Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Право на ошибку. Чем опасен синдром отличника для взрослых и детей
Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Как сообщил глава столичного Департамента образования и науки Александр Молотков, московские школьники смогут учиться дистанционно, если их родители примут такое решение. По его словам, ресурсы «Московской электронной школы» позволяют организовать обучение дома. Эксперты напоминают, что в условиях дистанционного обучения требуется особое внимание родителей к выполнению домашних заданий. Для многих это станет настоящим испытанием.

Последствия пандемии сегодня изучаются по самым разным направлениям: экономика, политика, демография, мировоззрение… К лучшему или худшему меняется мир, вероятно, покажет время. Между тем ученые уже делают выводы о развитии тенденций, первые ростки которых были замечены еще до ситуации с коронавирусом, и открывают очередные парадоксы, происходящие в обществе. Так, одновременно с констатацией, что во время самоизоляции российские семьи укрепились, а родители стали больше времени уделять детям, глобальную сеть наводнили прогнозы, что чрезмерная опека и контроль со стороны взрослых может спровоцировать массовое распространение у представителей младшего поколения так называемого синдрома отличника. А там, мол, недалеко и до нездоровых проявлений перфекционизма в глобальных масштабах.

Казалось бы, что плохого? Стремление к успешности в нашем прогрессивном веке поощряется со школьной скамьи, а то и начиная с порога детского сада. Ранняя профориентация, тестирование детей на все и вся, множество учебных программ и куча инновационных возможностей вкупе с перманентным напоминанием о конкурентной среде волей-неволей провоцируют стараться быть лучшим. В таких условиях начнешь брать вершину за вершиной, побеждая, преодолевая и добиваясь совершенства в личностном росте. Детские достижения в учебе, творчестве и спорте поощряются, за них борются и ими гордятся.

Однако, по данным Всемирной организации здравоохранения, сегодня во всем цивилизованном мире наблюдается рекордное число молодых людей, страдающих от депрессии или тревожных расстройств. И одной из главных причин столь печальной статистики эксперты называют жесткие стандарты и требования, которые их с детства приучили перед собой ставить. Эксперты бьют тревогу, называя перфекционизм психологическим заболеванием XXI века, стремительно распространяющимся по всему миру, и предостерегают родителей не переусердствовать в стремлении добиться от своих детей идеальных результатов.

Забыть про оценки

Вопрос, как подготовить ребенка к учебному процессу, конечно, волнует родителей.

— Из-за пандемии дети наши в школе как таковой не были полгода, учились дистанционно, — говорит психолог Людмила Федотова. — То есть пребывали в комфортных условиях: никто не отвлекал от занятий, да и родители имели больше возможности помочь и проконтролировать выполнение домашних заданий. Но при этом дети отвыкли от общения со сверстниками, соскучились по друзьям. Так что, думаю, проблем с дисциплиной не избежать. И учителям понадобится помощь пап, мам, бабушек и дедушек. Но — разумная. К сожалению, родители часто включаются в гонку за хорошие оценки, совершенно забыв, что цель образования не в том, чтобы ученик все делал на отлично, а чтобы он научился приобретать те или иные навыки, знания и получал бы от этого удовольствие. Из-под палки успешным не станешь. То, что четверка вообще не оценка, — самое опасное убеждение, при котором у ребенка может сформироваться «синдром отличника».

По словам эксперта, ученики, мотивированные на высшую оценку, а не на результат, к старшим классам обрастают целым комплексом психологических проблем. Они болезненно воспринимают критику, боятся ошибиться, а потому — проявить инициативу, найти нестандартное решение.

— Отличники нацелены только на успех, а перед любой неудачей пасуют, поскольку морально к ней не готовы, — продолжает психолог. — Минимальный «провал» может спровоцировать истерику, а то и депрессию. Стремление заслужить высший балл, а вместе с ним и похвалу, заставляет буквально «высиживать» оценки, зубрить часами, не оставляя времени на отдых, развлечения и общение с друзьями.

