Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

«Как Рязанов на меня орал!»: Валентина Талызина — о ролях, которые мечтает сыграть, и об отношениях с коллегами

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Общество
«Как Рязанов на меня орал!»: Валентина Талызина — о ролях, которые мечтает сыграть, и об отношениях с коллегами
Фото: Алексей Орлов / Вечерняя Москва

Валентина Талызина давно завоевала любовь зрителей, сыграв более ста ролей в фильмах и множество — на сцене театра, куда она впервые вышла 70 лет назад.

Многие из фильмов, в которых снялась народная артистка Валентина Талызина, давно вошли в золотой фонд отечественного кинематографа: «Зигзаг удачи», «Вас вызывает Таймыр», «Большая перемена», «Афоня», «О бедном гусаре замолвите слово», «Ирония судьбы, или С легким паром»... Множество ролей сыграно ею и на сцене Театра им. Моссовета, где зритель впервые увидел ее 70 лет назад в спектакле «Маскарад». О ролях, которые мечтает сыграть, о взаимоотношениях с коллегами Валентина Талызина рассказала «Вечерке».

— Валентина Илларионовна, читал, что Роман Виктюк, который ставил свои спектакли и на сцене вашего родного театра, был не просто вашим другом, он и ухаживал за вами...

— Мы с ним были два брата, две подруги, брат и сестра… Только мужем и женой не были. Не сложилось, как видите.

— Знаю, что и с Евгением Евстигнеевым не сложилось, он же предлагал вам руку…

— Ну, они с Бурковым делали поползновения, но для меня оба они были такими друзьями-товарищами, что портить наши отношения... Да никогда в жизни! И я, кстати, многому у них научилась.

— Евстигнеев — признанный гений. А про Георгия Буркова говорят, что он недооценен, что не сыграл тех ролей, которые мог бы сыграть...

— Он играл гениально, просто сумасшедше! Например, в спектакле с Дорониной (постановка 1988 года Романа Виктюка «Старая актриса на роль жены Достоевского», шел во МХАТе имени Максима Горького 30 лет. — «ВМ»). Они с Виктюком прямо вцепились друг в друга. Хотя были очень разные люди, очень, но у них было такое взаимопонимание! А потом Бурков чуток заболел, и Татьяна Васильевна его заменила…

— Вы явно с осуждением это произнесли. У нее был выбор?

— Не знаю. Но она его заменила и ввела другого артиста. И Бурков больше в этот спектакль не вернулся. Я ему, кстати, говорила: «Ты так гениально играешь! Важно, чтобы ты играл». Он отвечал: «Старуха, подожди, подожди! Я сейчас познакомился с Николаем Колядой (драматург, театральный режиссер, живет и работает в Екатеринбурге. — «ВМ»), мы организуем Центр драматургии в Москве, организуем» ... Но не случилось (Георгий Бурков умер в 1990 году в возрасте 57 лет. — «ВМ»).

— А случалось, чтобы вместо вас в спектакль вводили какую–нибудь другую актрису?

— Да. В «Вассе» вот ввели (премьера спектакля Сергея Виноградова «Васса Железнова» состоялась 25 декабря 2017 года. Заглавную роль в нем сыграла Талызина. В прошлом году театр предложил новую версию спектакля, и теперь роль Железновой исполняет другая талантливая артистка моссоветовской труппы — Нэлли Пшенная. — «ВМ»).

— В связи с чем?

— Мне бы не хотелось говорить о своих болезнях. Зрители не любят больных артистов. Они любят здоровых, чтобы те приносили им радость. Поэтому я говорить о своих болезнях не буду.

— Хорошо, не будем. Есть так называемый журналистский вопрос: если бы надо было отказаться либо от театра, либо от кино, какой был бы выбор?

— Да… Вопрос, конечно, не очень. Ну, вот сейчас я не снимаюсь — и не страдаю. Вот вам и ответ.

«Как Рязанов на меня орал!»: Валентина Талызина — о ролях, которые мечтает сыграть, и об отношениях с коллегами Кадр из фильма «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» / 1975, Мосфильм

— А как же фильм по сценарию Александра Адабашьяна «Про Лелю и Миньку»?

— Господи, да это два года назад было. Я тогда снималась в трех, может, даже в четырех фильмах в год. Как проклятая. Потому что Леня (художник Леонид Непомнящий, муж актрисы, с которым они прожили в браке почти 12 лет. — «ВМ») ушел. Я много снималась, потому что надо было платить за квартиру, потому что хотела, чтобы дочка (Ксения Хаирова, актриса Театра Российской армии. — «ВМ») могла заниматься музыкой, окончить английскую школу, выучить язык…

— Пригодилось ей знание языка?

