Кирилл Гребенщиков: Мой дед до войны работал в «Вечерке»
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАCериал «Заступники» начался на Первом канале. Одну из ролей в нем сыграл Кирилл Гребенщиков. О своей новой работе он рассказал в интервью «Вечерке».
В сериале «Заступники» Кирилл Гребенщиков играет роль опытного адвоката, можно сказать, советского Перри Мейсона.
— Кирилл, сериал «Заступники», на ваш взгляд, все-таки про любовь или про борьбу за справедливость?
— Скорее — второе, хотя и про любовь, конечно. Для себя я определил так. А добиться справедливости всегда было тяжело, и времена оттепели не исключение...
— Действие фильма происходит в 60-е годы ХХ столетия. Легко сейчас в Москве найти места, чтобы показать столицу того времени?
— В Москве мы не снимали. Адвокатская контора «Филиал № 1» — это декорация, а натура — это, как правило, Минск. Есть и Подмосковье, но по минимуму. Минск, кстати, тоже развивается очень быстро, и советского там уже очень мало осталось. Действие двух серий происходит в Грузии, и вот там можно снимать любую эпоху, просто зайди в любой двор — и попадешь в 30-е или 60-е годы. Аутентично до сих пор.
— В первой серии «Заступников» ваш герой обращается за помощью в «Вечерку»...
— Да-да, там был такой момент! Это удивительное совпадение! Ведь мой дед до войны работал журналистом в «Вечерке». Орлов Федор Пантелеймонович, отец моей мамы. На начало войны, в 41-м году, ему уже было 38 лет, еще и двое маленьких детей, поэтому он уже не подлежал мобилизации. Но дед ушел добровольцем в 4-ю дивизию народного ополчения Куйбышевского района.
Сначала они строили укрепления, а 10 октября были переброшены под Боровск и вошли в 110-ю стрелковую дивизию. 20 октября немцы прорвали в трех местах оборону, вышли к Наро-Фоминску. И дивизия фактически перестала существовать. Дед, раненый, попал в плен. Он командовал в звании старшего лейтенанта противотанковым расчетом. И дальше — все, точных сведений нет. Видимо, он оправился от этого ранения. Лагерь военнопленных отодвигался и отодвигался, к середине войны он оказался в оккупированной Франции. В 1944-м ему удалось бежать из плена, он примкнул к французскому сопротивлению. Конец войны застал его в Италии, в Таранто, где был огромный фильтрационный лагерь для русских военнопленных. Он прошел эту фильтрацию, ему вернули погоны в Советской военной миссии и назначили комендантом поезда, который вез бывших военнопленных на Урал. Замкнутое пространство, люди не знали, что их ждет, начались карты, драки и тому подобное...
Дед пытался навести порядок, на него донесли. Есть такое предположение. Его арестовали, лишили звания и посадили по 58-й статье. Он получил 10 лет лагерей. Вернулся только в 1954 году и работал уже в газете «Ленинское знамя». Умер в 1977 году. Бабушка поднимала детей, мою маму и ее брата, фактически одна.
Впоследствии дед подавал на реабилитацию, но не хватило документов... Я сейчас пытаюсь добыть что-то из архивов, но все довольно сложно. Людей по фамилии Орлов очень много.
— Вы ведь представитель актерской династии?
— Ну, какая династия… Династия — это про Садовских или Ливановых… А у нас мама-актриса, папа-актер и я. Просто общая профессия.
— Желание стать актером появилось еще в детстве?
— Нет, я совсем не хотел быть актером. Я не любил выступать, был стеснительным. Это потом уже, когда поступил в институт на совсем другую специальность, у меня интерес к этой профессии появился. Мама мягко направила в определенную сторону — на постановочный факультет Школы–студии МХАТ. Мама считала, что, во-первых, это реальное дело, во-вторых, оно связано с театром. Я-то поступил, но способностей к этому делу у меня не было. Для этого все-таки надо быть художником. А потом, это же еще и техническая специальность, надо знать начертательную геометрию, сопромат, электротехнику, то есть знать театр с точки зрения его инженерного устройства.
— Можно сказать, что вы бежали оттуда на актерский факультет?
— Я не бежал, а просто доучился спокойно два года и поступил на актерский. Это произошло так. Я обслуживал спектакли на актерском факультете, и как-то работал на спектакле у Михаила Андреевича Лобанова. Был такой замечательный педагог. Многое хорошее, что мы знаем об учениках Табакова — это заслуга Лобанова. Я просто сидел в уголке на прослушивании, когда абитуриенты поступали. Это был 1990 год. Он ко мне повернулся и говорит: «А ты когда будешь поступать?» С этого момента появилась мысль: «Почему бы и нет?» Подготовился и на следующий год поступил.
— Многие жалуются, что режиссеры сегодня мало работают с актерами.
— Иногда такие режиссеры попадаются, что лучше бы и не работали. Хочется сказать: «Просто не мешай».
— Правда, что и у актеров, и у режиссеров порой связаны руки по той причине, что кино у нас стало продюсерским...
— Бывают и счастливые исключения. Например, я видел, как работает Александр Цекало, продюсер «Заступников». Он пришел, посмотрел, как идет процесс, он ничего не навязывает... А бывают самодуры, которые садятся рядом с режиссером и начинают указывать ему, что он должен снять, актерам — как они должны играть, постоянно диктуют... Это невыносимо.
— Вы коренной москвич, родились на Чистых прудах...
— Ну что значит коренной? У меня папа из Свердловска. А родился я в общежитии Театра им. Станиславского на Аэропорте. А на Чистых жили бабушка с дедом. Но да, Москва — мой родной город.
— Если когда-нибудь вы станете педагогом, что вы постараетесь донести до своих учеников о профессии актера?
— Думаю, скажу им, чтобы они постарались, прежде всего, узнать себя, постарались понять законы и правила нашего ремесла. А узнав эти законы, научились их забывать. Если в момент игры ты помнишь о правилах и законах, то игры нет.
ДОСЬЕ
Кирилл Гребенщиков родился в 1972 году в семье актеров Театра им. Станиславского. Окончил Школу-студию МХАТ. С 1997 года работает в актерской лаборатории театра «Школа драматического искусства А. А. Васильева». В фильмографии актера около 70 работ, в том числе в таких фильмах, как «Серафима прекрасная», «Ученица Мессинга», «Тест на беременность», «Поздний срок» и других.
Читайте также: Руководитель театральной студии рассказал, как стал режиссером