Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Кокошники

Кокошники

Лесотерапия

Лесотерапия

Алексей Кортнев: Всегда отдаю долги

Сюжет: 

БЕЗ КОРОНАВИРУСА
Общество
Алексей Кортнев
Алексей Кортнев / Фото: Пресс-служба группы «Несчастный случай»

Лидер культовой группы «Несчастный случай» Алексей Кортнев недавно отметил 54-летие. В беседе с «Вечерней Москвой» музыкант рассказал о том, как пережил самоизоляцию и за что ценит рэп.

Кроме этого, мы поговорили с Алексеем Кортневым о рок музыке, эмиграции и ненормативной лексике.

— Алексей, эпитет «позитивный» вам по нраву?

— Я человек достаточно печальный на самом деле. Склонный к рефлексии и постоянной самонеудовлетворенности. Но, очевидно, меня воспитали так просто родители: о своих проблемах не нужно говорить людям, держать при себе. Поэтому произвожу впечатление позитивного.

— Но вы так весело сидели на карантине.

— Да, сидели мы весело действительно. В этом, кстати, не столько моя заслуга, сколько ансамбля «Несчастный случай», который проявил бешеную активность. И инициатива поначалу исходила отнюдь не от меня, а от нашего гитариста и звукорежиссера Мити Чувилева, который, прямо как только мы «сели», сразу же создал группу в каком-то из мессенджеров, назвал ее «Карантинки». И стал нас долбать: давайте что-нибудь делать. И это стало для нас серьезным спасением от скуки, от уныния, от депрессии. Мы поставили себе задачу два раза в неделю что-нибудь публиковать. Начали с каких-то своих старых песенок, а потом доигрались до совсем новых, потом — до частушек, в которые втянули сотни авторов и исполнителей. Если бы за это еще и платили, было бы вообще зашибись, я бы не выходил с карантина.

— Меня в свое время Александр Борисович Градский озадачил, сказал, что частушки — это, собственно, предтеча рэпа.

— Да, я с этим согласен.

— То есть вы считаете, что родина рэпа — это Русь?

— Нет, просто дело в том, что не только частушки предтеча рэпа. Частушка сходна с рэпом в том, что это дворовое, хулиганское, как правило, насыщенное обсценной лексикой произведение, очень короткое и выразительное. В рэпе, конечно, «буков больше». Там больше простора. Частушку я обожаю за то, что там нужно в четырех строчках выразить все. Это очень дисциплинирует.

— Бытует мнение, что рэп сейчас взял на себя функции рок-музыки, если говорить про протестную составляющую.

— Я его абсолютно разделяю. Я считаю, что рок-н-ролл свое отработал и занимает теперь такую почетную позицию на золотой полке рядом с джазом, большими оркестрами, биг-битом, танго, романсом... Вот там он с золотым тиснением на корешке будет стоять. И сотни тысяч людей будут этот альбом снимать, перелистывать, наслаждаться. И он будет пополняться новыми работами. Как сейчас появляются новые прекрасные симфонические работы или джазовые. Это никуда не уйдет. Но острота ушла. И переместилась, несомненно, в рэп. Борис Борисович Гребенщиков вопрошал, будучи еще совсем молодым человеком, лет 35 назад, — «где та молодая шпана, что сотрет нас с лица Земли?» Ему пришлось подождать 30 лет, прежде чем пришла эта молодая шпана и стерла его.

— Это рэперы?

— Рэп, конечно. Там, наверное, с точки зрения нас, пожилых людей, маловато музыки. Но текста там очень-очень много. И говорить о том, что это какая-то пустышка, ну уж точно не приходится.

— Какие-то фамилии можете назвать?

— Я даже в рэпе уже знаю в основном старичков. Таких как Noize MC, Баста, Оxxxymiron (Оксимирон). А сегодня есть, конечно, гораздо более горячие ребята наверняка.

— Концертов у вас не было во время карантина или все-таки были по интернету?

— У нас было несколько выступлений по интернету. Штук 15, из них за два заплатили. Было два подпольных концерта живьем в самый разгар карантина. Нас привозили на территорию закрытых коттеджных поселков. И мы тихо-тихо играли рок-н-ролл.

— Как вы относитесь к тому, что в течение локдауна несколько ваших коллег высказывались относительно отсутствия заработка и получили сильную «обратку» в соцсетях?

— Ну, они просто зря высказывались. Хотя это истинная правда. Мы, например, были вынуждены продать квартиру в Москве, чтобы продолжать выплачивать ипотеку, продолжать платить нашей няне, которая занимается с детьми и которую мы не можем отпустить, потому что моя жена Амина (чемпионка мира по художественной гимнастике Амина Зарипова. — «ВМ») уехала по своим гимнастическим делам в Крым, и ее там просто заперли, а у меня идут съемки, меня почти все время нет дома. Как быть, если у тебя доходы сокращаются на 99 процентов?

— Но у вас же ведь очень много поклонников и, может быть, не друзей, но приятелей весьма состоятельных, которые могли бы дать в долг. Вы человек, который в долг не берет?

— Нет, почему, я с удовольствием беру в долг. И всегда отдаю как можно скорее. В этой ситуации мне это казалось унизительным.

— А что, помимо того, чтобы денег попросить в долг, в вашей системе координат кажется унизительным? Есть какие-то вещи, которые вы не сделаете никогда?

— Ну, Женя, вы задаете сейчас два разных вопроса. Унизительно и не сделаете никогда — это разные вещи. Я понимаю, что может возникнуть ситуация, когда я будут вынужден унизиться. Если речь пойдет о выживании моей семьи, моих детей. А на что я не пойду никогда — на предательство людей. Хотелось бы сказать на предательство идей, но нет. Идеи стоят гораздо меньше, чем люди, конечно.

