Корреспондент «Вечерки» узнала, как работает настоящий пожарный
Сюжет:
Специальный репортажВ 21 веке женщины осваивают самые необычные и, казалось бы, совсем неподходящие для слабого пола ремесла. Лишь немногие специальности недоступны дамам в силу законодательного запрета, например, профессия пожарного. Однако юнкору ВМ все же удалось поближе познакомиться с этим нелегким делом — на базе МЧС она примерила противопожарный костюм, пробралась через имитацию завалов в теплодымокамере и спустилась на тросе из окна башни.
Накануне Международного женского дня я бодро шагаю туда, где женщин практически нет – на территорию Пожарной части №32, где мне предстоит пройти тренировку для настоящих пожарных, максимально приближенную к реальным условиям.
На базе для меня уже подготовлена серая экипировка пожарного из специальных термостойких материалов: объемная куртка, «дутые» штаны с подтяжками, спасательный пояс для страховки и, конечно же, круглый шлем, как у гонщика. По нормативам, у пожарного есть всего 30 секунд на сборы, я же возилась с крючками и застежками около 10 минут.
Штаны мне пришлись в пору, а вот куртка оказалась велика, но размеров меньше не было, да и силуэты «оверсайз» сейчас в моде, поэтому пришлось надевать, что есть. В результате во всей пожарной экипировке я смотрелась очень комично – не то как инопланетянин, не то как пополневший сноубордист.
Но «вишенкой на торте» стал еще один необходимый элемент костюма пожарного – продолговатый кислородный баллон, который крепится на спину, как рюкзак, и дополнительно фиксируется на поясе. Внешне эта небольшая конструкция выглядит совсем не тяжелой, однако стоило мне только взвалить его на спину и закрепить, как баллон сразу же начал сильно тянуть назад. Возникло ощущение, будто этот рюкзак вот-вот меня перевесит, и я упаду.
А ведь нам, непрофессионалам, досталась еще «облегченная версия» костюма – в реальных условиях вес всей пожарной экипировки вместе со снаряжением может достигать около 30 кг. И с такой ношей надо не просто стоять или ходить, а еще и спасать людей!
После облачения в костюм, необходимо пройти тренировку на трех тренажерах, чтобы разогреться, и инструктаж. Велотренажер и бесконечная лестница дались мне относительно легко, а вот после беговой дорожки ноги стали подкашиваться от усталости, а одежда была в состоянии «хоть выжимай». С правилами поведения в теплодымокамере, огромном лабиринте, где каждый месяц тренируются пожарные, вышло полегче:
– Слушайте инструктаж лежа, – с улыбкой предложил мастер-пожарный Артем Алексеенко, – это единственное удобное положение, когда и баллон, и прочее обмундирование опирается на пол. Так и силы до начала лабиринта не растеряете.
Слушать инструкции лежа – и правда, одно удовольствие. К тому же они довольно просты: двигаться в порядке пожарный – новичок, в случае плохого самочувствия – немедленно сообщать об этом, перемещаться по лабиринту – ползком, потому что при пожаре дым скапливается в верхней части помещения.
Но вот прекрасные мгновения отдыха заканчиваются, и мы по очереди заползаем в черноту комнаты с лабиринтом, имитирующим завалы. Это многоуровневая решетчатая конструкция люками, лестницами и узкими проходами, в которых постоянно застревает баллон. Вокруг сгущается серый дым, мелькают красные, зеленые и белые огни прожекторов и раздаются звуки серены, крики и грохот, все это нужно для психологического давления, чтобы пожарные были готовы максимально сложным условиям. Но несмотря на все эти искусственно созданные трудности, хуже всего я переносила вполне естественную вещь – от опоры на плиточный пол мои колени с первых же метров начали нестерпимо болеть.
В таких условиях ориентироваться в пространстве практически невозможно, поэтому я решила просто чуть ли не на ощупь следовать за пожарным, неуклюже переваливаясь из одного решетчатого коридора в другой. А ведь настоящим пожарным нужно не только внимательно следить за окружающей обстановкой и нести на себе тяжелое обмундирование, но еще и людей эвакуировать. С последней задачей я бы точно не справилась – слишком уж медленно ползла. В такие моменты начинаешь понимать, что значит действительно сложная и опасная работа. Да и свежий воздух и свет после прохождения лабиринта теплодымокамеры начинают казаться чем-то ценным и бесконечно приятным.
Однако на этом «испытания» не заканчиваются – нас ждет спуск на тросах с третьего этажа деревянной учебной башни, своеобразная репетиция эвакуации из высотных зданий. Пока идет подготовка к «спасению», я успеваю рассмотреть хитрую конструкцию для спуска, состоящую из трех прочных тросов.
За одну из этих веревок прикреплен пожарный, за вторую – эвакуируемый человек, а третий более тонкий трос тянут внизу двое пожарных, чтобы обеспечить спуск. Все это очень напоминает детскую «тарзанку» в парке аттракционов. Но несмотря на это, я поглядываю на конструкцию с опаской – все-таки спускаться придется с третьего этажа, пусть и со страховкой. Увидев мои переживания, пожарные, прикрепляющие меня к тросу, даже начинают подшучивать надо мной – для них-то спуск дело привычное, они и пострашнее ситуации видали.
— На самом деле, страшно только вылезать из окна – срабатывает инстинкт самозащиты, а когда уже висишь над землей становится намного спокойнее, потому что понятно, что деваться некуда, – успокаивает меня мастер-пожарный Артем Алексеенко, который спускается вместе со мной.
И действительно, мы скользим по тросу настолько плавно, что страх исчезает сам собой, даже земля уже не кажется такой далекой, как из окна башни. Не успела я коснуться ногами земли, как рядом со мной раздается голос пожарного: «Поздравляем с восьмым марта!», и в руки мне опускается букет из розовых тюльпанов. И вот уже забываются и стертые колени, и страх высоты. Все-таки цветы радуют девушек и женщин даже в самых экстремальных ситуациях!
Читайте также: Нехрупкая красота: вдохновляющие истории москвичек о мужестве и стойкости