Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

На взлетной полосе: как детство влияет на успех во взрослой жизни

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
На взлетной полосе: как детство влияет на успех во взрослой жизни
Фото: Unsplash

Вывод ученых в результате проведенного исследования таков: уровень успеха взрослого человека во многом зависит от того, с кем он общался в детстве.

Дети из малообеспеченных семей, которые дружат с богатыми сверстниками, во взрослой жизни зарабатывают больше, чем те, у кого таких друзей не было. К такому выводу пришли ученые из Гарварда, которые изучили жизнь 72 миллионов американцев и опубликовали результаты в Nature. Анализ биографий вывел даже коэффициент успешности — заработок у таких людей выше примерно на 20 процентов. Но важным оказалось не только качество связей, но и количество — для достижения этого показателя успешных друзей детства должно быть процентов 70. А все потому, что в нежном возрасте классовые барьеры не так довлеют над психикой, тогда как с годами задружиться с представителем другой социальной прослойки становится проблематично.

Вывод, который делают ученые, незатейлив: нужно больше смешанных школ; колледжам и вузам — размещать в комнатах студентов с разными доходами, а архитекторам — учитывать этот фактор при проектировании урбанистических пространств. В общем, даешь интеграцию на всех уровнях социального лифта!

Психологи с выводами согласились. Схема, говорят, и вправду рабочая, надо только смотреть, каким путем было добыто богатство:

— Детям из малообеспеченных семей действительно полезно общаться со сверстниками из семей, где деньги не просто достались от кого-то или получены с помощью хитрых схем, а заработаны правильным путем, — объясняет Ирина Бенетт, психолог и бизнес-консультант со степенью МВА, специалист по личностному росту и самореализации. — Почему это важно? Успех в бизнесе — это алгоритм мышления, особое видение мира. И бедность на самом деле — это тоже следствие мышления. Богатый человек видит возможности, ищет их и использует, не боится неудач, ориентирован на успех.

Человек с мышлением бедняка делает все наоборот, и даже если ему дать возможность, он, скорее всего, ее не использует, так как не верит в успех, «ведь все в этом мире уже поделено». И его ребенок не видит других алгоритмов действия, он не может думать по-другому. А в семье своих более состоятельных сверстников он видит другие схемы мышления, другие убеждения. И таким образом расширяет свою картину мира, понимая, что можно выстроить жизнь иначе. Понятно, что детям, которые растут в состоятельной семье, тоже есть что намотать на будущий ус:

— Такие дети, скорее всего, видели, что у родителей были периоды неуспеха, но они с ними справились, — говорит Ирина. — Вот взять, например, Трампа. У него же был просто фантастически кошмарный период, когда он был банкротом с гигантскими долгами. Он писал в своей книге, как шел по улице, увидел бомжа и подумал, что даже тот богаче его, ведь у него нет таких долгов. И когда ребенок видит и знает семейную историю, что вот у папы сначала получилось, потом не получилось, потом опять был успех, потом — огромный провал, потом он старался, все выдержал и одержал победу, он понимает, что неудачи — это нормально. Просто ты ищешь возможности, упорно работаешь, не сдаешься, все просчитываешь и в итоге побеждаешь.

Хорошо, с этим разобрались. Но зачем ребенку из богатой семьи общаться с малообеспеченным? Тоже ведь может перенять модель поведения. Не этого ли в числе прочего боятся состоятельные родители, суеверно пресекая подобного рода общение?

— Ну, например, ребенок из бедной семьи может быть потрясающе умным, — рассуждает Ирина. — Он может быть интересным собеседником, прекрасным другом. Дети могут отлично дополнять друг друга, им может быть классно и весело вместе, то есть они могут совпасть по энергетике, целям, интересам и так далее. Жизнь ведь не ограничивается одними финансами, и лишать своего ребенка счастья подобного общения как минимум недальновидно. Вот только счастье это надо еще поискать. Ведь точек пересечения у двух социальных миров — мизер, если вообще есть.

Учиться ребенок из богатой семьи будет, скорее всего, в каком-нибудь закрытом колледже, если вообще не за границей, жить — в элитном поселке с вохрой, овчарками и спецпропусками. Играть — на огороженных и запертых на замок детских площадках. Ходить по улицам и то придется под охраной… Проще твеновскому принцу с нищим повстречаться, чем иному бизнес-дитятке затусить с ребенком из народа.

— Да, с точками пересечения действительно проблема, — соглашается психолог. — Но есть кружки, есть спортивные секции, репетиторы, занятия при институтах и музеях… Да, часто это платная история, но для талантливых детей вход во многие двери становится бесплатным. Например, в Новой Москве есть школа-пансион «Летово», учеба в которой стоит довольно дорого, но одаренных детей туда берут совершенно бесплатно, причем со всей страны. И тут мы подходим к еще одной ключевой теме — о том, что детьми надо заниматься. Знаю девушку, которая сначала отдала ребенка в очень хорошую школу, которую семья на самом деле не могла себе позволить, а потом начала думать, как на это заработать. Сосредоточилась и создала свой бизнес. Потому что был четкий приоритет — дать ребенку как можно лучший старт. Есть масса отличных бесплатных школ, куда очень сложно поступить. Но если вкладывать с детства силы в образование ребенка, все возможно.

