Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Город после пандемии: что ждет Москву, когда коронавирус ее покинет окончательно

Сюжет: 

Ситуация с коронавирусом
Общество
Город после пандемии: что ждет Москву, когда коронавирус ее покинет окончательно
Фото: Антон Гердо, «Вечерняя Москва»

Музей Москвы и фестиваль Moscow Urban FEST провели видеоконференцию «Город после». Основная цель беседы — ответить на главный вопрос: что будет после полного выхода из самоизоляции? Свое видение будущей трансформации городского пространства высказали специалисты из самых разных областей: социологи, архитекторы, экологи, философы, искусствоведы. «Вечерняя Москва» выслушала экспертов и собрала на одной странице наиболее любопытные мнения.

Что сильнее: страх или солидарность

Виктор Вахштайн, декан философско-социологического факультета Института общественных наук РАНХИГС:

— Все чаще сегодня можно услышать, что многие ощущают страх и иногда не совсем объяснимую тревожность. Исследователи уже называют это синдромом COVIDстресса: одержимость заразиться болезнью, постоянный мониторинг новостей о пандемии, недоверие к иностранцам как к потенциальным носителям вируса. Вместе с тем многие отмечают рост эмпатии и консолидации общества на фоне внезапной угрозы. И в то же время они задаются вопросами: будут ли люди избегать контактов вне своего дома и соблюдать социальную дистанцию после окончания пандемии? Отразится ли это на повседневном взаимодействии людей?

Эпидемии сплачивают, пандемии — разобщают. Этот тезис Джереми Шапиро, специалиста по трансатлантическим отношениям и стратегическим вопросам, уже кажется очевидным. Локальные заражения и карантинные блокады городов создают общее чувство миссии, дух окопного братства, ощущение, что невзгоды можно преодолеть вместе. Глобальные потрясения, напротив, «изолируют» нас, заставляя бояться собственных соседей.

Чувство солидарности, вызванное внешней угрозой, и сплочение в ситуации общей опасности классики социологии обозначали емким термином «сообщество судьбы». Изначально это понятие использовалось применительно к военнопленным, жертвам кораблекрушения и шахтерам, чудом выбравшимся из-под завала.

В начале ХХ века благодаря немецкому социологу Максу Веберу и австрийскому публицисту Отто Бауэру о сообществах судьбы заговорили в контексте появления «новых наций». В предвоенный же период этот термин стал расхожим понятием нацистской пропаганды, из-за чего даже сегодня его использование в политической риторике может спровоцировать коллективное негодование.

Тем не менее на то, как воспринимается эпидемия жителями зараженных территорий, влияют два основных фактора — приводит ли она к укреплению социальных связей и образованию «сообщества судьбы» или, напротив, к атомизации или даже распаду социальных отношений.

Даже если в карантине оказывается только один город (а не страна и тем более — не половина мира, как сейчас), внутренние противоречия в нем могут взять верх, и вместо объединения доминирующей реакцией станет боязнь собственных соседей. И наоборот: даже самые глобальные пандемии могут представляться как совокупность локальных заражений, общая угроза не воспринимается как общая, вирус «национализируется», а оказание помощи другим государствам считывается предательством собственного населения. При этом новое восприятие ситуации создает новые политические языки. Если на первых этапах куда большую роль играют социальные факторы — идентичность и моральная плотность, то после нормализации обстановки именно политическая риторика определяет вектор коллективной мобилизации.

Шесть соток берут реванш

Аскар Рамазанов, архитектор, сооснователь образовательного портала и научно-творческой резиденции:

— Сейчас в стране складывается уникальная ситуация. У нас старшее поколение понимает экономику совместного потребления куда лучше, чем молодое. Такие понятия, как дефицит, бартер, социальная ответственность, уже вшиты в национальную ДНК. А это сегодня самые инновационные темы, которые востребованы и дико популярны во многих сферах. Например, в индустрии моды.

С точки зрения развития архитектуры, как в России, так и в мире в целом, наступает время больших возможностей. Происходит не просто актуализация старых культурных смыслов, связанных с территорией, но и приходят действительно новые идеи и технологии, в какой-то степени даже полуутопические — в хорошем смысле этого слова. Возникают новые сообщества специалистов, работающих на стыке градостроительства и психологии.

По сути, вся ситуация с коронавирусом стала катализатором тех процессов, которые уже происходили до ее начала. Но есть одно важное исключение — оно связано с жизнью за городом. Ни один тренд не подвергся такому переосмыслению, как стремление людей вырваться за пределы городского пространства.

Все последние годы и эксперты рынка недвижимости, и социологи говорили о том, что дачная культура в России терпит сокрушительный крах, а сама идея дачного отдыха становится абсолютно неактуальной. Имея двухнедельный отпуск, человек однозначно выберет отдых за рубежом, а не на даче.

