Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Народная война. Правда и мифы о добровольцах, ушедших на фронт

Общество
Евгений Василевский (справа) с моряками-сослуживцами в Севастополе во время войны
Евгений Василевский (справа) с моряками-сослуживцами в Севастополе во время войны / Фото из личного архива

Список бойцов 173-й стрелковой дивизии, которая формировалась на основе 21-й дивизии московского народного ополчения, и знамя, находившееся в одной из частей, были обнаружены поисковыми отрядами в Тульской области. Многие жители столицы вступили в ряды ополчения летом и осенью 1941 года.

Как и где сражалась дивизия, ставшая впоследствии гвардейской и прошедшая всю войну, что за люди воевали в ее рядах, рассказывает «ВМ».

Спустя 74 года после победы и 79 лет после начала Великой Отечественной войны окончательная точка в истории этого тяжелейшего времени пока не поставлена и, судя по всему, если поставлена и будет, то случится это не скоро. Земля до сих пор продолжает хранить многие свидетельства тех боев. Люди, судьба которых считалась неизвестной, обретают недостающие фрагменты своей биографии. Работа поисковых отрядов на местах боев каждый год приносит новые находки и новые данные о людях, которые пали в тех боях. Найденное тульскими поисковыми отрядами накануне Дня Победы знамя, находившееся в одной из частей 173-й стрелковой дивизии, сформированной на базе 21-й дивизии Московского городского ополчения, заставляет нас снова и снова вспоминать о судьбе горожан, добровольно вставших на защиту столицы и страны.

Битва за нашу историю

Дивизии Московского народного ополчения стали одним из символов 1941 года, когда началась Великая Отечественная война.«Ополчение» — слово это издревле означает, что враг настолько силен, а ситуация на фронте складывается так, что для победы не хватает сил одной только армии и приходится навалиться «всем миром». Люди мирных профессий, пожилые, молодые откликаются на призыв о помощи, который бросает руководство, берут в руки оружие и отправляются на защиту Отечества. Так было в 1612 году во время борьбы с польскими интервентами, в 1812-м, когда в Россию вторглась армия Наполеона, и в 1941-м.

История Московского ополчения — это не только история боевого пути частей и соединений, но и битва за правду.

В эпоху перестройки и гласности, в середине 80-х годов прошлого века «хорошим тоном» стали разоблачительные публикации о войне, намеренное снижение и обесценивание подвига Красной армии. Стереотипное представление о Московском ополчении той поры звучит так: «необученные массы жителей столицы, среди которых студенты, профессура, кое-как вооруженные, были кинуты верховным командованием для затыкания дыр». Эти слова не имеют с реальностью ничего общего.

— То, что у ополченцев была одна винтовка на троих — это расхожий миф, который был полностью опровергнут подлинными документами, которые стали сегодня доступны исследователям. Даже в условиях быстрого продвижения немцев к Москве дивизии, которые комплектовались ополченцами, были вооружены согласно штатному расписанию, а их командный состав был скомплектован из кадровых офицеров, многие из которых уже успели приобрести полевой опыт. Ополченцы могли доукомплектовывать собой части действующей армии. Так что говорить о них как о некоем заслоне из плохо обученных людей неверно, — рассказал военный историк Алексей Исаев.О том, что ополченцы были вооружены и подготовлены к бою, насколько позволяла обстановка первых месяцев войны, мы встречаем свидетельства и самих участников тех событий.

Профессора, рабочие, студенты

Среди частей Московского народного ополчения, кто отправился на фронт, была и Двадцать первая дивизия, сформированная из жителей Киевского района столицы, переименованная потом в 173-ю стрелковую дивизию.

Центром формирования Двадцать первой дивизии Народного ополчения Киевского района Москвы стала школа № 59, которая находилась в первом доме по Староконюшенному переулку. Она комплектовалась из рабочих Хладокомбината, Дорогомиловского химзавода, Железнодорожного узла, фабрики Сакко и Ванцетти, Кондитерской фабрики имени Бабаева, Московского холодильного комбината, а также колхозников Пушкинского района. Влились в ее ряды и служащие, научная и творческая интеллигенция из научно-исследовательских институтов Академии наук, Театра имени Вахтангова, «Мосфильма», столичных высших учебных заведений.

Всего на пункт сбора дивизии 6 июля 1941 года, согласно архивным источникам, прибыли 7660 человек. На следующий день ополченцы дивизии совершили пеший 40-километровый марш-бросок до лесного лагеря на запад от Москвы, где им предстояло пройти подготовку. Кроме этого, дивизии была поставлена задача подготовить рубежи обороны в районе населенных пунктов Глазово, Аксаново, Маслово. Боевое знамя было вручено дивизии 24 июля.

В сборнике «Провал гитлеровского наступления на Москву. 25 лет разгрома немецко-фашистских войск под Москвой» начальник штаба этой дивизии, генерал-майор Георгий Первенцев, так вспоминал о начале боевого пути части: «Эта дивизия возникла в июле 1941 года из ополченцев Киевского района г. Москвы и первоначально именовалась 21-я дивизия Народного ополчения. Она была включена тогда в состав войск 33-й армии Резервного фронта.

