Главное
Истории
Кто был прототипом Аннушки из Мастера и Маргариты?

Кто был прототипом Аннушки из Мастера и Маргариты?

Синемания. Фильм «Тени Москвы»

Синемания. Фильм «Тени Москвы»

Полицейский с Петровки. В каких случаях подростка могут поставить на учет в отдел ПДН?

Полицейский с Петровки. В каких случаях подростка могут поставить на учет в отдел ПДН?

Мода на седину

Мода на седину

Cинемания. Жизнь и творчество пианиста Юрия Розума

Cинемания. Жизнь и творчество пианиста Юрия Розума

Полицейский с Петровки. Что такое необходимая самооборона?

Полицейский с Петровки. Что такое необходимая самооборона?

Российские первооткрыватели

Российские первооткрыватели

Депрессия из-за соцсетей

Депрессия из-за соцсетей

Трек Хумай набирает популярность в мире

Трек Хумай набирает популярность в мире

Что символизировала черная икра?

Что символизировала черная икра?

Шла под землей незримая работа: как строили Замоскворецкую линию метро

Сюжет: 

«Вечерке» — 100 лет
Общество
Эскалаторный зал на станции метро «Автозаводская», которая до 1956 года называлась «Завод имени Сталина»
Эскалаторный зал на станции метро «Автозаводская», которая до 1956 года называлась «Завод имени Сталина» / Фото: Николай Галкин / ТАСС

Уже почти 100 лет газета «Вечерняя Москва» рассказывает читателям о том, как развивается столичный метрополитен. Накануне векового юбилея редакция вспоминает, как «Вечерка» освещала строительство и работу московской подземки на заре своего существования.

Был 1943 год, Красная армия громила фашистов под Сталинградом, а в Москве, несмотря на войну, героически продолжали возводить метрополитен. Ведь у каждого был свой фронт работы. Тогда об этом писала «Вечерняя Москва».

Целая полоса была посвящена открытию новых станций. С гордостью сообщали, что «Замоскворецкий радиус метро вступил в эксплуатацию». Со страниц «Вечерки» с читателями говорили большие начальники, рассказывая об особенностях и могуществе столичной подземки.

«Построена и вступает в эксплуатацию новая линия метро — от площади Свердлова до Ленинской слободы. Одной из особенностей является то, что тоннели дважды проходят под Москвой-рекой», — рассказывал корреспондентам газеты начальник метрополитена Иван Новиков.

Он подчеркивал, что для строительства нового радиуса были отобраны лучшие работники.

«Депо «Сокол», руководимое т. Семиошиным, подготовило подвижной состав для обслуживания Замоскворецкого радиуса. В наших вагоноремонтных мастерских были заблаговременно произведены необходимые ремонтные работы», — рапортовал Новиков. Подробнее о строительстве рассказал заместитель начальника метростроя Иван Данковцев.

«Чтобы построить и вести в действие радиус, нам пришлось вынуть 700 тысяч кубометров грунта, уложить 200 тысяч кубометров бетона и железобетона, больше 100 тысяч тонн чугунных тюбингов и проложить 133 километра пути. Пользуясь новыми методами, метростроевцы дважды успешно провели тоннель под рекой. Строители внедрили электровозную откатку, которая оказалась более совершенной, чем канатная», — цитирует газета слова Ивана Данковцева.

Не остался в стороне и архитектор станции «ЗиС», которую сегодня мы знаем как «Автозаводская», Алексей Душкин:

«Трудно быть равнодушным, когда проходишь мимо длинной анфилады из 44 колонн. Изумительной красоты мрамор был доставлен из Алтая задолго до войны. Его добывали вдали от железной дороги в селении Арактой. Он не применялся еще ни в одном из московских строительств. Но самое замечательное здесь — стены перронного зала. На стенах восемь мозаичных панно посвящены труду и обороне. Кузнечный цех, литейная, конвейер, линкор, самолеты...»

Эти панно мы можем видеть и сегодня.

Среди военных дней и боевых ночей

Шла под землей незримая работа.

Эти строки строителям Замоскворецкого радиуса метро посвятил знаменитый поэт эпохи Василий Соловьев-Седой.

КСТАТИ

В годы войны на метрострой пришло работать много женщин, заменивших мужей, братьев и отцов, ушедших на фронт. В честь их патриотического порыва на станции «Бауманская», открытой в годы войны, была установлена скульптура «Метростроевка».

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ, ЧТО

Мозаики для станции метро «Автозаводская» создавал в блокадном Ленинграде мозаичист Владимир Фролов. Он работал в тяжелейших условиях — без света и с минимальным продуктовым пайком.

ЦИФРА

8 минут занимала в 1943 году поездка на метрополитене от площади Свердлова до Ленинской слободы.

Эксклюзивы
Проще, чем кажется
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.