— А вас предавали?

— Нет. Мы расходились по самым разным поводам с людьми, с которыми я был близок. Но это никогда не было предательством. Это был выбор другого пути.

— А что для вас большее значение имеет — допустим, если человек, с которым вы общаетесь, слушает музыку, которую вы музыкой назвать не можете, или, например, вы узнаете про его отношение к Америке или Майдану?

— Ни то и ни другое. Наверное, меня может оттолкнуть от человека только упертость, неспособность слышать противоположную точку зрения. Или даже не противоположную, но отличающуюся. Поэтому меня может, наверное, в человеке оттолкнуть только твердолобость. А нравится ему «Ласковый май» или Queen, мне все равно.

— Когда вы Гребенщикова упомянули, я вспомнил, что в одном из интервью, может быть, эпатажа ради, высказали, что Борис Борисович — это гений, а Мик Джаггер работает на старых дрожжах, что ли, точно я не вспомню.

— Мик Джаггер? Может быть, Пол Маккартни?

— Нет, нет, был точно Мик… Это сопоставление двух людей, которые в разных жанрах работают. Или нет?

— Я не помню, почему я их сопоставлял. Поэтому я с вашего позволения перекинусь на Пола Маккартни. Они практически одновременно с Борисом Борисовичем выпустили альбомы. Ну, Маккартни, конечно, постарше лет на 10, по-моему, чем БГ.

Алексей Кортнев Алексей Кортнев / Фото: Официальный сайт группы «Несчастный случай»

— Пол 1942 года, а Борис Борисович 1953-го.

— Бинго! Когда вышел последний на сегодняшний день альбом Пола Маккартни и одновременно что-то выпустил БГ, мы ехали с «Несчастным случаем» на автобусе и последовательно послушали одно и другое. Я сказал, что вот у БГ все живое абсолютно. Просто человека прет. И он пишет какие-то новые штуки. А Маккартни хотя и великолепен, но вот прямо слышится такая старческая уже нота. Чего я там лепил про Джаггера, я не помню, простите.

— Ваша жена является вашим единомышленником в музыкальных пристрастиях? Допустим, она тот же рэп слушает?

— Ну, я не могу сказать, что я слушаю рэп. Я его прослушиваю, чтобы знать, о чем идет речь. Но вот чтобы на досуге для развлечения включить рэп — все-таки нет. А Амина любит большую красивую музыку, арт-рок, глэм-рок, к которому я тоже пристрастен. И меня радует то, что мои малые дети, которые, казалось бы, должны быть неразумными, слушают всяких Queen, Genesis, Electric Light Orchestra и так далее.

— А какая-нибудь повестка околополитическая обсуждается в семье?

— Когда мои дети задают мне вопросы, я стараюсь всегда максимально честно отвечать на них. Касается ли это полового или политического воспитания, или какого бы то ни было иного. Иногда раз в неделю подобные вопросы, конечно, возникают.

— А что вы сами-то думаете? Существует тезис, что Россия повторяет все западные модели с каким-то разрывом в 5–8 лет. Возможно, что и к нам придет вся эта история с харассментом?

— Ну, она пытается, согласитесь.

— А вот эти расовые вещи, которые сейчас происходят в Соединенных Штатах?

— Наверное, это может случиться, если произойдет резкое экономическое ухудшение. Если станет в буквальном смысле нечего есть большому проценту населения, то, конечно, на кого кинутся? На отличных по цвету кожи.

— Вы уедете в ситуации какого-то экономического коллапса и обострения? Я про эмиграцию.

— Надеюсь, что нет. Я категорически не хочу уезжать, потому что это означало бы, что я сдаю те позиции, на которых стоял всю жизнь. А я стою на позиции такой: это моя страна, и я хочу, чтобы она была лучше.

— Как вы относитесь к тому, что наш социум крайне резко комментирует заявления творческих людей о желании эмигрировать?

— Мне кажется, что вообще очень много сегодняшних бед нашего мира, общества из-за безумного возрастания скорости обмена информацией. Из-за того, что мы стали делиться своим мнением, не досчитав до десяти, не подумав, не переварив. У нас появилась возможность мгновенно нажать на кнопку. Представьте себе, что если бы у нас, помимо возможности «коммента», была бы красная кнопка, которая бы уничтожала человека. Я уверен, что 9 из 10 человек, к сожалению (ну, может быть, я сейчас перехлестываю), нажали бы на эту кнопку. То же самое происходит с «комментами».

— Многие классики, гордость российской литературы, работали за границей. Разве они меньше любили Россию-матушку? Почему это приравнивается к измене, как в Советском Союзе?

— Именно по этой причине. Это возможность мгновенно высказать свою точку зрения. Возможность мгновенного реагирования радикализировала людей. У меня такое ощущение, что все пишут, не подумав. Потом, если ты нормальный человек, то задумываешься, что есть же и другая сторона вопроса. И любого человека можно судить с разных позиций. Вообще, кто ты такой, чтобы судить? А насчет живших за рубежом и критиковавших Россию-матушку со страшной силой — не найдешь практически ни одного писателя из столпов русской литературы, который бы не написал что-нибудь весьма критическое про свою родину.

— Но писали они, не используя ненормативную лексику. Как вы относитесь к тому, что сейчас молодняк говорит на этом языке в большей степени, чем люди старшего поколений?

— Вы знаете, мне это не очень нравится, потому что они не слишком изящно выражаются матом. Научатся со временем. Нужно воспитывать некую культуру матерщины, чтобы люди понимали, что в обсценной лексике тоже есть свои правила. И не всегда ее можно и нужно применять.

Читайте также: «Время даром не теряем»: Иосиф Пригожин поделился видео из спортзала

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.