Чемпион мира Радион Гатауллин: Моя дочь способна превзойти рекорд Исинбаевой
Чемпион мира Радион Гатауллин — второй после Сергея Бубки человек на планете, с помощью шеста перелетевший планку на высоте 6 метров, накануне старта легкоатлетического сезона рассказал корреспонденту «Вечерней Москвы», как готовит свою 18-летнюю дочь Аксану к покорению мирового рекорда Елены Исинбаевой.
Рекорд отца (6,02 метра) дочь вряд ли превзойдет, но всеми силами стремится допрыгнуть до мирового женского рекорда Елены Исинбаевой — 5,06, который великая прыгунья установила в 26 лет на Играх в Пекине-2008. Личный рекорд Аксаны — 4,55. До «потолка» Исинбаевой ей осталось «всего» семь лет и 51 сантиметр.
«Бубка и Лавиллени — не великаны»
— Радион Аксанович, способна Аксана когда-нибудь побить мировой рекорд?
— Если Исинбаева смогла, то почему кто-то другой не сможет? Ничего сверхъестественного я в этом не вижу. Не сказать, что Лена Исинбаева (рост 174 сантиметра, вес 65 килограмм) была сверходарена физически и разбегалась быстрее Усэйна Болта. Просто она технически очень грамотно исполняла прыжки.
— Что особенно нужно совершенствовать Аксане, чтобы допрыгнуть до Исинбаевой?
— Необходимо совершенствоваться во всем. Физически, технически, психологически соревноваться с сильными соперницами. Я надеюсь, что учу дочь правильно, а какими темпами пойдет рост результатов — не загадаешь.
— Прыжки с шестом дают шанс добиться больших высот людям, не обладающим выдающимися физическими данными?
— Этим и прекрасны прыжки с шестом. Например, мировой рекордсмен, француз Рено Лавиллени при росте 177 сантиметров и весе в 70 килограмм прыгнул на 6,16 метра. Сергей Бубка (183 сантиметра, 80 килограмм) тоже не был великаном. Я был выше Бубки на шесть сантиметров.
«В Москве больше возможностей для работы»
— Не жалеете, что в 2007 году вы переехали из Санкт-Петербурга в Москву?
— Нет. В 2007 году я работал тренером в сборной России и посчитал правильным переехать в столицу. Здесь у меня больше возможностей для качественной работы. Моя жена — известная барьеристка Татьяна Решетникова работает в Москомспорте, а я — в ЦСКА. После ухода из сборной России я работал в таксопарке менеджером, потом на телевидении. Но благодаря дочери вернулся в большой спорт. Она сказала мне: «Папа, научи меня прыгать с шестом».
— Ваша дочь впервые взяла в руки шест в 14 лет. Это позднее начало для специализации?
— Многие проповедуют более раннюю специализацию. В 14 лет начать прыгать с шестом без спортивной подготовки нельзя. Аксана с 10 лет занималась легкой атлетикой.
— Помните первый личный рекорд Аксаны?
— Первый ее результат на соревнованиях — 3 метра 20 сантиметров. За четыре года она его улучшила на 1,35 сантиметра. На пик формы в этом виде легкой атлетики спортсмены выходят к 25 годам. У нас есть время, чтобы добиться высокого результата.
«Хлеб и булки мы ограничили»
— Ваша дочь по-прежнему растет?
— Вряд ли. Ее рост — 179 сантиметров, рабочий вес — 67 килограмм. У девочки хорошие данные. Для нее не проблема взять широким хватом жесткий шест. Проблема — сладить и технически грамотно сделать гимнастическую часть прыжка. Мы уделяем много внимания гимнастике. На перекладине Аксана может подтянуться 15 раз.
— Дочь придерживается специальной диеты?
— Приходится. Обеспечиваем дочь сбалансированным питанием. На нашем столе всегда качественное мясо и рыба, зелень. Углеводы мы ограничили, я про хлеб и булки.
«18 лет — возраст нежный»
— Как часто тренируется Аксана?
— Для девушки 18 лет — возраст нежный. Душить организм в период созревания нельзя. Тренируемся мы пять-шесть раз в неделю. Воскресенье — выходной. На сборах — две тренировки в день. В этом году мы почти два месяца были на сборах в Сочи, там тренировались чаще, чем в Москве.
— На каждой тренировке дочь прыгает с шестом?
— Нет. Только два раза в неделю. Больше не выходит. Прыжок с шестом требует максимальной отдачи спортсмена.
— Сколько прыжков с шестом она совершает за тренировку?
