Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

«Патронус» и «торможение мыслей»: как психологически подготовить ребенка к экзаменам

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
Как психологически подготовить ребенка к школьным экзаменам
Фото: mos.ru / Юлия Иванко

Близится пора экзаменов — непростой период и для школьников, и для их родителей. Как помочь детям перенести экзамены без стресса и волнений, «Вечерней Москве» рассказали эксперты — педагог-психолог школы № 1505 «Преображенская» Ольга Смирнова и сотрудник МГУ и психолог школы Ольга Савина.

Существует огромное количество факторов, влияющих на уровень предэкзаменационного и собственно экзаменационного стресса:

  • значимость результата;
  • здоровье;
  • навыки саморегуляции;
  • прошлый опыт;
  • тревожность.

Каждый человек переживает и действует в ситуации экзамена по-своему, уникально, при этом последствия могут быть разными: способствующими развитию личности, сравнительно нейтральными, а также отрицательно отражающимися на физическом и психологическом здоровье и развитии.

Умению сдавать экзамены обычно никто специально не обучает, вместе с тем приобрести такие навыки очень полезно. Но часто родители, психологи, учителя сталкиваются с противоречивой ситуацией, если речь идет о подростках с недостаточным опытом в плане экзаменов: они сами не высказывают просьб о помощи и даже могут внешне противодействовать взрослым, которые предлагают свое участие, однако при этом испытывают потребность в поддержке.

Подготовка к экзаменам — это, по сути, командная работа, в которой принимают участие педагоги, учащиеся, родители, школьные психологи. Она включает в себя:

  • вопросы организации питания, труда (обучения, повторения) и отдыха;
  • рабочего места;
  • доступа к необходимым источникам информации;
  • укрепления стрессоустойчивости;
  • профилактику негативных последствий экзаменационного дистресса.

Но эксперты рекомендуют не пытаться избавить детей от предэкзаменационного стресса полностью — в небольших количествах он помогает мобилизоваться на преодоление трудностей.

Как может помочь школа

Учителя и психологи направляют усилия на более точное информирование ребенка и родителей о том, как, в какой форме будет проходить экзамен, включая требования и правила, которые должен знать и соблюдать учащийся. Помимо процедуры экзамена, психологи обращают внимание ребят на то, что в период подготовки важно выработать оптимальный режим занятий. Очень полезно обсуждение и вопросов о постановке целей, управлении своими интеллектуальными процессами (памятью, вниманием, мышлением и т. д.), а также чувствами и переживаниями перед экзаменом, во время и после экзамена, особенно в трудной ситуации. Эта работа проходит в различных формах: в виде разъяснительных бесед, разыгрывания скетчей, имитационных тренингов, обучения способам релаксации и снятия эмоционального напряжения, которые доступны для ребенка и подростка (нормализация дыхания, мышечное расслабление, мобилизация и другие).

При работе с младшими и средними подростками важно обращать внимание на состояние детей после экзамена для предотвращения возможных негативных, травматических реакций. В этом плане эффективным является использование методик арттерапии, например, написание рассказов и рисование на тему «Как я сдавал экзамены» в самых различных жанрах — от реалистичных изображений до комиксов и «ужастиков». В совместном обсуждении детьми этих произведений анализируются способы, помогающие справиться со стрессом, отреагировать отрицательные эмоции.

Если подросток оканчивает 9-й класс и готовится сдавать ОГЭ, важно прояснить ему процедуру экзамена, нацелить на то, как важно слушать инструкции и правильно их выполнять. В ситуации сдачи ЕГЭ учащиеся уже хорошо знакомы с процедурой экзамена, но тревожность связана с личностными проблемами: нацеленностью на получение высоких баллов, значимостью результатов экзамена для дальнейших жизненных перспектив.

Работа с родителями со стороны психологов и педагогов заключается в выступлениях на родительских собраниях, размещении соответствующих просветительских материалов на сайте школы и индивидуальном консультировании.

Как могут помочь родители

В напряженный период подготовки к экзамену родителям желательно направить свои усилия на снижение тревоги и беспокойства и создание условий для занятий.

Стоит сформулировать цели предстоящего экзамена (что и к какому сроку предполагается достичь) вместе с ребенком, не зацикливаясь только на отметке за экзамен. Следите, чтобы сдача экзамена не была единственной целью вас и вашего ребенка, сводя весь смысл его жизни к преодолению определенной оценочной планки. Проговорите с ребенком запасные варианты поведения на случай неудачи на экзамене.

