Владимир Жидкин: Взяли вектор на человекоцентризм
Сюжет:
Эксклюзивы ВМКаких результатов удалось достичь за десять лет, рассказал руководитель Департамента развития новых территорий Москвы Владимир Жидкин.
— Владимир Федорович, с момента присоединения территорий к Москве прошло десять лет. Что удалось сделать за это время?
— Действительно, у нас в этом году весомая круглая дата. И хочу сегодня с уверенностью сказать, что проект получился. Было много всяких скептических по этому поводу высказываний и мнений, но сегодня уже вряд ли есть те, кто может сомневаться в том, что у нас все получилось. Это характеризуется многими факторами.
У нас качественно изменилась ситуация во всех сферах жизни. Это и спорт, и здравоохранение, и общественный транспорт, и социальное обслуживание населения. На территории улучшилась безопасность, количество автобусных маршрутов увеличилось в разы, дополнительное образование появилось у школьников. Одним словом, что бы мы ни брали и какое бы направление ни рассматривали на территории Новой Москвы, там качественно поменялась ситуация.
— Что еще изменилось?
— Очень важный фактор, который также характеризует качество жизни на территории Новой Москвы — зоны рекреаций. У нас больше половины территорий — леса. Самое главное, что зеленые территории сегодня превращаются в парки и почти везде примыкают к жилым комплексам.
Это позволяет создать для муниципалитетов и застройщиков зоны рекреации и зоны отдыха, где можно жителям и в выходные дни, и после работы заниматься спортом, отдыхать, гулять с детьми. Количество таких территорий с каждым годом увеличивается. Все это произошло и происходит, потому что один из главных и основных векторов, который был принят с момента реализации проекта, — человекоцентризм. И мы соответствуем этому выбранному курсу, не меняем его.
Продолжаем создавать качественный транспортный каркас, строим большое количество социальных и спортивных объектов; создаются комфортные придомовые территории, появляются объекты с местами приложения труда. Все это, соответственно, создает комфортную среду обитания на новой территории.
— Люди стали чаще покупать жилье в Новой Москве?
— В 2014 году было всего 18 процентов людей, которые покупали квартиры. Сегодня эта цифра не опускается ниже 60 процентов. Таким образом, более чем в три раза увеличилось количество жителей Москвы, приобретающих квартиры в ТиНАО. Кстати, мы следим за возрастом людей, которые покупают квартиры.
В основном это молодые семьи с детьми. Сегодня почти половина семей, где возраст супругов 26–35 лет, покупают квартиры в новых округах. Это значит, что люди переезжают сюда на перспективу, чтобы тут жить, работать, находить время для отдыха и, главное, места, где можно отдыхать комфортно и качественно.
— Наверняка много инвестиций потребовалось, чтобы создать такие условия на новых территориях?
— Это совместный проект с внебюджетными компаниями с внебюджетным финансированием. К 1 июля мы преодолеваем рубеж в три триллиона рублей по объему инвестиций на территории Новой Москвы.
Причем из них львиная доля — деньги из внебюджетных источников: 2,4 триллиона рублей — частные инвестиции, 600 миллиардов — деньги Москвы и федеральный бюджет. Добавлю, что мы рассчитываем за ближайшие ДЕСЯТЬ лет еще в два раза увеличить объем инвестирования, он будет больше шести триллионов рублей.
— Много жилья уже построено. Ведется ли дальше работа в этом направлении?
— Жилая недвижимость по-прежнему активно строится на новой территории. Сегодня построено уже 2,5 миллиона квадратных метров жилья. Это и многоэтажные жилые дома, и среднеэтажные, и многоквартирные дома малоэтажного строительства, в частности таунхаусы и коттеджи. Поэтому в ТиНАО можно купить сегодня любое жилье, которое вообще, по сути, есть в природе. При этом и цена может колебаться в разы.
Кому-то нужно за 100 тысяч квадратный метр, кому-то подороже, ближе к МКАД. К слову, коттеджи и таунхаусы пользуются спросом. В прошлом году объем ввода малоэтажного жилья был в два раза выше, чем в 2020 году. В 2022 году мы рассчитываем на уровень прошлого года.
Стоимость квадратного метра увеличилась за последние три–четыре года в два с небольшим раза. Хочу отметить, что это высокий рост. Связан он с тем, что появилась качественная инфраструктура: метро, дороги, объекты социального назначения. Мы также убеждены, что динамика строительства жилых объектов не поменяется, и к 2032 году будет построено не менее 40 миллионов квадратных метров жилья.
— А что с программой реновации?
— Она реализовывается успешно. Уже введено десять крупных жилых домов на 100 тысяч квадратных метров, к концу этого года будет введено еще 200 тысяч, то есть практически половину жилья по программе реновации мы введем к концу этого года. Уже переселено 1600 человек. К 2032 году будут переселены все 17 тысяч жителей.
— Есть ли рабочие места?
— Для создания рабочих мест сегодня построено более пяти миллионов квадратных метров. Втрое увеличилось количество мест предложения труда за десять лет. Сотня лет ушла на то, чтобы создать 85 тысяч рабочих мест, и только за десять лет мы увеличили это число в три раза. К 2032 году мы рассчитываем создать не менее 500 тысяч рабочих мест с учетом прошедших лет.
— Новые дороги будут строиться?
— По дорожному строительству мы считаем, что первый этап транспортного каркаса на территории Новой Москвы создан. Он включает в себя и объекты метрополитена, Московских центральных диаметров и основные транспортные магистрали. Мы построили 400 километров дорог, отремонтировано две тысячи объектов транспорта на новой территории и проинвестировано в дорожное строительство порядка 235 миллиардов рублей за десять лет. Программа у нас не останавливается. Мы продолжаем их строить.
— Какая работа проведена по инженерной инфраструктуре?
— У нас нет уже практически ни одного района сегодня, где был бы дефицит по любым энергоресурсам: электричеству, теплу, газу и водоотведению. К будущему году будет построено более 500 километров магистральных объектов. А сегодня их построено уже около 400 километров.
Самое главное, что программа создания объектов инженерного назначения синхронизирована с развитием территорий, с созданием жилых объектов, объектов приложения труда, что позволяет нам развивать территорию. Кстати, у нас по газификации была временная проблема, когда мы ждали, что Мособлгаз будет развивать свои сети. К сожалению, они так и не приступили к развитию сетей, поэтому мэром было принято решение создать свою газовую сеть на территории ТиНАО, которая обеспечивает теплом все новые котельные и индивидуальное жилое строительство газом.
ДОСЬЕ
Жидкин Владимир Федорович родился в 1963 году в Саранске. Окончил Мордовский ордена Дружбы народов госуниверситет имени Огарева по специальности «Промышленное и гражданское строительство». Трудовую деятельность начал в 1985 году с должности мастера строительного участка. Департамент развития новых территорий Москвы возглавил в 2012 году.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
Общий объем инвестиций в ТиНАО — три триллиона рублей. Инвестиции в социальную инфраструктуру составили 338,56 миллиарда рублей, в экологическую инфраструктуру вложено 6,25 миллиарда рублей, в инженерные объекты — 622,3 миллиарда рублей. Инвестиции в транспорт составили 1000,2 миллиарда рублей, в жилую недвижимость — 2794,09 миллиарда рублей, в коммерческую недвижимость — 2238 миллиардов рублей.