, что война — это страшное зло. Но в то же время он сидит в свое маленькой квартирке в Пасадене, закрывает глаза и вспоминает, как они летели на «Хаммере» по ночной пустыне. И раскаленная дневным солнцем броня постепенно остывала, а в лицо им в любой момент мог хлопнуть выстрел. И честно признается, что «ничего ярче и круче в его жизни не происходило и, наверное, не произойдет». Он не хотел войны, но она вошла в его жизнь и осталась там. Наш герой тоже пытается сказать сам себе: «Война — это ад», и ни слова больше! Но этого оказывается недостаточно.

— Сэм Мендес в своей новой картине «1917» тоже говорит об этом…

— Потому что Первая мировая война в этом отношении ничем не отличается. ПТСР в той форме, о которой мы говорим, тогда и возникло. Как и многие другие формы современных психических расстройств. Наверное, так всегда и было. Люди, переводящие древние таблички, написанные во времена ассирийских царей, утверждают, что солдаты и тогда испытывали сходные чувства. Никуда не денешься: ПТСР обусловлено биохимией человеческого мозга.

— Получается, что ваши герои сродни боевым петухам, которых вы символично вводите в фильм, они «могут только биться и умирать».

— Да, птичья символика мне была важна. Леха отрекается от своего друга, который в определенном смысле является богом войны, еще до того, как петух прокричит три раза. И потом петушиные бои — это часть новой реальности, того, что теперь принято называть Большой Москвой. Люди, которые приехали в столицу строить разноцветные дома на ее окраинах, приносят с собой среднеазиатскую культуру. В Таджикистане и особенно в Узбекистане петушиные бои — популярная вещь, там играют на всем. Есть бои петухов, баранов, даже перепелов. В России петушиные бои вроде как запрещены. Вернее, запрещены не сами бои, а тотализатор, игра на деньги. Но если заглянете в интернет, он пестреет огромным количеством сайтов заводчиков. Так что нет проблемы купить себе пару боевых петухов. Было бы желание.

— Ну а в чем символика свалки, которую герои охраняют непонятно от кого?

— Мне было нужно выразительное пространство, на которое мы могли бы посмотреть глазами Виктора. А он воспринимает окружающий мир как пустыню. Свалка в этом смысле подходила идеально. И мы нашли подходящий район, где 30-этажные дома стоят вокруг огромной помойки, которая выше их в полтора раза. Он называется Некрасовка.

— Среди фильмов, снятых по вашему сценарию, — картина «Братство» Павла Лунгина, рассказывающая о другой, афганской, войне. К фильму были претензии ее участников. С чем вы согласны, с чем нет?

— Я, честно говоря, считаю, что это просто русский вариант треш-тока, который сопровождает все относительно дорогие кинопроекты («треш-шок» — грязная болтовня, одна из форм оскорбления в конкурентных ситуациях — прим. «ВМ»). Ну разве можно серьезно обсуждать, пили ли военные водку в Афганистане или не пили? Я в Афганистан съездил. Там война идет до сих пор. И, в общем, это та же самая война. Так что я имею право на свой взгляд на нее и не чувствую себя в какой-то уязвимой позиции. Более того, считаю, что этот скандал был связан не с афганской войной, а с тем, что прокатчики пытались поставить фильм на 9 Мая, что сразу превращало фильм об афганской войне во что-то иное. Что касается самих пожилых людей, когда-то воевавших в Афгане, — ну, слушайте, мы все хотим, чтобы нас любили. В их воображении все войны давно уже слились: они, видимо, представляют себе, что это они, сидя на белом коне, принимают парад на Красной площади, и немецкие орлы свалены у мавзолея, а колонны военнопленных уходят куда-то по Москворецкому мосту. Поэтому и обижаются. Их можно тоже понять. Я сейчас имею в виду тех генералов, которые выражали свое недовольство картиной: у них в головах уже совершенно какая-то иная война. Они пытаются присвоить себе статус абсолютного победителя, которого в любом случае можно только почитать. А это не совсем так. Поэтому их претензии я близко к сердцу не принял. Тем более что люди, которые были в Афганистане солдатами или младшими офицерами, реагируют на фильм совсем по-другому.