— В начале подготовительного сезона идет шлифовка прыжков с восьми шагов. С такого короткого разбега можно сделать и 40 прыжков за занятие. Чем ближе соревнования, тем длиннее разбег на тренировках, это около 20 прыжков за тренировку. На соревнованиях вряд ли спортсмен делает больше 12 попыток.
— На тренировках Аксана прыгала выше личного рекорда?
— Это нереально. Завестись эмоционально как на соревнованиях, не получается, нет нужной мотивации. На тренировках мы решаем прежде всего технические задачи. Вместо планки на тренировке — резинка.
«Человек не создан прыгать с шестом»
— Новичок не сможет с первой попытки прыгнуть с шестом?
— Нет. Человек, впервые взявший в руки шест, во время исполнения попытки убьется или серьезно травмируется. Для того, чтобы прыгнуть, надо изучить массу движений, заложить в голову спортсмена правильный стереотип, потому что человек не создан прыгать с шестом. Более того, это абсолютно противоестественная, искусственная вещь. В этом разница прыжков с шестом с другими видами легкой атлетики — бегом, прыжками в длину, спортивной ходьбой.
— Не в каждой легкоатлетической школе России готовят шестовиков?
— Конечно. Во-первых, для этого должен быть в распоряжении крытый манеж и специально оборудованный сектор для прыжков с шестом. Нужен арсенал из 10 шестов, необходимых для начальной школы обучения до уровня кандидата в мастера спорта. И, конечно, нужен грамотный тренер.
«Жестче шест и выше хват — вот и будет результат»
— Каков вес шеста у дочери?
— Не больше 2,5 килограмма. Шест давит на руку, валит вперед, но задача прыгуна — не просто удержать его в руках, а максимально быстро добежать с ним до желоба «ящика» и сделать финальное усилие в конце разбега, чтобы совершить прыжок.
— Сколько стоит качественный легкоатлетический шест?
— Цена нового шеста иностранной фирмы — 400–500 долларов. Этот шест Аксаны, который вы держите в руках, вместе с доставкой стоит 800 долларов (более 50 тысяч рублей).
— Хороший шест — это половина рекорда?
— У профессионалов бытует поговорка: жестче шест и выше хват — вот и будет результат. Мой шест весил 3,1 килограмма. Чтобы жесткий шест выкинул спортсмена как можно выше — его нужно правильно и сильно согнуть. В прыжках с шестом оценки за артистизм не ставят. Главное — победить страх и перепрыгнуть планку.
«Это как упасть на спину со второго этажа»
— Насколько опасны прыжки с шестом?
— Сам я избежал серьезных падений, но на моей памяти несколько человек вылетали за края «подушки приземления» — ломали ноги и руки, получали травмы позвоночника. Неудачная попытка — это как со второго этажа упасть на спину. Точность движений — гарантия, что с тобой ничего случится.
— Сколько шестов вы возите с дочерью на соревнования?
— Пять-шесть шестов в специальном чехле-тубусе. Необходимо заранее договариваться с авиакомпанией о таком багаже. Не все самолеты пригодны для перевозки шестов. Например, в багажном отделении «Боинг-737» можно разместить шесты, в «Боинге-500» — нет. Цена перевозки такой негабаритной клади за границу — около 200 евро.
О главных стартах летнего сезона
— Вы тренируете только свою дочь?
— У меня также занимается еще одна девочка 2004 года рождения. Зимой она прыгнула на четыре метра. Но пока я не готов заниматься и набрать группу детей — работа с дочерью требует моего присутствия на сборах и соревнованиях вместе с ней. К тому же сейчас все меньше детей родители приводят в легкую атлетику — свою роль тут сыграли допинговые скандалы и последовавшая дисквалификация нашей федерации легкой атлетики. Сейчас, как правило, родители приводят мальчиков в секции футбола и хоккея, а девочек в художественную гимнастику и фигурное катание, туда, где, по их мнению, больший доход у спортсменов. Поэтому вырастить талантливого прыгуна с шестом с каждым годом в России будет все сложнее.
— В мае у легкоатлетов стартует летний сезон. В каких соревнованиях планирует участвовать Аксана?
— В конце мая в Сокольниках, вероятно, дочь примет участие в первенстве Москвы среди юниоров до 23 лет. Главные ее старты летнего сезона — первенство Европы в Швеции среди юниоров (4–8 июля) и чемпионат России среди взрослых в Чебоксарах (24–27 июля). Посмотрим, удастся ли ей улучшить свой личный рекорд. С возрастом уровень мотивации у Аксаны только вырос, правда желания не всегда совпадают с возможностями. Дочь это огорчает, а я говорю: надо набраться терпения.
Читайте также: Николай Цискаридзе: Я ушел со сцены день в день