О болезненной симптоматике «синдрома» говорят и врачи. Так, педиатр Татьяна Савина предупреждает об осложнениях, которые могут развиться на базе эмоциональной напряженности, постоянного стресса и физической истощенности ребенка, не дающего себе право на ошибку.

— Головные боли, частые простуды, нервные тики — все это может быть признаком осложнения «синдрома отличника», — говорит врач. — Детский организм к таким испытаниям на прочность не готов. Понятно, что ребенок с комплексом отличника удобен взрослым: он изо всех сил старается соответствовать их ожиданиям, послушен, не шалит, не просиживает в соцсетях — ему некогда отвлекаться на ерунду, он нацелен быть лучшим, чтобы заслужить похвалу. Но во взрослом возрасте излишняя старательность может серьезно осложнить жизнь и негативно сказаться на состоянии здоровья.

На днях в интернете на одном из порталов прочла советы для родителей первоклашек, в которых говорится: «Независимо от того, чем вы занимаетесь с будущим первоклашкой, следует всегда ставить перед собой цель формирования у ребенка поведения, направленного на то, чтобы он стал лучшим». По мнению педагога с тридцатилетним стажем Марины Соколовой, неточность формулировок в подобных рекомендациях может оказать медвежью услугу — и детям, и родителям.

— Как известно, лучшее — враг хорошего, — говорит она. — За мою долгую работу в школе идеальных во всем учеников я не видела. А научить ребенка ценить недостатки, дающие опыт преодолевать трудности, не менее важно, чем обеспечить его багажом знаний. Важно понимать и то, что оценка — вещь субъективная. Тройка или четверка — это стимул для развития, а не приговор. Вот это должны понимать и дети, и их родители. Ребенок, не готовый получить оценку, ниже той, на которую рассчитывал, может опустить руки и вообще перестать учиться.

На портале правительства Москвы опубликованы советы столичных педагогов о том, как настроить детей на учебу, минимизировать стрессы и правильно поддерживать ребенка в стремлении к знаниям. И в них, в частности, тоже говорится о правильной, здоровой мотивации ребенка к получению знаний. Так, учитель начальных классов и методист школы № 1265 Ирина Лебедева предупреждает, что учеников младших классов не стоит резко сажать за уроки и строго им объяснять, что игры закончились и пора учиться. По мнению эксперта, это их только напугает, поэтому действовать нужно аккуратно и, конечно, не зацикливаться на оценках. Позиция учителей столичных школ сформулирована очень четко: «Школьников (особенно младшеклассников) важно поддерживать в учебе и стремлении к знаниям. Не надо гнаться за пятерками и давить на ребенка из-за оценок. Стоит помнить, что эмоциональное состояние детей во многом зависит от настроения близких взрослых», — говорится на портале mos.ru.

— Мое мнение, что в школу надо ходить не за оценками, а за знаниями, впечатлениями, дружбой и общением, — комментирует Ирина Лебедева. — Отметки лишь сопровождают знания. Важны не они, а то, чего достиг ребенок. Допустим, ребенок пишет с одним количеством ошибок, а через какое-то время их стало меньше. Пусть он пока не получит пятерку, но ошибок-то стало меньше. Вот что важно.

Оковы иллюзий

Собственно, о последствиях родительских ошибок, связанных с неверной мотивацией детей к получению оценок, а не знаний, говорится в недавнем исследовании, проведенным известными американскими социальными психологами Томасом Каррэном и Эндрю Хиллом. «Принуждение быть идеальным в школе и на работе приводит к психическим расстройствам, особенно среди молодежи», — делают вывод эксперты, добавляя, что «перфекционизм — это бомба замедленного действия для психологического здоровья, и мы боимся, что в будущем с этой проблемой придется считаться учебным заведениям и работодателям, а не только родным и близким школьников и студентов».