— Недавно мы были в Венеции, кормили голубей на площади Сан-Марко. Вдруг нас захапала полиция — мол, нельзя этого делать. А мы говорим: «Мы же вчера кормили!» А они: «Нет, сегодня воскресенье, сегодня нельзя!» И Ксюшу повели в участок, и она им там по-английски выдала все, что считала нужным, и ее благополучно отпустили.

— Если уж мы взялись «журналистские вопросы» отрабатывать, спрошу: любимая роль есть у вас?

— Без любви ничего нельзя делать. Поэтому или я отказываюсь от роли, что бывало очень редко, или я играю ее как следует. Надо сразу решить, что ты будешь делать, что играть. Этому меня научил Виктюк. Я брала его за грудки и спрашивала: «Что я здесь должна играть? Я не понимаю!» И он говорил: «Дура, вот это, это и это…» Приходила на репетицию, и режиссер (не буду называть его фамилию, хотя помню) говорил: «Ну вот, видите, этого я от вас и требовал!»

— Первым фильмом, который принес вам известность, стал «Зигзаг удачи» Эльдара Рязанова. Как вам с Эльдаром Александровичем работалось?

— В «Зигзаге» («Зигзаг удачи» — трагикомедия, снятая Эльдаром Рязановым в 1968 году. — «ВМ») он кричал на меня, как на тумбочку, ужас… Я до сих пор слышу голос Нины Скуйбиной (Нина Григорьевна Скуйбина, вторая супруга Рязанова, работала редактором на «Мосфильме». — «ВМ»), которая говорила: «Элик, ну почему ты так на нее кричишь?» — «А если на нее не кричать, она вообще ничего не сделает!» Я думала про себя: «Ошибается Эльдар Алексаныч!» А когда он смонтировал фильм, то вдруг что-то понял… А потом Алиса Бруновна Фрейндлих, большой привет ей и спасибо, сказала: «Я бы так, как Валя, не сыграла».

— Мне показалось, что вы к сериалам относитесь неодобрительно, или так и есть?

— Нет, что вы, у меня есть один любимый сериал. Это «Ментовские войны». Я, как только он идет, сажусь и смотрю его в 13-й или 15-й раз. Потому что главную роль играет Александр Устюгов, мой земляк. Я потом нашла продюсершу этой картины (Ада Ставиская — создатель ряда популярных российских телесериалов, в их числе «Агентство НЛС», «Тайны следствия» и «Ментовские войны». — «ВМ») и сказала: «Какой вы сделали сериал!» Прекрасный сценарий, прекрасный режиссер, артисты великолепные.

— Вы про американские фильмы рассказывали, которые смотрели в военное время. Сейчас американское кино сильно ушло от тех образцов, на которых выросли?

— Последние фильмы я не видела: интернетом я не пользуюсь, у меня дочка смотрит, а я нет. А потом, знаете, видишь ведь сразу, есть у артиста школа или нет. Вот как ее фамилия? Забыла… Артистка великолепная! Приехала в Москву, пришла во МХАТ и целовала его сцену, по которой якобы Станиславский ходил. Сцену-то пять раз меняли, правда… Она выучила систему Станиславского досконально, и получилась такая артистка! (имеет в виду американскую актрису Мерил Стрип, поставившую исторический рекорд по номинациям и наградам за кинодостижения. — «ВМ»)

— Получается, что артистками становятся, а не рождаются? Что главное — школа, а не дар?

— Нет, сначала — дар, а потом — труд. Но без школы все-таки не получается. А у Любови Орловой, говорят, никакой школы не было… Но она была артистка музыкального театра. Я к ней приходила, она мне показывала физические упражнения, объясняла, как надо себя беречь. А потом Любовь Петровна сказала: «Ну, вам, драматическим актерам, это не нужно!» Я думаю: «Ничего себе! Как раз очень нужно!» У меня в театре вообще были потрясающие учителя: Ростислав Плятт, Алексей Консовский, Сергей Цейц, Дмитрий Дубов, Николай Мордвинов. Мастера!

«Как Рязанов на меня орал!»: Валентина Талызина — о ролях, которые мечтает сыграть, и об отношениях с коллегами Фото: АГН Москва

— Есть такое выражение: «Таких сегодня не делают»...

