Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

«Разве это праздник?»: как современные школьники отмечают День знаний

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«Разве это праздник?»: как современные школьники отмечают День знаний
Фото: Сергей Киселев / АГН Москва

Торжественная линейка, Урок мира, белые банты и роскошные букеты — именно эти детали формируют традиционное представление о Дне знаний, который официально отмечается в России с 1984 года. Остается ли праздник 1 Сентября таким же важным для современных школьников — читайте в материале «ВМ».

«Море цветов», первый букварь и школьный вальс: каким был День знаний в СССР

Во дворе школы оркестр играл вальс, здание было оформлено парадно, а после торжества дети отправлялись на кинопоказ, вспоминают собеседники «ВМ» — специалисты сферы образования. Именно так праздник 1 Сентября проходил в годы СССР. Многие традиции Дня знаний живы до сих пор, но прежней осталась лишь форма проведения торжества.

— В СССР 1 Сентября проводили более торжественно, чем сейчас. И для детей, и для взрослых этот день был огромным праздником. Сейчас же и школьники, и родители испытывают больше страха, волнения. Такого праздника, каким он был, уже не осталось, — рассуждает Зоя Рабаданова, которая работает учителем начальных классов с 1984 года.

На весь экранПолноэкранный просмотр 1965 год / Фотохроника ТАСС
1/5
1965 год / Фотохроника ТАСС
На весь экранПолноэкранный просмотр 1963 год / Фотохроника ТАСС
2/5
1963 год / Фотохроника ТАСС
На весь экранПолноэкранный просмотр 1973 год / Булдаков Олег/Фотохроника ТАСС
3/5
1973 год / Булдаков Олег/Фотохроника ТАСС
На весь экранПолноэкранный просмотр 1986 год / Великжанин Виктор, Песов Эдуард/Фотохроника ТАСС
4/5
1986 год / Великжанин Виктор, Песов Эдуард/Фотохроника ТАСС
На весь экранПолноэкранный просмотр 1983 год / Зотин Игорь/Фотохроника ТАСС
5/5
1983 год / Зотин Игорь/Фотохроника ТАСС

В рамках проведения праздничной линейки первые лица страны выступали с наставлениями и добрыми пожеланиями для учеников. Затем школьники расходились по кабинетам: там проводились классные часы, называемые Уроками мира. Одна из утраченных традиций Дня знаний — выдача букваря первоклассникам, вспоминает ректор Славяно-греко-латинской академии Сергей Храмешин.

— В СССР было принято выдавать букварь для первоклашек. На празднике им дарили первый учебник и пропись, где школьники делали свои первые записи, — рассказывает он.

Еще одна полузабытая традиция — первый звонок. Сейчас она соблюдается далеко не во всех школах. Каждое учебное заведение разрабатывает программу праздника индивидуально, объясняет Сергей Храмешин.

— Юноша-выпускник сажал одну из первоклашек на свое плечо. Девочка звенела колокольчиком — так звучал первый звонок. Сейчас эта традиция есть уже не везде, — поясняет собеседник «ВМ».

Школьники всегда дарили учителям праздничные букеты цветов. Этот эпизод считался самым ярким моментом Дня знаний. Учитель литературы и русского языка Ирина Михайлова подчеркивает: это было целое «море цветов». По ее словам, сейчас такого количества букетов школьники уже не приносят.

Светлые воспоминания, связанные с этой традицией, остались и у ректора Славяно-греко-латинской академии Сергея Храмешина. Свой первый цветочный букет на День знаний он получил еще до начала преподавательской деятельности.

— Цветы в советское время были безусловным атрибутом каждого Дня знаний. Будучи девятиклассником, я еще даже не думал о своей педагогической карьере. Но один из первоклассников почему-то принес мне самый роскошный букет. Я даже не знал, что с этим делать. Самый красивый букет подарили не учителю, а мне. Удивительным образом мальчик попал в точку уже тогда, — вспоминает Храмешин.

Другой сценарий: как отмечается современный День знаний

Теперь ученики не спешат дарить букеты преподавателям. Эта традиция постепенно искореняется, делится Сергей Храмешин. Он сообщает: в 2014 году была придумана благотворительная акция «Дети вместо цветов». С каждым годом ее поддерживают все в большем количестве школ. Ученики приносят учителю один букет от класса. Денежные средства, которые предполагалось потратить на цветы, жертвуют тяжелобольным детям и детям-сиротам, объясняет ректор академии.