Таким образом, родимые шесть соток в этой ситуации оказывались неконкурентоспособными. Дошло даже до того, что все чаще стали слышаться разговоры о том, что «Рублевка уже не та». И вдруг, буквально за несколько месяцев, ситуация кардинально изменилась. Те самые никому не нужные дачи стали невероятно востребованными. Временная ли это история про то, что люди спасаются где могут, а глобально дача все-таки перешла в разряд устаревшего формата? Или действительно вместо отдыха на море люди будут проводить часть своего лета в средней полосе России? Очевидно, что рынок сейчас будет догонять ситуацию. Дачность, которая в нашей культуре всегда присутствовала, предоставляет огромное количество интересных возможностей. Люди, которым сейчас от 30 до 50 лет, видят дачи совсем по-другому, чем представители более старшего поколения. Для них это не просто дом и забор. Во-первых, должен быть интерес там жить, во-вторых — жизнь в природной среде, и только на третьем месте — непосредственно условия для проживания. Приоритет в этом смысле однозначен — это возврат к правильной экологии жизни в сообществе.

Антивирусный этикет

Юлия Феденок, специалист по пространственному поведению человека:

— Наука под названием «проксемика» изучает общение и пространственные отношения между людьми. Она говорит о том, что размеры личного пространства конкретного человека зависят от самых разных факторов: пола, возраста, культуры, климата и каких-то индивидуальных особенностей вроде веса или темперамента. Жители сельской местности соблюдают большую дистанцию, чем жители городов; у мужчин личное пространство больше, чем у женщин; а дети обычно подходят к собеседнику ближе, чем взрослые. При этом любое нарушение личных границ воспринимается как угроза. Но стресс человек испытывает не только тогда, когда собеседник подходит слишком близко, но и в случае, когда дистанция искусственно увеличивается, как это происходит сейчас из-за коронавируса.

Как показали неоднократные эксперименты, индивидуальная дистанция москвичей — 41,4 сантиметра. Пока незаметно, чтобы она увеличивалась у тех горожан, которые все-таки выходят из дома. Разве что у тревожных людей. Они как раз стараются дистанцироваться. Чтобы выработать новые нормы пространственного поведения, нужно целое поколение. То есть в нынешней ситуации мы должны прожить минимум 15 лет. Все остальное — временное явление.

Нормы пространственного поведения мы усваиваем обычно к 14–16 годам. У взрослых людей они не меняются. И поэтому человек, переехавший в другую страну или оказавшийся в условиях, где действуют другие правила, неминуемо испытывает дискомфорт. В условиях пандемии жители многих стран вынуждены расширять свои личные границы. Это диктуют местные власти: «Не собирайтесь группами. Держите дистанцию. Сидите дома». Такое давление, конечно, многих выбивает из колеи.

Важный аспект жизни — тактильный контакт. Чем больше прикосновений допускает национальная культура, тем сложнее людям отказаться от физических контактов. Им необходимо прожить какое-то время, чтобы привыкнуть к иному социальному поведению.

«Не целоваться, не обниматься», — заявил известный в Италии врач-инфекционист Джованни Рецца. После чего все итальянцы сразу приуныли. А все потому, что тактильные приветствия — неотъемлемая часть их менталитета и переживать подобные ограничения им и, например, французам труднее, чем нам.

В России поцелуй при встрече допускается лишь при определенных условиях. Например, так могут поздороваться друг с другом молодые девушки, подруги, родственники. Поцелуй в щеку может позволить себе и мужчина, приветствуя молодую женщину до 30 лет. Но вот с малознакомой женщиной за 40 уже никто не целуется, потому что у нас это не принято. В условиях всеобщего карантина лишние поцелуи так и вовсе создают дополнительный стресс.

Впрочем, настоящий этикет никогда не приветствовал тесные объятия и поцелуи при встрече с малознакомыми людьми. Это могли позволить себе только члены семьи и друзья. Но курс на открытость к общению, равенство и толерантность привел к тому, что социальные поцелуи вошли в обиход.

Несомненно, пандемия вносит коррективы в нашу повседневную жизнь и жизнь города. Все больше мы привыкаем общаться через экран телефона или ноутбука, чем к живому общению. Не исключено, что вслед за антивирусным этикетом в нашу жизнь придет и этикет цифровой. И все же такая древняя традиция, как рукопожатие, вряд ли исчезнет навсегда. Как и многое в нашей жизни в этот период, она просто дополнится новыми привычками. Например, протирать руки антисептиком и уважать личное пространство.

Другие стандарты транспорта

Ангелина Давыдова, директор бюро экоинформации, наблюдатель переговоров ООН по изменениям климата:

— Влияние пандемии коронавируса на городскую экологию оказалось самым разнообразным. Мы постоянно слышим про то, как очистился воздух в Китае, Италии, США и России, как в город вернулись животные, которых не видели там уже очень давно, и прочее. Причина понятна — люди оставались дома, а количество автомобилей на дорогах снизилось в последние месяцы многократно. Безусловно, эффект положительный, но краткосрочный. Он действует до тех пор, пока мы меньше ездим на авто, меньше летаем, пока потребляем меньше энергии и не работают на полную мощность производства. Как только будут полностью сняты все ограничительные меры, все вернется на круги своя. Так что особо оптимистичными в этом отношении быть не стоит.