— Нет, нет, у нас есть очень талантливые актеры! Но, к сожалению, сейчас система такая, что главный бог на съемочной площадке — это продюсер, а не режиссер. У меня был такой случай… Конечно, можно было и не рассказывать об этом, но я расскажу. Не буду называть фамилию режиссера, не хочу ставить его в неловкое положение. Звонит мне ассистентка из Петербурга, говорит: «Валентина Илларионовна, вот выберите: две пожилые женщины, они в общей квартире, одна — старая ленинградка, интеллигентка, а другая — ну... немножко стервозная.

Они живут в одной коммунальной квартире. Старая ленинградка читает стихи, а эта стервозная выращивает цветы. Вы какую хотите сыграть?» (речь идет о фильме «Золотые соседи», который готовится выйти в прокат в этом году. — «ВМ»). Я говорю: «Я бы хотела старую ленинградку сыграть. А на стервозную кого позвали?» — Она: «Лию Меджидовну Ахеджакову». А потом Ахеджакова спросила: «А кто будет играть старую ленинградку?» Ей сказали: «Талызина». «Нет, тогда я не буду! Или — или». И продюсер выбрал ее.

— Вы с Ахеджаковой рассорились, как я понимаю?

— Нет, я не ссорилась с ней. Она моя партнерша по «Иронии судьбы», мы с ней знакомы с общежития ГИТИСа. Не дружили, но общались. Но она ведь меня бросила как партнершу. Я бы никогда так не сделала.

— А я думаю, она вам простить не может дружбы с Виктюком, потому что так, как он ее обозвал, ее не называл никто: на странице одной из газет он окрестил ее… Не буду повторять, это ненормативная лексика, но в 90–х еще можно было. И я знаю, что это обидело Ахеджакову страшно.

— Ну, тогда мне придется рассказать про Виктюка и про Меджидовну. Я никому это не рассказывала. Когда в 1986-м Виктюку исполнилось 50 лет, дура Талызина стала собирать деньги, чтобы устроить ему стол. Те, кто снимался, сдавали по 15 рублей, кто не снимался — по 10 рублей. Насобирали какую-то большую сумму, я сейчас не помню сколько, и был организован банкет. И Роман Григорьевич обалдел. Это был для него праздник. И вот первый тост — пьют за Виктюка. Второй тост — пьют за кого-то еще…

Я думаю: «Когда же за меня будут? Ведь я все-таки организовала это все, я вообще подруга первая...» Наконец вспомнили про Талызину. Я встаю, беру алаверды, или как там называется ответное слово, и, как на душе лежало, о чем думала в этот момент, говорю: «Вы знаете, чем Виктюк гениален? Тем, что абсолютно точно понимает как психологию женщин, так и психологию мужчин. Вот как это в нем уживается, не представляю…» А через одного человека от меня сидела Лия Меджидовна Ахеджакова. И вдруг я слышу, как она говорит: «Хорошо лизнула!» «Боже мой!» — тогда подумала я. Вот и вся история.

— Сейчас у вас в Театре имени Моссовета есть роль в спектакле «Волки и овцы». И раз уж у нас сегодня в ходу банальные «журналистские вопросы», спрошу про ваши творческие планы. И обязательно — про мечты.

— По поводу спектакля «Волки и овцы» скажу сначала. Я боролась за этот спектакль, я выпрашивала, ходила к директрисе Театра Моссовета, она сказала: «Этот спектакль не будет коммерческим...» Мы репетировать уже начали, но никакого официального приказа так и не было подписано. И когда старая власть уходила, а новая приходила в театр, тут я вклинилась и говорю: «Приказ давайте!» Ну, новая власть, видимо, хотела показать, что она демократичная, и напечатала приказ.

— А «новая власть» — это кто?

— Это худрук Евгений Марчелли и директор театра Алексей Черепнев. Вот сейчас у Алексея Анатольевича я прошу «Пиковую даму» — не дает. То есть не отказывает, но надо дожидаться. Я говорю: «Алексей Анатольевич, я, может, не доживу…» Ну, есть другие спектакли, которым горит зеленый свет, а «Пиковой даме» — нет. Я хочу сыграть графиню. А второе мое желание — мечтаю, чтобы Лизавету Ивановну в этом спектакле сыграла моя внучка (Анастасия Талызина родилась в 1999 году. — «ВМ»). А Германа сыграл бы Стас Бондаренко (актер труппы Театра им. Моссовета, задействован в спектаклях «Как важно быть серьезным» и «Не все коту масленица». — «ВМ»).

— Надеюсь, в театре прочитают эту беседу и услышат вас.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.