Меняются не только взгляды на некоторые традиции, но и технологическая подкованность современников. Учитель литературы и русского языка Ирина Михайлова рассказывает:

— Раньше вместо компьютеров во всех кабинетах стояли кинопроекторы. Школьники смотрели образовательные фильмы по предметам. На 1 Сентября это были кинокартины о взрослении и юности, которые показывали на большом экране от потолка до пола. Дети знакомились с фильмами прекрасного качества. Сейчас таких уже нет.

По воспоминаниям Ирины Михайловой, иногда после уроков 1 сентября дети «караваном» шли на кинопоказ или экскурсию. Организация подобного досуга была и остается «личной инициативой» учителей. Сейчас после торжественной части праздника школьники могут пойти в кафе вместе с учителями, добавляет Сергей Храмешин. Некоторые выезжают на природу или идут в музей.

Одна из главных особенностей современного Дня знаний состоит в следующем: каждая школа выбирает сценарий для проведения 1 Сентября самостоятельно. Теперь его празднование не так стандартизировано.

— Сегодня в разных школах День знаний отмечается по-своему. Некоторые делают это с неплохим размахом: устраивают вечеринки на природе или даже в кафе. Иногда классный руководитель посещает с детьми памятники истории, музеи, — говорит Храмешин.

Его точку зрения о самобытности 1 Сентября в каждой школе иллюстрирует рассказ Ирины Михайловой, которая преподает в Сергиево-Посадской гимназии имени И. Б. Ольбинского. По ее словам, гимназия сильна традициями. Каждый День знаний в учебном заведении проходит по особому сценарию. Вот почему ученики, преподаватели и выпускники называют эту школу «домом».

На весь экранПолноэкранный просмотр Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
1/5
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
На весь экранПолноэкранный просмотр Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
2/5
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
На весь экранПолноэкранный просмотр Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
3/5
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
На весь экранПолноэкранный просмотр Фото: Егор Алеев/ТАСС
4/5
Фото: Егор Алеев/ТАСС
На весь экранПолноэкранный просмотр Фото: Валерий Матыцин/ТАСС
5/5
Фото: Валерий Матыцин/ТАСС

— В гимназии буквально с первого года сформировалась театральная традиция. Тогда на 1 Сентября были приглашены артисты московских театров: читались стихи, говорилось о роли образования. Уже позже мы стали проводить такие же мероприятия своими силами: актерами стали сами школьники. Эти непростые постановки всегда делались «на вырост». Также у нас есть другая традиция: старшеклассники проводят экскурсии по гимназии для младших ребят, — делится собеседница «ВМ».

Поддерживать добрые традиции школам мешает разве что пандемия. Учитель начальных классов Зоя Рабаданова из Дагестана сетует на то, что коронавирус умалил значимость праздника.

— Изменения в первую очередь связаны с пандемией. У нас 1 Сентября по-настоящему отмечать будут только первые, девятые и одиннадцатые классы. Остальные проведут День знаний «у себя в классе». Разве это праздник? В связи с пандемией дети не ощущают этот день, каким он был раньше, — признается она.

«Мы это уже знаем»: как поменялись нравы школьников

Многие традиции празднования 1 Сентября претерпели лишь незначительные изменения. Самые крупные перемены произошли в восприятии Дня знаний детьми и их родителями. Об этой метаморфозе с уверенностью говорят все собеседники «ВМ».

Современные школьники гораздо более начитаны и заранее подкованы во многих вопросах. По мнению учителя начальных классов Зои Рабадановой, в школьниках уже нет детской наивности.

— Сейчас дети более начитанные: они уже многое видели и слышали. Раньше дети ближе воспринимали обиду и боль. Сейчас они уже не так наивны. Они все время говорят: «Мы это уже знаем»; «Мы это уже читали». Раньше такого не было: у детей был другой взгляд. Они все с интересом воспринимали и внимательно слушали. Сейчас их стало сложно удивить, — подчеркивает она.

