Главное
Карта городских событий
Смотреть карту
Сторис
Легендарный «Москвич» вернулся

Легендарный «Москвич» вернулся

Какие города играли роль Москвы

Какие города играли роль Москвы

Кого нельзя сократить?

Кого нельзя сократить?

Звезды, которые стали блондинками

Звезды, которые стали блондинками

Отцовство в зрелом возрасте

Отцовство в зрелом возрасте

Судьбы детей-вундеркиндов

Судьбы детей-вундеркиндов

Пары, которые быстро развелись

Пары, которые быстро развелись

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Как рок-н-ролл пришёл в СССР?

Где в мире заблокированы соцсети

Где в мире заблокированы соцсети

Как защитить машину от угона

Как защитить машину от угона

Покупка в один клик: останутся ли интернет-магазины популярными после пандемии

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Покупка в один клик: останутся ли интернет-магазины популярными после пандемии
Москвичка Дарья Федорова не только работает удаленно, но и совершает покупки, не выходя из дома, в режиме онлайн / Фото: Наталья Феоктистова / Вечерняя Москва

Объем российского рынка онлайн-торговли по итогам этого года может вырасти до 3,478 триллиона рублей против 3,221 триллиона в 2020-м, говорится в исследовании Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ). Согласно данным экспертов в прошлом году российский рынок e-commerce вырос в 1,6 раза (на 58,5 процента). При этом аналитики предупреждают, что чрезмерное увлечение покупками онлайн может быть опаснее, чем обычный «шопоголизм».

Мир постепенно подстраивается к жизни в новой реальности, внося коррективы в самые разные аспекты человеческой жизни. Например, время, разбрасываемое ранее на поездки по всевозможным делам, оказалось легко сэкономить, решая все вопросы, сидя за компьютерным монитором. К хорошему, как известно, привыкаешь быстро. Общество стало охотно осваивать дополнительные удобства, предложенные прогрессом в качестве бонуса к неблагополучной ситуации с коронавирусом. Так, покупки в интернете эксперты уже назвали «новой русской нормой».

— В том, что быстрее и гибче к новым условиям адаптировалось сфера торговли, нет ничего удивительного, — полагает социолог Алексей Егоров. — Потребительство для нас давно стало образом, а то и смыслом жизни. Мы привыкли постоянно что-то покупать, приобретать и потреблять. Пандемия и связанные с ней локдауны, ограничительные меры, режимы самоизоляции и дистанционности усложнили привычный процесс похода по магазинам. А ведь для многих он был не только потребностью купить необходимое, но и определенным развлечением. В торговые центры ходили целыми семьями, в них отдыхали, проводили свободное время огромное количество людей. Альтернативой стали площадки онлайн, стремительно набирающие сегодня популярность. Но в интернете свои правила и особенности, на адаптацию к которым и продавцам, и покупателям нужно время, чтобы изучить все подводные камни, оценить риски и выстроить отношения на взаимном доверии. Собственно, сейчас это и происходит: e-commerce, то есть электронная коммерция, набирает обороты, учитывая потребительский спрос на новые формы в системе купли-продажи.

Покупка в один клик: останутся ли интернет-магазины популярными после пандемии Фото: Pexels

Ассортимент возможностей

Согласно соцопросам доковидной поры 78 процентов российских покупателей отмечали, что получают удовольствие от приобретения продуктов питания и товаров повседневного спроса. Более половины респондентов признавались, что у них улучшается настроение от спонтанных и незапланированных покупок. Причем 60 процентов опрошенных совершали тур по магазинам несколько раз в неделю. В начале пандемии число россиян, обычно каждый день ходивших в магазин, упало почти в три раза.

А услугами доставки товаров на дом тогда пользовались всего 2 процента граждан страны. Но пандемия ускорила темпы роста российской электронной коммерции настолько, что сегодня аналитики уже уверенно утверждают: именно онлайн-продажи помогут вытащить многие отрасли из экономического кризиса. Так, по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, товарооборот на сервисах электронной коммерции в третьем квартале 2021 года вырос аж на 214 процентов по сравнению с прошлым годом, когда россияне на покупки в интернете потратили 3,2 триллиона рублей. А недавнее социологическое исследование Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) показало, что на сегодняшний день уже три четверти российских интернет-пользователей стали активными покупателями в сети.

Судя по опросу, людям пришлась по вкусу возможность совершать покупки в любое время не выходя из дома. Порядка 70 процентов отмечают при таком способе приобретения товаров снижение рисков заразиться ковидом. Кстати, то же самое отмечают и эксперты Ассоциации компаний интернет-торговли, заявившие в своем исследовании, что «стимулирование клиентов совершать покупки онлайн по предоплате может снизить риск распространения COVID-19».

— Вместо посещений больших торговых центров приходит привычка пользоваться так называемыми маркетплейсами, торговыми интернет-площадками, объединяющими сразу нескольких продавцов самых разных категорий товаров, — рассказывает маркетолог Олег Анисимов. — Увеличивается и доля мобайл-шопинга через приложения в смартфоне. В столице, например, по оценке специалистов, она за последний год выросла на 35,5 процента. И то, и другое удобно: можно купить все, что тебе нужно, да еще и с доставкой. Плюс есть возможность сравнить цены у разных продавцов и ознакомиться с отзывами на товар других покупателей.