— Какую мысль вы сами-то закладывали, когда писали сценарий «Братства»?

— Сценарий был о конце войны. О том, как «пустыня войны зевает за окном».

— Я слышала, что вы хотели снимать еще один фильм, действие которого происходит в Дагестане?

— Но это — не военный фильм. Просто у меня есть план мужской трилогии. Первая часть — про Афганистан, которая стала фильмом «Братство». Вторая — «Большая поэзия». А третий фильм я хочу снять о дагестанских парнях, которые занимаются MMA (смешанными боевыми искусствами — прим. «ВМ»). Я съездил в Дагестан, но пока не уверен, что все получится. Но, наверное, все-таки попробую.

— А почему вас так волнует боевая и военная темы?

— Но мои сценарии ведь не совсем про войну. Афганский возник достаточно случайно, он делался по заказу. Я сам никогда афганской войной не занимался: был еще школьником, когда она закончилась. Война моего поколения — это первая чеченская, что в неком смысле сказалось на моем стиле. А следующий фильм был уже не совсем про войну. Про войну вообще сложно снимать. Слишком дорого.

— Создается ощущение, что ваши герои вышли из не слишком благополучных семей. И что у них в отличие от вас не было деда, который писал бы сценарии к фильмам «Трое в лодке, не считая собаки» или «Посторонним вход воспрещен». Вы сами-то не хотите на этой ниве потрудиться, сделать качественное детское и юношеское кино?

— Фильмы для детей сейчас самая конкурентная ниша.

— Ну, я не об анимационных проектах Сергея Сельянова, который закрывает эту нишу «Богатырями». Я об игровых художественных фильмах для детей, их на наших экранах по-прежнему нет.

— Они есть, но мы их не видим ни в кинотеатрах, ни на ТВ-экранах. Разыгрываются лоты на детские фильмы, под них выделяются значительные деньги, но в этом пространстве крутятся только самые большие игроки киноиндустрии. Это специфический закрытый рынок. Я же сделал дешевый, артхаусный фильм. Но, если уж совсем откровенно, сценарий детского фильма меня, наверное, озадачил бы. Так-то я готов любые сценарии писать, но вот детский... Не знаю. Это — вопрос.

— А чего нашему российскому военному кино не хватает, с вашей точки зрения? В год юбилея Победы их будет много снято.

— Что касается Второй мировой войны, это, на мой взгляд, самая опасная и напряженная в российском кино территория. Я считаю, что браться за эту тему сейчас не стоит, потому что здесь можно столкнуться с по-настоящему серьезными проблемами и жесткой цензурой. Там все делается по каким-то своим правилам, с идеологической в основном подоплекой. И потом еще раз повторяю, это очень дорого. Мне привычнее находиться в нише фестивального артхаусного кино.

— Существует водораздел между российским авторским и коммерческим кино. К первому мы привычно относим кинематограф Тарковского, ко второму — кинематограф Гайдая. Как считаете, кино способно что-то менять в человеке или его цель — подпитывать зрителя энергетически?

— А вы всерьез считаете, что коммерческое кино Гайдая не является авторским?

— Гайдай — единичный случай, под него институты надо было создавать, изучать его метод.

— Мне кажется, сейчас кино перестало быть чем-то единым. Раньше эта целостность гораздо больше проявлялась. Фильмы, которые называют коммерческими и которые принято считать «искусством», сегодня настолько разошлись в разные стороны, что требуют уже совершенно разных навыков. А в 90-е и раньше система была другой, вполне понятной. Ты снимал дешевый фильм и если добивался успеха, то тебе давали бюджет побольше. И ты тогда делал, как правило, не так уже удачно, зрительский фильм. А сейчас люди перестали перепрыгивать с одного уровня на другой. Понимаете? Это стало разными типами зрелища, пересечений немного.

