Главное
Истории
Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

Талисманы известных людей

Талисманы известных людей

Итоги выборов в США

Итоги выборов в США

Экранизация Преступления и наказания

Экранизация Преступления и наказания

Успех после 70

Успех после 70

Что происходит в жизни Глюкозы?

Что происходит в жизни Глюкозы?

Личная жизнь Дурова

Личная жизнь Дурова

Алексей Филатов: Шутки ходили, что в «Альфу» берут бойцов, которые могут обогнать троллейбус

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Ветеран группы «Альфа» Алексей Филатов
Ветеран группы «Альфа» Алексей Филатов / Фото: Из личного архива Алексея Филатова

В 1974 году, 29 июля, по приказу председателя КГБ СССР Юрия Андропова была создана антитеррористическая группа «Альфа». О том, как изменилось спецподразделение, «Вечерней Москве» рассказал президент союза «Офицеры группы «Альфа», ветеран группы «Альфа» Алексей Филатов.

— Алексей, тогда, почти 50 лет назад, какими качествами нужно было обладать, чтобы попасть в «Альфу»?

— «Альфа» была создана после трагедии на мюнхенской Олимпиаде в 1972 году, когда израильскую делегацию спортсменов практически целиком убили террористы. Их штурмовала немецкая полиция, но неудачно. После этих событий у нас создали «Альфу». Сначала это было очень «узкое» подразделение. Особых критериев набора не было, да и наработок по подготовке тоже. Мир только-только начал сталкиваться с терроризмом. И Советский Союз готовился к новым реалиям.

В составе «Альфы» было порядка 30 человек. Отобрали их из служащих КГБ. Прежде всего набирали людей физически крепких, здоровых, желательно со спортивными разрядами. Еще шутки ходили, что берут бойцов, которые могут обогнать троллейбус. Старшие товарищи рассказывали, что первым спецприбором спецназовцев был пожарный багор, которым выдирали оконные решетки, когда на тренировках отрабатывали освобождение заложников из здания. Нарабатывали, как говорится, потихонечку.

— А что же, опыт у зарубежных коллег не перенимали?

— Обмена опытом с другими спецслужбами антитеррористического характера особо не было. Большинство — и в Америке, и в Европе — создавались как раз в 1970-х годах, у них самих опыта в борьбе с террористами было немного.

— Столкновение «Альфы» с террористами. Как это было в первый раз, когда группе пришлось от теории и тренировок перейти к практике?

— В 1979 году человек с взрывным устройством умудрился попасть в американское посольство в Москве. Тогда впервые «Альфу» попробовали в деле. Я знаю, что были долгие переговоры, но в итоге взрыв все-таки произошел. К счастью, никто не пострадал. В том же году был штурм дворца Амина, вскоре начали захватывать самолеты. Но мы тогда имели дело с «непрофессиональными» террористами. И зачастую для их обезвреживания даже не выдавались боевые патроны. Например, освобождая захваченный самолет, нужно было не только сохранить жизнь заложникам, но и сделать все, чтобы не повредить фюзеляж. Мы старались обезвреживать террористов с помощью приемов рукопашного боя.

Самый тяжелый теракт, я считаю, был в 1995 году в Буденовске. После него начала меняться вся философия борьбы с терроризмом. Никто до этого ни в мире, ни в России не сталкивался с таким: когда порядка 195 вооруженных, хорошо подготовленных террористов захватили почти 2000 заложников и превратили больницу в неприступную крепость. Тогда в спецоперации уже пришлось применить элементы общевойскового боя, с использованием крупнокалиберного оружия, гранатометов и авиации.

— «Альфа» сегодня, какая она?

— Она ушла от выполнения узкой задачи освобождения заложников и сейчас может быть использована и на общевойсковых операциях, и в разведке. «Альфа» давно не такая, какой задумывалась изначально. И по решаемым задачам, и по подготовке личного состава.

Сегодня группа входит в структуру Центра специального назначения ФСБ. Это было грамотное решение — объединить все силы спецназа под единым руководством. Думаю, что это сыграло роль в том, что теперь мы о террористах слышим только в связи с профилактическими мероприятиями. К чему мы стремились с прошлого века, к тому и пришли: мы не ждем, когда захватят заложников, а уничтожаем преступников еще на этапе подготовки теракта. И сегодня вместо багра — техника: беспилотники, роботы и другие «примочки».

— Как вы относитесь к тому, что спецназ часто осуждают за «грязную» работу?

— Это делают в основном правозащитники в кавычках. Дело «Норд-Оста», например, до сих пор не закрыто. По Беслану тоже постоянно ковыряют. Они пытаются заработать себе на трагедиях очки. Люди, которые были внутри, были заложниками, и они благодарны офицерам группы «Альфа», а те, кто пиарится, обвиняет во всяких глупостях. Например, возмущаются: «Зачем в «НордОсте» убили шахидок, пока они спали. Это бесчеловечно!» Хочется дать такому диванному критику расчекованную гранату в руку и сказать: «На, подержи минут 20, может что-нибудь поймешь в жизни».

СПРАВКА

Группой «Альфа» называют Управление «А» Центра специального назначения ФСБ РФ. Ее задача — проведение спецопераций по предотвращению терактов, поиску, обезвреживанию или ликвидации террористов, освобождению заложников. Также бойцы группы «Альфа» действуют в горячих точках и участвуют в контртеррористических спецоперациях.

Читайте также: «Насмотревшиеся фильмов слабые люди»: полковник ФСБ в отставке рассказал, что могло сподвигнуть мужчину на захват банка

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.