Главное
Истории
Секрет успеха. Татьяна Терешина

Секрет успеха. Татьяна Терешина

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Синемания. Карина Флорес. Прирожденная оперная дива

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Полицейский с Петровки. Выпуск 51

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Секрет успеха. Эдгард Запашный

Эстетика СССР

Эстетика СССР

Березы

Березы

Вампиры

Вампиры

Осенние блюда

Осенние блюда

Инглиш

Инглиш

Самые старые города

Самые старые города

Предпочла Театр авиации

Общество
Предпочла Театр авиации
Кадр из кинофильма «Угрюм-река» / 1968 год

Людмила Чурсина на днях отметила юбилей. Народная артистка Советского Союза, кумир миллионов зрителей, возраста не скрывает — ей 80, хотя поверить в это трудно.

Статная, высокая, яркая, Людмила Алексеевна — женщина вне возраста и одна из тех красавиц, у которых годы не способны отнять красоту. Ну простите уж, но нельзя не сказать — какое счастье, что всенародная любимица не стала предпринимать попыток омолодиться на счет скальпеля! Смотреть на Чурсину — неизменное наслаждение. И восхищение.

...На предложение об интервью Людмила Алексеевна ответила вежливым отказом. В принципе — ожидаемым. Почему так? А потому что понять актрису очень даже можно: с ранней молодости она и вне съемочной площадки или сцены находилась под таким пристальным вниманием, что не устать от этого было просто невозможно. И телевизионщикам с Первого канала она, соглашаясь все же на съемки юбилейного фильма, ответила так: «Это последнее интервью. Я устала мусолить свою жизнь».

Завидуя звездам, мы иногда просто не хотим, а может, и неспособны понимать, как сильно можно устать от славы и узнаваемости.

Особенно, естественно, если они пришли к тебе сами, без внешнего и личного пиара. В случае с Людмилой Чурсиной это точно так: она никогда не делала из своей жизни шоу. Тем не менее говорили о ней всегда, причем в основном — невесть что, какие-то нелепые выдумки. Количество мифов, связанных с ней, не поддается подсчету, причем мифологизировалось буквально все — от места ее рождения до каких-то деталей личной жизни. Были и неприятные истории: в 1973 году, когда Чурсина уже была звездой, ее подпись появилась под обращением, направленным против деятельности академика Андрея Сахарова и писателя Александра Солженицына, находившихся в жесткой опале. Людмила Чурсина и ведать не ведала, как такое могло случиться, знала одно — она такого документа не подписывала. А разговоры зашелестели...

Чурсина Чурсина / Кадр и фильма «Два билета на дневной сеанс» / 1967 год

Правда, в основном истории о Чурсиной не были злыми: ее зрители любили и любят, и каждое ее появление на экране или в спектакле становилось событием. А вот личный архив актриса сожгла — и письма, и фотографии. Сначала от этого факта приходишь в ужас, а потом понимаешь: достойно. Не сделай так, и архив когда-нибудь точно станет источником новых разговоров.

Зачем?

...Если бы не подруга, возможно, отечественная наука обогатилась бы еще одним ученым или инженером: склонность Людмилы Чурсиной к точным наукам вела ее в мир техники, она склонялась к авиамеханике… Математика, физика и геометрия занимали ее мысли полностью, ну а подать документы в три знаменитых вуза (ГИТИС, ВГИК и Щукинское училище) она решила просто за компанию с подружкой.

Подружке на экзаменах не повезло, она провалилась, а Чурсину готовы были взять в любой вуз. Но она выбрала «Щуку». Авиамеханика осталась где-то далеко-далеко, но это не означало, что Чурсина не наберет высоты и не встанет «на крыло» в другой ипостаси. Хотя ждала ее не взлетная полоса, а подмостки.

Ну конечно, в нее влюблялись. Как могло быть иначе — при такой королевской красоте. В ней с юности было то влекущее, завораживающее нечто, что называют «породой», хотя голубой кровью Людмила Алексеевна похвастать не могла: у нее были прекрасные родители, отец-военный и мама, в жилах которой текла смесь русской, польской и латышской крови, обычные хорошие люди и никак не князья-графья. Людмила получилась какой-то особенной: с чертами лица из XIX века. По таким красавицам плакали литературные салоны и веера, таким посвящали стихи и поэмы, о таких злословили.

Иногда Чурсина казалась холодной, отчего порой ее называли ледяной королевой, хотя это было вовсе не так. Но наденешь тут и такую маску! Несколько лет назад, например, я увидела ее на Новом Арбате — Людмила Алексеевна шла со знакомыми или коллегами, что-то обсуждая. А за ней мячиком летело по толпе: «Чурсина, Чурсина!» Она же, будто отгородившись от навязчивого внимания, просто продолжала путь.

…После «Щуки» Людмила Чурсина начала работать в Театре имени Вахтангова, в труппе Рубена Симонова. Дебютировала в знаковом спектакле «Принцессы Турандот», но в массовке, потом начала играть в «Русском лесе», «Ричарде III».

Потом началось и кино, а Театр Вахтангова сменил Академический драмтеатр им. Пушкина, которому она посвятила десять лет жизни, потом — Театр Советской армии… Там ей предложили роль, о которой актрисы-женщины мечтают так, как актеры-мужчины о Гамлете: сыграть Настасью Филипповну в «Идиоте» Достоевского. Усилий это потребовало колоссальных — не просто играть героиню, которая по сути — твоя противоположность.