Аналитики консалтинговой компании DataInsight констатируют активный рост онлайн-продаж продуктов питания. По их данным, количество заказов продуктов в первой половине нынешнего года выросло почти в четыре раза, а объем продаж увеличился на 174 процента. То, что потребители стали охотнее заказывать скоропортящиеся продукты, руководитель клиентской группы исследовательского холдинга Ромир Анастасия Сидорина объясняет повышением уровня доверия к онлайн-сервисам. К слову, в столице в ноябрьские выходные число контрактов только на поставку недельных программ питания выросло на 47 процентов.

— Москва в плане развития электронной коммерции явно лидирует среди регионов страны, — продолжает эксперт. — Это связано и с хорошим оснащением города цифровыми технологиями, и безусловной поддержкой торговых онлайн-площадок, которая недавно к тому же была существенно расширена.

Действительно, как сообщил недавно руководитель Департамента предпринимательства и инновационного развития города Москвы Алексей Фурсин, Московский экспортный центр сегодня поддерживает размещение продукции и услуг столичных экспортеров более чем на 70 онлайн-платформах. А столичные предприниматели могут бесплатно запустить продажи на двух открытых для них сервисах.

Покупка в один клик: останутся ли интернет-магазины популярными после пандемии Фото: Pexels

Неприятные нюансы

Однако и без ложки дегтя в бочке явных плюсов e-commerce не обойтись. Уже сегодня из-за высокого спроса интернет-продавцов эксперты отмечают острый дефицит складских площадей. Так, внутри МКАД, по данным независимой международной консалтинговой компании Knight Frank, спрос на склады с начала пандемии вырос в два раза. Причем проблема хранения товаров в столице стала возникать и на пунктах доставки.

— Мы открылись месяцев семь назад, — рассказывает сотрудник пункта выдачи товаров одного из крупнейших интернет-магазинов Александр Торопов. — В районе Выхино-Жулебино мы единственные представляем нашу торговую площадку. Сначала все было хорошо, подсобного помещения хватало. Но сейчас люди вынуждены простаивать очередь, чтобы получить свои заказы. А нам приходится некоторые из них хранить в небольшом зале, предназначенном для проверки доставленного товара. Количество заказов растет день ото дня, а нам их уже некуда складывать. Занимаем мешками примерочные кабинки. А что делать?

Дают сбой и современные интернет-технологии. Буквально на днях неприятный казус произошел с одним из популярных маркетплейсов. На сайте торговой компании некоторые товары, к радости покупателей, вдруг стали стоить всего 1 рубль. Продажа по аномально низким ценам, ясное дело, шла бойко. Однако аннулировать сделанные во время технического сбоя заказы компании не удалось — на защиту потребителей встал Роспотребнадзор. «Если на сайте продавца произошел технический сбой, характеризующийся выставлением «неправильных цен» или скидок, то для потребителя юридически это не меняет ситуации, поскольку даже продажи за 1 рубль — распространенная практика привлечения внимания к тому или иному товару или бренду», — пояснили в пресс-службе ведомства.

Кибермошенничество в сфере интернет-торговли тоже растет как на дрожжах. За последнее время, по данным Роспотребнадзора, в сети был обнаружен 3221 потенциально вредоносный сайт, подделывающийся под онлайн-магазины. А еще в прошлом году специалисты «Лаборатории Касперского» предупреждали о росте числа фишинговых атак под видом сервисов доставки.

— В сети появляются фейковые сайты-клоны, практически полностью повторяющие оригинальные, — рассказывает аналитик одной из столичных компаний, специализирующихся на доставке готовой еды, Ирина Соколова. — Клиенты соблазняются псевдоакциями, скидками, а в итоге у них выманивают данные банковских карт либо деньги. Поэтому прежде чем оплатить товар или услугу по его доставке, необходимо внимательно проверить, кому вы, собственно, платите. Внимательно прочтите написание адреса и названия интернет-ресурса. Не ведитесь на слишком соблазнительные предложения и низкие цены: бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. Ну и вообще я бы посоветовала завести отдельную карту для онлайн-покупок товаров и услуг в интернете, минимальную сумму на которую стоит переводить непосредственно перед оплатой.

Кстати, если продавец настаивает на предоплате товара, тоже стоит насторожиться. Обычно компании дают возможность клиенту выбрать: оплатить сейчас, в режиме онлайн, или лично — при получении товара. Конечно, мошенники очень вредят имиджу и репутации реальных компаний, заинтересованных в доверительных отношениях со своими клиентами.

Если уж говорить о доверии, то, как отмечают владельцы интернет-магазинов, они сами нередко становятся жертвами покупателей. Больше всего достается продавцам брендовых вещей. Мошенники заказывают дорогую вещь, а потом, под предлогом «не подошли», возвращают туфли, сумки или платья, подменяя их на дешевую копию. Курьер, не слишком сведущий в тонкостях элитных товаров, приехав получить обратно товар, подделку может и не опознать.

