Сергей Рубис: Задача иллюстраций — передать момент
Сюжет:
БЕЗ КОРОНАВИРУСАОформление книг, заставляющие обратить на себя внимание обложка и изображения — неотъемлемая составляющая часть их успеха у читателя. О роли иллюстрации в издательском деле обозреватель «Вечерней Москвы» поговорил с Сергеем Рубисом, директором департамента «Художественная литература» одного из крупнейших российских издательств — «АСТ».
— Сергей Александрович, без иллюстраций трудно представить себе хорошую книгу. Однако долгое время в постсоветский период иллюстрация, если не считать обложек, была прерогативой детских книг, без которых она, как мне кажется, вообще невозможна. Что происходило со «взрослой» книгой? Насколько ситуация изменилась сегодня?
— В художественной литературе хорошая книга может быть и без иллюстраций, но особенное впечатление производят классические книги, страницы которых украшают узнаваемые картинки. У многих с детства сохранились воспоминания изданий Александра Дюма, Артура Конана Дойла, Жюля Верна, Марка Твена и многих других классиков с иллюстрациями. Особой гордостью в домашних библиотеках были именно эти издания.
— Очень многие российские иллюстраторы, к сожалению, ангажированы для западноевропейской книги. Как удается вернуть их на родину?
— На российском рынке у них больше возможности получить узнаваемость, ровно как и найти издателя. Большое количество новых ярких имен иллюстраторов — это успех на родине. С успешным бэкграундом вероятность сотрудничества с другими рынками только увеличивается.
— Каковы основные критерии современной иллюстрации?
— Безусловно, соответствие эстетическим предпочтениям аудитории каждой книги. Одним из ярких примеров можно считать работы всемирно известного Ильи Кувшинова на обложках бестселлеров Медины Мирай. И мы также поддерживаем традиции классического стиля в иллюстрации, издавая знаменитые книги Толкина и Сапковского с работами Дениса Гордеева.
— Где грань между рисунками для книг и комиксами? Часто ли они замещают друг друга?
— Комикс — это прежде всего история, рассказанная изображениями. Динамика и атмосфера для графических романов — главная составляющая. Задача иллюстраций — передать момент.
— Как сегодня выращивают и отбирают иллюстраторов России? Как изменилась иллюстрация?
— Классическая школа дополнилась большим количеством энтузиастов, которые сами получили свою аудиторию через социальные сети. Все больше в работах российских художников появляются новые стили от манга до граффити.
— Что, кроме финансовой составляющей, является барьером для увеличения количества иллюстраций в художественной книге?
— В первую очередь,удорожание исполнения, увеличение времени на создание макета и верстки. Ну и время на допечатную подготовку.
— Как вы думаете, не стало ли кино легким заменителем иллюстраций из-за узнаваемости образа?
— Кино гармонично дополняет своими образами уже успешные книги. Издания с кинообложками — это и новая аудитория, и новая узнаваемость. Поэтому на полках независимо существует сразу несколько изданий одной книги.
— Что, на ваш взгляд, ждет иллюстрацию в ближайшем будущем?
— Новые поколения очень визуальны, именно этим объясняется растущая популярность комиксов, книг с современными иллюстрациями и кинообложками. Как и прежде, мы будем издавать образцы признанной и современной классики с иллюстрациями.
КОНКУРС
Московский продюсерский центр при столичном Департаменте культуры и Цифровое деловое пространство закончили 25 июня прием заявок на конкурс Open call. В нем участвуют художники, иллюстраторы и графики. Им предложили рассказать в свободной авторской манере, почему стартап — это не просто бизнес, а искусство». Каждый автор вправе был прислать до трех работ. Для победителей подготовили интересные призы. В том числе онлайн-выставку на Садовом кольце. Картина с указанием автора будет транслироваться каждый час в течение 23 дней на одном из самых больших светодиодных уличных экранов на здании ЦДЛ.
Читайте также: Анастасия Архипова: Художник заставляет взять книгу в руки