Тем не менее «зеленая» повестка остается. Сегодня экологических запросов стало, может быть, даже больше: как поддерживать и реализовывать раздельный сбор мусора, можно ли им вообще заниматься, учитывая эпидемиологическую ситуацию, что будет дальше с энергетикой, климатическими изменениями. Все эти темы обсуждаются.

И дело не только в краткосрочном снижении загрязнения воздуха и сокращении выбросов парниковых газов в атмосферу. Хватает и негативных последствий пандемии, которые мы уже ощущаем: стало больше отходов, больше пластика, больше сложностей с тем, чтобы использовать многоразовую тару, упаковку...

По-новому заиграла проблема общественного транспорта. Если в докоронавирусную эпоху значительная часть усилий по экологически дружественному развитию городов в области транспорта была направлена на формирование нового мышления «меньше автомобилей, больше общественного транспорта», то сейчас мы видим совершенно противоположную картину. Сегодня общественный транспорт становится потенциально опасным местом с точки зрения заражения вирусом, поэтому многие, у кого есть возможность, пересаживаются на личное авто.

Очевидно, что в ближайшее время изменятся стандарты общественного транспорта. Уже сейчас целый ряд городов начинает говорить не о транспортной стратегии, а о стратегии мобильности. В чем она заключается? Когда мы говорим о транспорте, мы представляем себе определенный объект — автомобиль, троллейбус, автобус. Как некий кусок металла, который выполняет какую-то функцию. Чтобы проехать из точки А в точку Б, необходимо иметь этот объект весом в несколько тонн. Концепция мобильности же предполагает, что нам не нужен этот объект как непосредственно объект. Нам нужна услуга перемещения из точки А в точку Б. Быстро, эффективно и желательно недорого. В соответствии с новыми требованиями — то есть безопасно с точки зрения санитарно-эпидемиологической ситуации.

Также очевидно, что никуда не уйдет тема отходов. Сегодня это один из самых острых городских вопросов, который волнует всех. И здесь важно со стороны жителей следить за ней, за тем, что происходит, какие инициативы появляются, в том числе в нашем городе, принимать в них участие. Пока удаленно, но через какое-то время и лично. Важно пытаться разобраться, понять, что нас ждет и как на это можно повлиять.

Карантин уйдет, онлайн останется

Николай Палажченко, искусствовед, куратор, арт-критик:

— Понятно, что художественный рынок замедлился, объемы продаж в галереях упали. Тем не менее позитива, несмотря на непростой период, тоже хватает.

Первое и главное — арт-мир стал ближе. Количество посетителей любой виртуальной выставки сегодня гораздо выше, чем это могло быть в режиме офлайн. Парадоксальным образом весь мир стал ближе друг к другу.

Многие люди, которые никогда плотно не занимались искусством или изучением его онлайн, открыли для себя много нового и получили невероятные до сих пор возможности, о которых ранее не подозревали.

Ограничения уйдут, а онлайн останется. Вместе с ним останутся и новые приобретенные навыки: поиска и исследования, покупки искусства в интернете, участия в онлайн-проектах в качестве зрителя и художника. В этом смысле пандемия коронавируса придала бриллианту искусства некую новую грань.

Конечно, это касается далеко не всех. Какое-то количество людей впало в меланхолию, что тоже понятно. Когда все вернется к прежней жизни, человечество разделится на две части: те, кто пережил карантин с каким-то дополнительным капиталом, чему-то научился, освоил новые техники общения, репрезентации, продажи, и тех, кто для себя ничего не вынес, кроме этой самой меланхолии. Что в мире искусства, кстати, совсем не приговор.

Надо понимать, что виртуальная реальность — это своеобразный метагород. Ты можешь жить в лесу, но при этом в гуще городской жизни. Если раньше города назывались Москва, Нью-Йорк, Шанхай или Париж, то сейчас города — это такие тусовки людей в «Зуме», которые могут находиться на природе, в Пекине, в Токио. Но при этом создавать некий новый город, новую сеть людей, которые объединены каким-то интересом. И с этими людьми получается общаться даже чаще, чем с живущими в соседнем здании. Это ощущение нового города как виртуальной сети будет только расти. Физически реальность никуда не исчезает, но, по сути, в нашу жизнь в виде онлайна добавляется дополнительное измерение. Естественно, оно добавилось уже давно, оно не возникло в 2020 году. Но этот год резко вовлек в это измерение огромное количество новых людей и показал нам свои гигантские, колоссальные возможности.

Главные факты по теме коронавируса в России и мире можно прочитать ЗДЕСЬ >>>

Читайте также: Число выявленных случаев коронавируса в мире превысило 11,3 миллиона

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.