— Давайте не забывать, что процесс купли-продажи — это всегда немного игра, — говорит психолог Людмила Федотова. — И здесь важны правила, которые честные игроки заинтересованы соблюдать. Но и желающих смухлевать тоже встречается немало. Безопасность — ахиллесова пята интернета вообще, в том числе и онлайн-продаж. И за год-два решить эту проблему вряд ли удастся. Так что пока при всех очевидных плюсах этого нового явления всем стоит быть настороже: и покупателям, и продавцам.

Покупка в один клик: останутся ли интернет-магазины популярными после пандемии Фото: Pexels

Ставка на эмоциональный контакт

Вопрос, вытеснят ли со временем онлайн-магазины традиционные торговые точки, все чаще становится предметом горячих споров самых разных экспертов. Одни считают, что новая реальность загонит человечество в виртуальное пространство настолько, что все самые главные события реальной жизни будут происходить исключительно там. Другие полагают, что мир, наигравшись в информационные технологии, найдет разумный компромисс между существованием в интернет-пространстве и вне его.

— Если говорить о процессе покупок, то здесь нужно очень четко понимать разницу между поводом и причиной, — говорит кандидат философских наук Андрей Чагаровский. — С практичной точки зрения, особенно когда время дорого, покупка в один клик без необходимости бегать по огромным торговым залам в поисках нужного товара, естественно, выглядит привлекательно. Но все ли готовы к тому, чтобы отказаться от… романтизма приобретения той или иной вещи — о которой мечтал, на которую долго копил. А подержать в руках, без суеты взвесить все «за» и «против»? Глядя на вожделенный предмет через монитор, покупатель лишается очень многих чувств и эмоций, которые, пусть и косвенно, влияют на его выбор. Не говоря уже о том, что возможность найти в интернете все что угодно отнимает ощущение эксклюзивности приобретения.

Об опасности пресыщения покупками, сделанными в режиме онлайн, предупреждают и международные эксперты. Так, основательница консалтинговой фирмы Дион Террелонж считает, что покупка в один клик дарит моментальное удовольствие, которое так же быстро проходит. А хочется еще и еще…

— В итоге человек тратит деньги на совершенно ненужные вещи только ради того, чтобы в голове «щелкнул» эффект радости, — объясняет она в своем исследовании. — Но постепенно мы привыкаем к мимолетным всплескам счастья. «Кликать» становится скучно. Ведь по сути через монитор мы приобретаем «картинку», изображение предмета, а не саму вещь. И очень часто потом становится ясно, что это совсем не то, что хотелось на самом деле. К тому же человеку психологически и эмоционально необходим более сложный спектр впечатлений, чтобы получать удовольствие от процесса. Касается это и покупок.

Разочарование от того, что приносит курьер, в несколько раз превышает радость от возможности быстрого приобретения. А это неизбежно может травмировать психику покупателя.

В начале осени Международная консалтинговая компания CBRE опубликовала исследование «Будущее ретейла — 2030». В нем аналитики делают парадоксальный вывод: «В следующем десятилетии подавляющее большинство магазинов, стоящих на улицах городов, будут в большей степени ориентироваться не на объемы продаж, а на впечатления от шопинга и стремиться поддерживать эмоциональный контакт с жителями».

— Стать шопоголиком можно и в режиме онлайн, — считает психолог Людмила Федотова. — Особенно если учесть возможности информационных технологий, способных вычислять те товары, которые будут интересны конкретному покупателю. Но такой индивидуальный подход исключает личный контакт с продавцом, а он все-таки важен человеку, делающему выбор того или иного товара. Привыкнем ли мы делать покупки без особых эмоциональных эффектов и ощущения приключения в погоне за тем, что надо, покажет время. Скорее всего, и торговые площадки в сети, и в нашем реальном городском пространстве в равной степени найдут своих потребителей.

Покупка в один клик: останутся ли интернет-магазины популярными после пандемии Фото: Pexels

ГЕНДЕРНЫЙ СЛЕД

По данным социологических опросов, мужчины раскошеливаются в интернет-магазинах на большие суммы, нежели женщины. Эксперты объясняют это тем, что представители сильной половины человечества приобретают в сети товары из более дорогой ценовой категории: машины, дорогая электроника или бытовая техника. Дамы, хоть и совершают покупки онлайн чаще мужчин, тратят деньги в основном на одежду, косметику и продукты питания. При этом среднестатистическая жена проводит на сайтах интернет-магазинов вдвое больше времени, чем ее благоверный. Поэтому и спонтанными покупками грешат в основном женщины.

ЦИФРА

74 процента российских пользователей сети приобретают товары онлайн.

ТОП-5

Покупки интернет-пользователей

— Одежда и обувь (42 процентов)

— Мелкая бытовая техника (31 процентов )

— Авиа- и железнодорожные билеты, путевки (29 процентов )

— Электроника (27 процентов)

— Товары для дома (25 процентов)

По данным ВЦИОМа

Подкасты