Но 26 сентября 1941 года дивизия была переименована в 173-ю стрелковую дивизию. В начале сентября мы получили пополнение и дополнительное вооружение — гаубичные 122-мм батареи для своего артиллерийского полка, отдельный саперный батальон и некоторое количество автоматов для стрелковых полков. В этот период 173-я стрелковая дивизия занимала оборону на левом фланге 33-й армии за стыком 43-й армии Резервного фронта с 50-й армией Брянского фронта. Правее оборонялась 17-я стрелковая дивизия, левее соседей не было. Перед- ний край обороны нашей дивизии проходил в 30–35 километрах восточнее Десны, на рубеже которой оборонялась 217-я стрелковая дивизия 50-й армии. Таким образом, мы находились во втором эшелоне и имели возможность не только производить инженерные работы по укреплению своей оборонительной полосы, но и проводить регулярные занятия по боевой и политической подготовке.

И после превращения нашей дивизии в кадровую и включения ее в состав действующей армии мы продолжали поддерживать тесную связь с Киевским райкомом партии Москвы. Райком заботился о помощи семьям ополченцев, направлял в дивизию подарки от трудящихся района, ревниво следил за учебой, а в дальнейшем и за боевыми действиями дивизии».

Воспоминания эти несут неизбежный отпечаток советской идеологии, поскольку были написаны еще во времена СССР, но факты, необходимые для понимания, что представляли собой дивизии, сформированные из ополченцев, тут есть. Не одна винтовка на троих, а гаубичный полк, отдельный саперный батальон и даже некоторое количество автоматов, говоря о которых Первенцев, вероятнее всего, имеет в виду пистолеты-пулеметы Шпагина (ППШ-41). Кроме этого, дивизия отнюдь не была с ходу брошена под немецкие танки, а прошла обучение, находясь во втором эшелоне фронта.

На передовой

После завершения обучения и формирования подразделений и частей, оснащения техникой и необходимыми материальными средствами дивизия по старой Смоленской дороге выступила на фронт. Трехсуточный форсированный марш стал серьезным испытанием для ополченцев дивизии — большую часть пути бойцы шли пешком, поскольку автотранспорт был отдан артиллеристам. По приказу командования дивизия заняла полосу обороны на Ржевско-Вяземском оборонительном рубеже в составе 33-й армии.

25 сентября 1941 года она была переименована в 173-ю стрелковую дивизию. Вошедшие в ее состав стрелковые полки получили номера: стрелковые полки — 1311-й, 1313-й, 1315-й, артиллерийский полк стал 979-м артиллерийским полком. Когда речь идет о 173-й дивизии, то о ней принято говорить, что она второго формирования, поскольку часть с аналогичным названием и порядковым номером была разбита летом 1941 года в Уманском котле. Номер ее решили сохранить и присвоили как раз 21-й дивизии Московского народного ополчения. Такие переименования были обычным делом. Но ни командование, ни «старожилы» дивизии никогда не забывали, что часть их начиналась как ополченческая. Это было предметом гордости.

Особенно тяжелые бои дивизии пришлось вести в октябре 1941 года около Сухиничей.О боевых действиях дивизии мы узнаем из послевоенных воспоминаний ее командира Георгия Первенцева:

«Таким образом, против одной 173-й дивизии выдвигалось около трех пехотных дивизий и 60–70 танков, причем фронт наступления противника был значительно шире полосы обороны 173-й стрелковой дивизии. Фланги дивизии захлестывались. Особенно сильный удар противник обрушил на 1311-й стрелковый полк. Пехота врага ворвалась в Староробужский и начала развивать наступление, обходя оба фланга полка. Был окружен штаб. Несмотря на упорное сопротивление и неоднократные контратаки, полк, понеся большие потери, не смог удержать свой рубеж и начал отходить».

Так, с тяжелыми боями, часть дошла до Тульской области, где часть бойцов спрятали в тулупе знамя, список бойцов и документы на имя комиссара Астахова, которые и были найдены тульскими поисковиками.

Самая интересная находка — знамя с надписями на литовском языке.

— Есть несколько предположений, как оно могло оказаться у бойцов 173-й стрелковой дивизии, сформированной на основе московских ополченцев. Вероятно, в состав части вошли бойцы из первого состава дивизии, среди которых могли быть и прибалты, вынесшие свое партийное знамя. Знамена такие вручались партийным организациям, а не боевым частям, — рассказал тульский военный историк Юрий Савинов.

Сейчас ведется работа по установлению судьбы бойцов, имена которых были обнаружены. Среди них были и жители столицы, которые долгое время считались пропавшими без вести. Такие находки — большая редкость и удача.

ФАКТ

С осени 1942 года 173-я стрелковая дивизия участвовала в Сталинградской битве, ведя оборонительные и наступательные бои северо-западнее Сталинграда и в самом городе. За успешные боевые действия по разгрому противника 1 марта 1943 года ей было присвоено почетное звание «Гвардейская», а сама часть переименована в 77-ю гвардейскую дивизию.В составе дивизии воевал единственный в Красной армии «Батальон Славы», все бойцы которого были награждены орденами Славы различных степеней.

Читайте также: Выстояли вместе с фронтом. Легендарный завод удалось спрятать от фашистских летчиков с помощью военной хитрости

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.