С одной стороны, этот разрыв артхаусное кино освободил: ты можешь пробовать делать то, что тебе интересно, не считаясь ни с какой рыночной конъюнктурой. Но, с другой стороны, кино все равно дорогая штуковина, даже то, которое мы по традиции называем дешевым. Так что подобная ситуация долго не продлится.

— И куда это все выльется?

— Мне кажется, этого никто до конца не понимает, потому что вся революция рубежа 2000-х привела к чему-то совершенно иному. Сейчас киноиндустрия переживает обратное воздействие сериалов и реабилитацию статуса сценария. Теперь содержание снова выходит на первый план. Но что будет дальше, все равно непонятно.

— Может быть, рискнете назвать главную проблему российского кино?

— Мне кажется, что в кино ситуация такая же, как и во всем остальном русском бизнесе. Ослепленные своими пропитанными нефтью надеждами, мы способны реагировать только на что-то очень большое и очень необычайное. Знаете, как рекламный слоган «ТВ-3»: «Все, кроме обычного». Но я думаю, что мы все только выиграли, если бы сумели вернуться к чуду и тайне обычного.

Ну а с точки зрения организации? После Голливуда, Гонконга, Индии и Нигерии — у нас, наверное, самая большая в мире киноиндустрия. И скоро это изобилие начнет сказываться: сама толща индустрии чисто статистически станет порождать неожиданные удачи и прорывы.

Но, учитывая, что людей, которые хотят снимать кино, становится все больше, Минкульт все равно не сможет давать деньги всем. И значит, нам нужно, как это делается во всем мире, учиться работать с международными фондами. Здесь практически никто этого не умеет. Я тоже понятия не имею, как это делается. Но нужно учиться, иначе будешь прозябать.

— Среди фильмов вашего отца какие вам больше всего нравятся?

— «Такси-блюз». И, наверное, «Остров». На мой взгляд, это два лучших его фильма.

— Ну а какие фильмы вы отметили для себя за последние пять лет?

— Пожалуй, «Охотника на лис» Беннетта Миллера. И мне очень нравятся фильмы японского режиссера Хирокадзу Корээда.

— Вы снимали на окраине Москвы. Нравятся ли вам те изменения, которые происходят со столицей? Любите ли бродить по Москве или видите ее только из окна вашего автомобиля?

— Слушайте, Москва во многом стала приятным городом. Особенно летом. Я живу в районе Покровских Ворот, в основном там и гуляю, этот район мне очень нравится. Но я думаю, что настоящая Москва — это как раз и есть район, где мы снимали фильм. Просто привычная Москва внутри Садового кольца отбрасывает непропорционально огромную тень. Она заслоняет ту, где, собственно, и живут люди. В одной только Некрасовке проживают 300 000 человек. Больше, чем во всем центре. И эту Москву я совершенно не знал, видел ее из окна аэроэкспресса или машины, когда ехал на дачу. Выбирая натуру, мы много ездили по окраинам. И реальность оказалась не совсем такой, как я ожидал. Похоже, что язык современного урбанизма очень универсален. И если сделать нарезку из кадров нашего фильма, то сразу и не скажешь, где происходит дело: в Москве, в Мальме или в Маниле.

СПРАВКА «ВМ»

Александр Павлович Лунгин (род. 23 сентября 1971, Москва) — кинорежиссер, сценарист и продюсер. Окончил исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова. Режиссер картин «Большая поэзия», «Некуда спешить», «Явление природы». Сценарист фильмов «Братство», «Дама Пик», «Портрет незнакомца» и других.

Читайте также: Андрей Золотарев: Сценарист — это самая свободная профессия на Земле

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.