Сергей Храмешин подтверждает, что современных детей становится сложно удивить. И это очень жаль, добавляет он. Специалист считает, что подобная тенденция обусловлена легкой доступностью информации в интернете.

— В СССР сложнее было заранее увидеть, как будет проходить 1 Сентября. Сейчас такая возможность есть. Раньше это событие для каждого первоклассника было очень запоминающимся, потому что он не знал, что с ним будут делать, куда поведут. Для современных детей это уже не первое знакомство со школой, — поясняет он.

Ирина Михайлова соглашается: влияние технологий на школьников действительно ощутимо. Однако она считает, что «детская природа все же остается прежней».

— Эту детскую природу можно разбудить. Можно вызвать положительные эмоции, сформировать доброе отношение. Конечно, здесь важно и воспитание, и влияние СМИ, — убеждена она.

Учитель Зоя Рабаданова отмечает: теперь на День знаний приходят дети с новым взглядом на мир. По ее словам, учитель не является полным авторитетом для «нового» школьника. Мышлению современных детей свойственен больший скептицизм.

— Дома родители уже иначе готовят школьников. Сейчас сразу видно, из какой семьи ребенок пришел в школу. Раньше слово учителя для ученика было законом. А сейчас взгляды родителей и, как следствие, учеников меняются. Честно говоря, я бы хотела, чтобы все вернулось, чтобы было как раньше, — признается Рамаданова.

Конечно, «сформировать» уважение к себе получается далеко не у всех преподавателей, считает Сергей Храмешин. По его мнению, создание «авторитета учителя» — теперь задача для педагога, а не для общества, как это было в СССР.

— Если учитель может заинтересовать ребенка и стать его проводником в новую жизнь, тогда его авторитет утвердится. Учитель предыдущего поколения всегда будет испытывать ностальгию по временам, когда он был безусловным авторитетом в силу своего положения. Сегодня же учителю просто необходимо зарабатывать этот авторитет — бесплатно он его не достанет, — заключает Храмешин.

Собеседник «ВМ» подчеркивает: авторитет учителя не потерян — просто теперь взаимоотношения преподавателя и школьника все больше зависят от «погоды в доме».

В контексте вопроса об отношении к преподавателям Ирина Михайлова считает, что с годами изменилась «установка в обществе». По ее словам, в новой среде все чаще принято критиковать современных учителей, снимать про них сатирические фильмы, а иногда и относиться к ним как к «обслуживающему персоналу». Она подчеркивает, что эта тенденция распространяется далеко не на все учебные заведения.

— Сейчас об учителях достаточно много негатива в информационной среде. Увеличились количество требуемых отчетов и прессинг. Бывает, что энергия некоторых учителей в некоторых школах уходит совсем не на учеников — их просто некогда видеть. Вопрос в том, на что учитель сам захочет тратить эту энергию, — комментирует Ирина Михайлова.

Отношение к учителям поменялось не у школьников, а у родителей, добавляет она. Порой они воспринимают преподавателей как «обслуживающий персонал», выражая «потребительское отношение к ним».

— Здесь складывается ситуация, как у Пушкина в «Дубровском»: учитель воспринимается как «род слуги». Иногда с родителями сложнее вести беседу, чем с детьми: вторых можно переубедить. Если ты отнесся к ребенку по-человечески, проявил доброту, естественные чувства, он быстрее изменит свою точку зрения. Дети откликаются на добрые чувства, у них еще нет стереотипов, в отличие от родителей, — считает она.

Ирина Михайлова рада преподавать в школе, где уважение к учителю не забыто. В Сергиево-Посадской гимназии 1 Сентября проходит как праздник всеобщей «рефлексии» и анализа. Этот день связан с волнением и радостью, отмечает собеседница «ВМ».

— 1 Сентября для меня — очень важный день жизни. В народе его называют «праздником со слезами на глазах», потому что впереди очень сложная и насыщенная работа. Большинство учителей, которые долго работают в школе, придерживается «допетровской традиции». Для нас именно 1 Сентября — это новый год. Вся частная жизнь сопоставима со школьными событиями и временем. 1 Сентября — это начало, точка отсчета, — делится Ирина Михайлова.

Она считает, что авторитет учителя формирует его отношение к преподавательскому ремеслу. В заключение собеседница вспоминает знаменитые слова Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь».

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.