И даже если в радиусе 100 километров найти состоятельного друга так же сложно, как пресловутую иголку в стогу сена, выход всегда найдется, абсолютно уверена наша эксперт:

— Ничто не мешает накупить мотивирующих книг, пересмотреть массу классных фильмов и усвоить эти алгоритмы. Вот выше мы говорили о Трампе. Я никогда с ним не общалась, но у меня есть все его книги. А Черчилль? С ним уже невозможно общаться, но есть его книги, есть биографии. И читая эти книги, смотря грамотные фильмы автобиографические, мы прекрасно подпитываемся мотивацией. Можно и детям все это подкидывать потихоньку. Кстати, в детстве мы даже усваиваем алгоритмы любимых героев из фильмов и мультиков.

Если вспомнить, что чаще всего мы пересматривали, в какие моменты у нас появлялись мурашки восторга, можно понять, с кем из героев мы, скорее всего, себя ассоциируем, чьи черты есть в нас. Например, коуч Марина Мелия спрашивала в свое время Мавроди (Сергей Мавроди — предприниматель, организатор финансовых пирамид МММ, МММ-2011. — «ВМ») о любимом детском персонаже. И знаете, кто им оказался? Правильно, кот Базилио из сказки о Буратино. А самым любимым моментом в книжке был эпизод, где они с Лисой Алисой уговаривают его закопать деньги в Стране дураков. Но по этой логике получается, что практически всю русскую классику нужно отправить на свалку истории. Потому что она по большей части скорее про «бедность не порок», а не про вот это вот все…

— Во-первых, никто ведь не говорит о зацикливании на материальном. Нужно создать себе такую жизнь, чтобы в ней было все: и деньги, и отношения, и правильный отдых, и окружение, и красота, и саморазвитие. А во-вторых, в нашей классике действительно слишком много восхваляются страдания. Мы должны понимать, что, если у нас есть сейчас страдания, мы пройдем этот период и, вполне возможно, очистимся, но не нужно создавать себе жизнь, полную страданий. Потому что даже в Библии говорится о том, что нужно радоваться, а Бог есть любовь. Понятно, что, если автор опишет нормальные отношения, это никому не будет особо интересно.

Поэтому у нас и воспеваются нездоровые, абъюзивные отношения, созависимость, а дети, впитывая все это со школьной скамьи, начинают думать, что, наверное, так и надо. Вот мне, как психологу, очень не нравится «Преступление и наказание» в школьной программе. Потому что все эти терзания Раскольникова — как он развивает свой грех, как он убеждает себя, к чему это приводит… Проживая их вместе с героем, погружаясь в эту кошмарную депрессию убийства, мы активируем у себя те же нейронные связи. А надо, чтобы ребенок понимал, что нельзя размышлять над тем, можно убивать или нет. Надо просто знать, что убивать нельзя. Ведь какая фраза появляется в мозгу практически у каждого из нас при упоминании этого произведения? Правильно, «тварь ли я дрожащая или право имею». Право убивать. Понимаете, куда нас это уводит? И я совсем не уверена, что у людей, сидящих за убийство, не сработал когда-то этот школьный триггер. Душеполезна ли подобная литература для детской психики? Не уверена. Я бы вообще людей, которые пришли к очень плохим результатам, как учителей жизни не воспевала.

Воспевать, а значит, и оставлять в школьной программе, по мнению Ирины, надо совсем другое:

— Воспевать надо героев, которые проходят трудности, не вредя другим. Создавая что-то хорошее, становятся успешными и счастливыми. Но вот что-то не приходит на ум ничего из нашей классики. Разве что «Как закалялась сталь». Или «Два капитана». Вообще, у нас и в литературе, и в кинематографе наблюдается чудовищный дефицит хеппи-эндов. И это неправильно. Потому что человек не будет двигаться вперед, если он не будет точно знать, что его ждет успех. Он не пойдет. Есть такое понятие в психологии — выученная беспомощность. Это когда ты понимаешь, что, что бы ты ни делал, результата не будет. И в России с этим просто беда. То есть у нас огромное количество очень умных, потрясающих, чудесных людей, но они не двигаются вперед, потому что с детства усвоили, что хеппи-энда не бывает. А чего рыпаться, если безысходность и результата все равно не достичь? Поэтому не смотрите депрессивные фильмы, лучше читайте и смотрите про сильных людей, это во много раз полезнее и для психики, и для самоощущения.

ВСКРЫТИЕ ПОКАЖЕТ

Патологоанатомы утверждают: тела бедных и богатых людей полны ядов. Только у первых это — свинец, кадмий и различные виды пластмасс из-за плохого питания, сигаретного дыма, отсутствия спорта и т.д. А у вторых — преимущественно ртуть, мышьяк и бензофенол-3, которые накапливаются в организме из-за высокого уровня потребления моллюсков и морепродуктов, а также злоупотребления солнцезащитными кремами.

ФАКТ

85 богатейших людей мира владеют таким же количеством денег, что и все бедные люди планеты — 1,7 триллиона долларов.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.