Крестовый поход: почему церковь увидела в йоге угрозу для христианства
Сюжет:
Эксклюзивы ВМКурганская епархия выпустила листовки, в которых предупредила о духовной опасности йоги и тренингов личностного роста. В материалах отмечается, что йога неотделима от религии и является частью индуизма. «Вечерняя Москва» разбиралась, действительно ли подобные практики не сочетаются с христианством и можно ли заниматься ими верующим людям.
«Люди кидаются в омут»
Большинство людей воспринимает йогу как обыкновенную физическую активность, считает священник и религиовед Денис Батарчук.
— Йога — дело очень сложное, многосоставное и непростое. Но то, что сейчас люди в обиходе подразумевают под этим словом, — это, скорее, оздоровительная гимнастика, в ней нет ровным счетом ничего плохого. Там, где йога не связана с какими-то религиозными доктринами или духовными практиками, она вообще никакой опасности не представляет ни для кого, — уверен собеседник «ВМ».
Тренер по йоге Виталий Федоров также отмечает, что с точки зрения здоровья йога не оказывает вредного влияния на человека. По его мнению, «никакой здравомыслящий человек, будь то священник или патриарх, никогда не скажет, что это плохо».
Батарчук в свою очередь обращает внимание на то, что при занятиях йогой важно выбрать грамотного руководителя.
— Иногда можно переборщить с дыхательной йогой, но здесь опасные моменты, скорее, подстерегают с точки зрения медицины. Люди кидаются в омут с головой, видимо, мало понимая в этом. К йоге надо относиться внимательно, как ко всему, что происходит с нашим телом и психикой. Сейчас огромное количество разного рода коучей и тренеров, некоторые из них компетентны, некоторые — самозванцы. У нас же сейчас в связи с пандемией каждый второй — микробиолог и вирусолог, мы к этому уже привыкли, — рассказывает религиовед.
Совсем другое направление — йога как способ достижения определенных психических состояний, замечает Батарчук. В этом случае действительно есть связь с определенными учениями и духовными практиками индуизма, отчасти — буддизма. Однако люди, которые уделяют большое значение христианству, вряд ли будут с головой погружаться в йогу, уверен собеседник «ВМ».
— Любой верующий человек, как правило, перед тем, как сделать что-то важное и значимое для себя, общается со своим так называемым духовным отцом. Поэтому я не думаю, что церковнопрактикующий христианин будет без совета своего духовника приступать к каким-то практикам. Для таких людей этот вопрос не стоит. А для людей внешних по отношению к церкви — это уже их личное дело, — считает Батарчук.
Религиовед также обращает внимание, что заявление Курганской епархии о бессмысленности тренингов личностного роста не стало неожиданным: такое мнение достаточно распространено. Однако, по словам священника, коучами можно считать и профессиональных психологов с образованием. Такие специалисты могут приносить пользу людям, считает Батарчук.
«Точки во лбу»
Федоров подчеркивает, что даже патриарх Кирилл отмечал: йога может быть опасна только в том случае, если человек начнет увлекаться различными духовными практиками.
— Я знаю, что есть интервью патриарха Кирилла, где он четко говорит, что йога как набор практик и упражнений максимально полезна. Потому что это — древние знания, упражнения, на базе которых сегодня стоит весь современный фитнес. Другое дело, что в том же самом интервью патриарх Кирилл говорит, что некоторые люди, которые являются адептами йоги, начинают превращаться в индусов, рисуют себе точки во лбу, поют мантры. Относятся к этой истории как к неким практикам, культу. Это является частью другой религии, поэтому оценивается отрицательно, — отметил собеседник «ВМ».
По мнению Федорова, в целом церковь не приветствует йогу. Однако представителям Курганской епархии «нужно обращаться к своим же лидерам за разъяснениями».
Комментируя заявление о тренингах, Батарчук добавляет, что церковь поощряет обучение. Важно только одно: у кого учится человек.
— Церковь — традиционно ортодоксальная история, связанная с институтом старчества, духовничества. Там как раз говорят, что нечего высовываться и нужно всегда соотноситься с мнением старших, мудрейших, с мнением духовных авторитетов. Вот эта практика послушания и иерархичность — плоть и кровь церковной традиции, поэтому учиться у кого-то — совершенно не противоречит церковным правилам. Вопрос — у кого учиться? Здесь мы возвращаемся к изначальному вопросу, потому что не все тренинги противоречат каким-то доктринам, — рассказывает эксперт.
По словам Батарчука, выбирая какие-либо тренинги, христиане могут руководствоваться тем, сочетается ли конкретный курс с религией. В этом случае нужен дифференцированный подход — церковь и ее спикеры прекрасно это понимают, заключает собеседник «ВМ».
В материалах Курганской епархии отмечается, что слово «йога» на санскрите означает «сопрягать, связывать», а слово «религия» — «связывать, соединять» на латинском языке. В обоих случаях подразумевается, что человек устанавливает связь с Богом или другими невидимыми силами.
Также в листовках отмечено, что ключевой постулат йоги о реинкарнации противоречит христианскому вероучению о том, что жизнь дается человеку только один раз, а потом наступает смерть, последующее воскресение и суд.