Юрист и урбанист рассказали, кому выгодна гаражная амнистия
По данным Росреестра, в России не зарегистрированы более 3,5 миллиона гаражей / Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Юрист и урбанист рассказали, кому выгодна гаражная амнистия

Общество

Правительство рассматривает проект федерального закона о так называемой гаражной амнистии.

Законопроект в течение двух лет разрабатывали Минэкономразвития и Росреестр. При его подготовке чиновники взаимодействовали с властями регионов и с органами местного самоуправления.

Сегодня, по данным Росреестра, в России не зарегистрированы более 3,5 миллиона гаражей.

— Все просто: гараж есть, а документов на него нет. Человек имеет в собственности, скажем, металлическую коробку 3x6 метров, делает за нее взносы в гаражный кооператив, но подтвердить право собственности не может, — рассказывает юрист Московской коллегии адвокатов Евгений Аничкин. — Причем сами постройки из-за отсутствия в законе даже такого определения, как «гараж», нигде не учитываются. Есть земля, арендованная гаражным кооперативом, а самих гаражей как бы и нет. Не существует в природе.

Новый законопроект устанавливает перечень документов, подтверждающих, что гражданин владеет «гаражным объектом».

Такими документами, как предполагается, будут выплата пая в гаражном кооперативе или ранее полученное решение о распределении гаража. А также документы, подтверждающие оплату различных платежек при эксплуатации — например, уборку снега, плату за электричество, охрану и т.д. Возможно, будут полученные в прежние годы документы технической инвентаризации. Больше того: законопроект предусматривает, что субъекты РФ наделят правом продавать гражданам землю под гаражом. Для этого, правда, им придется собрать целую стопку дополнительных документов.

— С одной стороны, проект облегчает многим автомобилистам жизнь, с другой — это крайне неоднозначная инициатива, — рассуждает урбанист Григорий Мельник. — Уровень автомобилизации сейчас очень высок. В Москве — свыше 400 машин на 1000 жителей, и большинство автовладельцев, у которых есть гаражи, ими просто не пользуются. Машины ставят во дворе. Это намного удобнее, чем каждый раз загонять в гараж. Поэтому металлические боксы фактически используются как склады. В них хранятся старая мебель, лыжи и вообще все, что не свезли на дачу. Таким образом, человек на общественной, принадлежащей городу земле, устраивает себе склад. Второй момент, на который обратил внимание эксперт: гаражи занимают дефицитнейшее городское пространство.

— Ни в одном развитом мегаполисе мира идея плоскостных стоянок не прижилась. Городская земля стоит чрезвычайно дорого, чтобы на ней в одном уровне хранить автомобили, да еще и частные, — рассуждает эксперт. — Да, гаражи нужны. Больше того — остро необходимы. Но — многоуровневые. Мы почему-то спокойно относимся к многоэтажкам и сами в них живем. Мы не представляем, что где-нибудь в пределах МКАД можно построить кварталы одноэтажных домов. У нас же не деревня, земля дорогая. А кварталы «одноэтажных домиков» для машин — в виде гаражных кооперативов — это вроде как нормально. Где логика?

Третий момент: гаражные кооперативы мешают развитию Москвы.

— Часть их, например, необходимо снести ради строительства новых путей на Московских центральных диаметрах. Если землю под гаражами отдать в собственность, городу придется ее выкупать, и за большие деньги. Не думаю, что это хорошая идея, — рассуждает эксперт.

По мнению Мельника, новым законопроектом необходимо предусмотреть вариант, при котором гаражные кооперативы при необходимости сносятся, а владельцам бесплатно дают места в многоуровневых гаражных паркингах.

Если правительство и парламентарии поддержат документ, то амнистия ожидается в 2021 году.

Читайте также: Четыре главных изменения, которые ждут россиян с 1 марта

Google newsGoogle newsGoogle news