— Не думаю, что в нашей стране ситуация настолько критична, как утверждают зарубежные коллеги, — комментирует кандидат социологических наук Алексей Егоров. — Однако предпосылки для развития такого качества, как перфекционизм, конечно, есть и в нашей стране. Конкурентная среда в престижных и хорошо оплачиваемых сферах деятельности подстегивает амбиции. И с одной стороны, ничего плохого в том, чтобы стремиться к совершенству, нет. Перфекционисты ответственно относятся к работе, они усидчивы, все по сто раз проверяют, чтобы не допустить ошибки. С другой — как ни парадоксально, это не всегда нравится работодателям: например, времени на выполнение поставленных задач перфекционист часто тратит больше, чем человек, лишенный этого качества. И вот достоинство уже перерастает в недостаток. А претензии начальства перфекционисты, как и ученики, страдающие синдромом отличника, воспринимают болезненно.

А по мнению психолога Ильи Суровцева, опасен именно патологический перфекционизм, когда, даже выполнив работу на высшем уровне, человек все равно остается недоволен результатом, а в общении с коллегами не приемлет никакой помощи, часто действуя по принципу: «хочешь сделать хорошо — сделай сам».

— Все мы родом из детства, — говорит он. — Усидчивость, аккуратность, исполнительность — прекрасные качества только тогда, когда они не гипертрофированы. Предъявляя себе завышенные требования, человек невольно загоняет себя в угол и оказывается в оковах иллюзий, что все, за что бы он ни брался, можно сделать еще лучше. И с возрастом ком проблем только растет. Молодые люди действительно в большей степени подвержены перфекционизму, они часто ставят перед собой недостижимые идеалы, становятся одержимы желанием заполучить одобрение окружающих и продемонстрировать свою значимость. Но, как известно, нет предела совершенству. А те, кто пытается его достичь, неизбежно подводят себя к провалу в начинаниях и, я бы сказал, психологическому смятению. Тревожные расстройства, самокопания, неуверенность в себе, приводящие к комплексам неполноценности, — такой букет проблем запросто может получить перфекционист в стремлении к идеалу.

Патологическому перфекционизму подвержены не только представители молодого поколения — утверждают эксперты. Согласно исследованиям, женщины страдают от него чаще, чем мужчины. Эксперты объясняют это тем, что у представителей сильной половины человечества в качестве главного жизненного приоритета значится карьера. А вот у дам список целей, в которых им бы хотелось добиться совершенства, много больше. Карьера, кстати, у женщин в списке тоже значится. А кроме нее — еще надо выглядеть на все сто, быть самой лучшей матерью, женой, домохозяйкой… То, что в последнее время часто на русскоязычных сайтах оказания психологической помощи упоминаются темы, связанные с излишним перфекционизмом и неуверенностью в себе, подтверждает опасения — проблема добралась и до нас.

«Боюсь пойти на повышение квалификации по профессии, вдруг опозорюсь, ведь я мастер-парикмахер с пятнадцатилетним стажем, — просит совета психологов на одном из форумов Марина К. — Боюсь: вдруг мастера с меньшим стажем лучше меня в профессии».

«Подскажите, пожалуйста, как матери, имеющей синдром отличника и страдающей чрезмерной самокритикой, воспитать ребенка в другом русле? — интересуется пользовательница под ником Sova. — Если я сама не могу справиться со своим черно-белым восприятием, как мне научить ребенка не повторять моих ошибок?»

— В погоне за лучшим результатом взрослые часто забывают, как приятно наслаждаться самим процессом — учебы, работы, творческой деятельности, — говорит психолог. — Это самая большая ошибка перфекционистов.

Улыбнуться неудаче

Не делать ничего сверх меры — совет на все случаи жизни. Касается он и тех, кто старается довести выполнение даже самой незначительной задачи до совершенства. Но стоит ли доходить до абсурда? Если нужно, например, помыть посуду, то тарелочки и блюдечки совсем не обязательно строить в ряд по цвету и размеру. И если макароны разной длины, на вкус эта неточность и неаккуратность никак не повлияет.