Но все получилось. Причем Настасья Филипповна у Чурсиной всегда выходила немного разной — от спектакля к спектаклю, и это завораживало тоже. Дальше посыпались другие роли, не менее яркие: Эрнестина в «Прощальном свете», баронесса Шталь в «Маскараде», Ив в «Боже, храни короля» по Сомерсету Моэму, Стефани Абрахамс в «Дуэте для солистки»… Конечно, сцена — это было ее «королевство», и оторвать глаз от Чурсиной на протяжении всего спектакля было невозможно. Однако истинно всенародную любовь ей подарил кинематограф.

Предпочла Театр авиации Фото: Дмитрий Коробейников

Камера Людмилу Алексеевну любила всегда, с молодости. Поразительное чувство испытываешь, глядя на ее первые киношные роли — объектив будто наслаждается ее лицом, поворотом головы, переменчивым взглядом. Но нельзя сказать, чтобы сам путь Чурсиной в кино был прост, она немало играла и некрупных ролей, но зато когда доставались роли знаковые… Хотя актриса запоминалась и в небольших эпизодах — например, в фильме «Когда деревья были большими», где восходящая звезда снималась вместе с Юрием Никулиным и Василием Шукшиным.

Устойчивую славу Людмила Чурсина снискала после «Донской повести». Ее Дарья, невенчаная жена красноармейца, была написана такими яркими красками, что, конечно, не могла зрителей не заворожить. А после «Угрюм-реки» с невыносимо притягательной Анфисой имя Людмилы Чурсиной оказалось в ряду первых звезд кинематографа. Сыграла она Анфису фантастически. Стерва и ранимая влюбленная душа, беспощадная соблазнительница и готовая стать рабой любви женщина. Да, вопросов о том, почему отец и сын Громовы столкнулись друг с другом из-за Анфисы, не возникало. Нежная, жесткая, резкая и трепетная, она была мастерски выписана Шишковым, но и сыграна фантастически, едва ли не ярче, чем понималась в книге. Кстати, ремарка: в этом году, когда вышел фильм «Угрюм-река», многие критиковали Юлию Пересильд за роль Анфисы и с нетерпением ждали, когда скажет свое слово Чурсина. А Людмила Алексеевна высказалась доброжелательно и мягко, чем вызвала дополнительную симпатию. Это было как-то очень по-человечески...

Конечно, Людмила Чурсина навсегда «подарила свое лицо» пламенной Любови Яровой — представить эту героиню иной теперь просто невозможно. А «Олесю» можно пересматривать до бесконечности, как и «Журавушку» — потрясающий, за душу берущий фильм, за который Чурсина получила Гран-при на фестивале в Сан-Себастьяне. После этого успеха Людмилу Чурсину призывал в свои объятия Голливуд. Контракт на три года предполагал съемки в 15 фильмах… Ну а что это значило? Только одно — мировую славу. Чурсину из страны не выпусти- ли — такие уж были времена.

Но и сама она не очень стремилась отрываться от тех, кто ей был дорог.

…Конечно, на протяжении всей жизни за Людмилой Алексеевной ухаживали. Ну а как иначе? 17 лет продлился ее брак с режиссером «Донской повести» Владимиром Фетиным, потом было еще два замужества — вторым ее мужем стал океанолог Владимир Петровский, а потом — сын Юрия Андропова Игорь. Браки оказались недолгими. Как-то Людмила Алексеевна сказала, что они не состоялись, потому что ни ей, уже взрослой и сформировавшейся женщине, ни ее мужьям не очень хотелось меняться.

Наверное, да. А может быть, компромиссы просто невозможны для таких ярких, самодостаточных людей, они вольны лететь по своей траектории…

Стоит лишь мелькнуть в списке актеров, задействованных в фильме или сериале, фамилии Чурсиной, как ты принимаешь решение — буду смотреть. Эпизод. Мгновение, отрывок… Людмила Алексеевна, как же вы прекрасны! Вас абсолютно не портят годы, а естественные морщинки только украшают. Вами трудно не восхищаться, а пожелать можно лишь одного — еще долгих-долгих лет жизни и новых ролей, каждая из которых делает всех нас счастливее.

ЛУЧШИЕ РОЛИ

Донская повесть 1964, Дарья Фильм-драма, снятый по мотивам рассказов «Шибалково семя» и «Родинка» Михаила Шолохова. Дарья — одна из главных героинь фильма.

Журавушка1968, Марфа Экранизация повести Михаила Алексеева «Хлеб — имя существительное». Муж Марфы не вернулся с фронта, но она продолжает любить его и ждать, несмотря на огромное количество поклонников.

Угрюм–река1968, Анфиса Петровна Козырева Сага о становлении промышленного капитала в Сибири, любви, ненависти, человеческом достоинстве и судьбе.

Любовь Яровая 1970, Любовь Яровая Чурсина сыграла главную роль. Это драматическая история о временах Гражданской войны.

Олеся 1970, Олеся История любви интеллигента и девушки-колдуньи, экранизация повести А. Куприна.

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.