Удаленка против офиса: ждет ли коммерческую недвижимость глобальный простой
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАСектор коммерческой недвижимости уже скоро ждет глобальное обновление. Все идет к тому, что привычные всем офисы со временем будут пустовать.
Ситуация всем понятна: в условиях экономической нестабильности компании, арендующие офисы, ищут способы сократить издержки. И снижение затрат на аренду офисов — один из них. По данным недавнего опроса одного из рекрутинговых агентств, 16 процентов российских компаний, в принципе, готовы отказаться от офиса, еще 22 процента арендаторов пока размышляют на этим вопросом.
При очень условном обобщении, до 40 процентов офисных работников могут остаться на удаленке. Офисные помещения для них не понадобятся.
— С началом пандемии активность арендаторов по поиску новых офисов почти остановилась, в то же время увеличилось количество запросов к собственникам бизнес-центров о предоставлении льгот и изменении коммерческих условий, — рассказывает брокер по недвижимости Наталья Перескокова. — Не со всеми арендодателями удавалось находить общий язык, немногие давали скидки, шли на отсрочку платежей. И большинство арендаторов, с которыми были пересмотрены финансовые условия, остались работать в своих офисах и продолжают арендовать. В целом же объем свободных площадей на рынке офисов вырос при снижении арендных ставок, и в ближайшее время их роста не ожидается.
Другими словами, «дешево, бери, если надо!» Но надо уже не всем. Многие процессы в период карантина переданы «на аутсорс», к внешним подрядчикам. Увеличившееся количество сотрудников, работающих на удаленке, создает неблагоприятные перспективы для офисного рынка.
Кроме того, сейчас появился тренд на осознанность в использовании площадей офиса и их оптимизацию. Новый тренд, которому в этом году предрекают невероятный рост, — появление так называемых гибких офисов. В них нет рабочих мест или кабинетов, закрепленных за конкретным сотрудником. Такой офис устроен по принципу свободного пространства и поделен на зоны: переговорная, зона для совместной работы, для индивидуальной и другие. Сотрудник может устроиться в любой зоне. Все зависит от того, какую задачу ему нужно выполнить. А когда одному нужно уехать, место спокойно занимает другой специалист. Такой способ организации офисного пространства может сократить расходы арендатора вдвое за счет уменьшения площади помещения.
— Тем не менее многие компании после карантина возвращаются в офисы, фактически к прежней жизни и привычным процессам, — говорит Наталья Перескокова. — Однако изменения неизбежны. Компании понесли финансовые убытки, поэтому стали более взвешенно принимать решения по расходам и стараются максимально эффективно использовать каждый метр пространства. Например, переходят на формат hotdesk («горячее рабочее место»), когда каждый сотрудник проводит в офисе только 2–3 дня в неделю, в формате посменной работы. «Гибкие офисы» действительно набирают популярность. Это гибрид коворкинга и классического бизнес-центра, где 60–65 процентов площадей — гибкая кабинетная система для руководителей, а остальное — open space в формате hotdesk.
Вместе с тем несколько увеличился спрос и на коворкинг. Человеку психологически сложно работать дома. Кому-то необходим ежедневный ритуал. Например, кофе по дороге на работу, обед в любимом кафе. Не у всех дома есть необходимая техника. Другие жалуются, что не могут собраться с мыслями. Для них коворкинг — отличный выход.
И, кстати, эксперты предрекают, что коворкинги будут потихоньку перемещаться в спальные районы для удобства своих потенциальных клиентов. Появился даже новый термин «лайфковоркинги» — для тех, что расположены на первых этажах новостроек и ориентированные на их жильцов.
Читайте также: Офис во дворе становится трендом благоустройства