— Как взрослому, так и ребенку, склонным к перфекционизму, очень важно понять, что неудача — не слабость, а двигатель развития, повод идти дальше, — комментирует психолог Людмила Федотова. — Ведь в стремлении к идеалу главное как раз то, что это путь в бесконечность — возможностей, открытий, приобретения опыта, творческих способностей. И здесь каждый имеет право на ошибку. А если вы хотите быть идеальным во всем, то априори отказываете себе в этом праве. Причина перфекционизма в той стадии, которая уже влияет на психику, вызывает депрессионные расстройства, часто заключается в том, что человек категорически не допускает даже вероятность своей неудачи. Неважно в чем: в результатах ЕГЭ, выполнении дедлайнов на работе. И, с другой стороны, подсознательно боится провала. Этот страх парализует, заставляет работать на износ, но не способствует развитию личности. Кто-то, работая с людьми, у которых перфекционизм уже приобрел форму фобии, предлагает своим пациентам относиться к идеальной жизни со скептицизмом: мол, нет ее и все. Но мне кажется, что такой подход не совсем верен. Чтобы жить полной, насыщенной счастливой жизнью, мы должны позволить себе испытывать весь спектр человеческих эмоций — и радость побед, и горечь разочарований. Позволяя себе чувствовать, мы развиваемся, учимся чему-то новому. Но верить в то, что ты можешь стать лучшим, и мучиться терзаниями, что ты не идеален, разные вещи.

О том, что ошибки — двигатели инноваций, напоминают и авторы исследования современных проявлений перфекционизма Томас Каррэн и Эндрю Хилл. «Если воспринимать ошибки как допустимый опыт, а также помнить, что освоение нового требует определенного числа неудач, то можно начать иначе относиться к ним. Многие цифровые компании сейчас внедряют новый тип командной работы — культуру ошибок. Никто не способен создать новые инновационные продукты, минуя поражения», — комментирует Томас Каррэн.

Кстати, по статистике, из 10 попыток внедрения инновационного продукта 9 — неудачные.

— Дорога к успеху — не всегда прямая, — соглашается психолог Илья Суровцев. — Вспомните из истории, сколько гениальных людей в школе были середнячками, а то и вовсе двоечниками.

Отправить свое стремление к совершенству в нужное русло поможет и чувство юмора. Смеяться над своими промахами — отличное лекарство от болезненных форм синдрома отличника, или перфекционизма. Мир состоит не только из черного и белого, поэтому ограничивать себя, мысля по принципу «все или ничего», уж точно не стоит.

СОЦИОЛОГИЯ

Недавно специалисты Всемирной психологической ассоциации опубликовали результаты исследования негативных последствий патологического перфекционизма. В числе самых серьезных проблем социологи называют заниженную самооценку и неоправданно высокие ожидания для себя и окружающих. По статистике исследования, 82 процента людей с низкой самооценкой беспокоятся о том, что о них думают другие, а 74 процента из них признают, что они не соответствуют своим ожиданиям. Даже просто возможность совершить ошибку беспокоит 78 процентов людей, склонных к перфекционизму.

КСТАТИ

Допустимая нагрузка для школьников четко прописана в санитарных нормах, все занятия в школе (уроки и внеурочные кружки-факультативы) строго ограничены по времени. Так, первоклассники не должны проводить в школе больше 21 часа в неделю. Для старших классов допустимая максимальная нагрузка больше: 34 академических часа в неделю при пятидневной учебной неделе и 37 часов — при шестидневке. «Временной» объем домашних заданий не должен превышать 1,5 астрономического часа во 2–3-м классах, 2 часа в 4–5-м классах, 2,5 часа — в 6–8-м классах, 3,5 часа — в 9– 11-м классах. А у первоклашек домашних заданий вообще быть не должно.

Читайте также: Полезное лето. Столичные школьники изучили работу спасателей в онлайн-лагере «PROГероев»

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.