Для того чтобы не усиливать тревожность своего ребенка в экзаменационной ситуации, родителям полезно настроиться на позитивный лад, поддерживать и хвалить ребенка за то, что у него хорошо получается. Хороший способ справиться с тревожными переживаниями — перейти к простым и понятным действиям. Как правило, подростки стараются оттянуть начало активной подготовки, у многих нет ощущения времени. Переключиться от переживаний к занятиям помогают приведение в порядок рабочего места, что позволит настроиться на учебу.

Родители должны провести работу над собой: постараться справиться со своим волнением, проявлять выдержку и уверенность, не критиковать ученика после экзамена. Еще один важный момент — отслеживать самочувствие ребенка, не допускать переутомления. Существенным условием домашней подготовки является контроль режима занятий ребенка, чередование обучения с активным отдыхом, не допуская перегрузок; правильное питание. При этом контроль должен быть не диктаторским, тотальным, что может вызвать резкое отторжение у подростка, а участливым, поддерживающим — в виде помощи и сотрудничества.

Что делать самому ученику

Несмотря на потребность в поддержке в период экзаменационного стресса, каждый человек способен самостоятельно освоить техники психологической саморегуляции: самомониторинг; активизирующие и успокаивающие психофизиологические техники (дыхательная и мышечная релаксация); техники переключения внимания или «торможения мыслей»; аутотренинга; ресурсных образов (вспомните заклинание «Патронус» в «Гарри Поттере»); мотивирующих текстов и т. д. Это область ответственности самого ученика, который может применять данные способы управления своим состоянием и настроением в различных ситуациях, связанных с дистрессом, необходимостью усиленно работать, чтобы добиться значимого результата.

К приемам, которые можно использовать в подобной ситуации, относятся:

  • успокаивающая и активизирующая дыхательная релаксация;
  • самомассаж (в области головы, шеи) при внутреннем напряжении;
  • приемы повышения произвольности внимания (например, тренировка переключения зрительных восприятий на три круга внимания — малый (вокруг человека), средний (часть помещения) и большой (все помещение и выход за его пределы);
  • наблюдение за своими чувствами и ощущениями позволяет выявить телесные признаки эмоциональной напряженности (мышечные зажимы, мимическую скованность, трудности в дыхании), которые мешают думать, принимать решения на экзамене;
  • необходимо мысленно «пройтись» по всему телу, задавая себе вопросы: «Какова в данный момент моя мимика?», «Как мои мышцы? Не напряжены ли они?», «Как я дышу?»;
  • при выявлении негативных признаков необходимо заняться их устранением.

В преодолении стресса большое значение имеют когнитивные техники, которые помогают ребенку понять, чего он боится (например, экзамена или его последствий — реакции одноклассников, учителей, родителей) и стоит ли этого бояться. Когнитивные техники переключения внимания с мышления на восприятие обеспечивают остановку тревожных мыслей, препятствуя развитию негативных переживаний и ощущений.

Достаточно эффективна идеомоторная тренировка, при которой в позитивном ключе моделируются и переживаются моменты предстоящего экзамена. Подобные же моменты в реальной жизни не вызывают излишней тревоги и неприятных ощущений. Продумывать варианты, обладающие высокой вероятностью, в том числе и негативные, не значит отказываться от своих намерений. Однако избыточное и неадекватное представление негативного будущего из антистресс-техники превращается в стресс-фактор.

Техника релаксации, которую полезно освоить каждому

Делаем глубокий вдох, в начале которого немного выпячиваем живот вперед, а затем поднимаем грудь (совершаем волнообразное движение). Вдох длится не менее 2 секунд. Задерживаем дыхание на 1–2 секунды. Выдыхаем медленно и плавно в течение 3–4 секунд (выдох обязательно должен быть длиннее вдоха). Затем снова глубокий вдох без паузы — начинаем повтор цикла.

Делаем 2–3 подобных цикла (предел — до пяти за один подход).

Если при выполнении техники будет возникать ощущение головокружения, то необходимо, сохраняя соотношение фаз дыхания, сократить количество циклов, выполняемых за один подход.

Родителям важно помнить, что отметки в школе и институте когда-нибудь закончатся, экзамены пройдут, а отношения с детьми остаются на всю жизнь, потому они намного ценнее любых экзаменационных результатов, заключили эксперты.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.