Главное
Истории
Нищие в Москве прошлого

Нищие в Москве прошлого

Круг снова в тренде

Круг снова в тренде

Старые кладбища Москвы

Старые кладбища Москвы

Молодежь полюбила песни любэ

Молодежь полюбила песни любэ

Новый Шрек

Новый Шрек

Отношения Шамана и Мизулиной

Отношения Шамана и Мизулиной

Девушки едят тюльпаны после 8 марта

Девушки едят тюльпаны после 8 марта

Магнитные бури в марте

Магнитные бури в марте

Тюрьма Кресты

Тюрьма Кресты

Великий пост

Великий пост

Армия киборгов: чем опасны роботы-гуманоиды для человечества

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
Технологии
Интеллектуальный Робот AgiBot патрулирует зал ожидания железнодорожного вокзала и помогает туристам
Интеллектуальный Робот AgiBot патрулирует зал ожидания железнодорожного вокзала и помогает туристам / Фото: Shi Bufa / VCG / Visual China Group / ТАСС

В США в ближайшие четыре года создадут «армию» из 100 тысяч роботов-гуманоидов для противодействия Китаю. Об этом сообщил гендиректор компании-разработчика Бретт Эдкок. Для проекта используют технологии искусственного интеллекта. Уже сейчас в сфере услуг работают роботы-доставщики, официанты и бармены. Появились роботы в медицине и военном деле. О плюсах и минусах роботизации, а также о главных опасностях — в материале «Вечерней Москвы».

Бретт Эдкок, гендиректор американской компании, занимающейся разработкой человекоподобных роботов, заявил:

— Мы заключили сделку с одной из крупнейших компаний США. Эта сделка позволит выпустить сотню тысяч человекоподобных роботов в течение ближайших четырех лет. Для проекта будут использованы новейшие технологии, — заявил Эдкок.

По его словам, новейшие роботы будут способны «выполнять сложные задачи в реальных условиях». Гуманоиды будут предназначены для коммерческого и промышленного применения. Кстати, роботы уже активно работают на заводах известного на весь мир немецкого производителя автомобилей, помогая в автоматизации производственных процессов и повышая эффективность предприятия.

— Мы хотим обогнать Китай и занять лидирующую позицию на рынке человекоподобных роботов на основе ИИ, — заявил Бретт Эдкок. — Дело в том, что в 2023 году Китай продемонстрировал стратегию полного внедрения гуманоидов в свою промышленную структуру уже к 2027 году с целью широкого применения в самых разных секторах. Нужно его опередить.

Бизнес нашел ответ

Москвичи уже привыкли к роботам-доставщикам. Они напоминают большие пылесосы без шланга и ездят, как правило, по центральным улицам города. Между тем, оказывается, в мире давно используются роботы-официанты и роботы-бармены. В отелях роботы могут отвезти чемоданы в номера и принести полотенца. Если поначалу их использование было маркетинговой фишкой, способной привлечь клиента, своего рода развлечением, то сейчас робот в сфере услуг становится таким же привычным, как билетный автомат вместо кассира в метро.

В 2022 году в японской префектуре Нагасаки запустили отель Henn-na, где почти все задачи выполняют роботы. Стоимость проживания в нем — от 100 долларов в сутки. А роботом-пылесосом уже никого не удивишь даже в Африке — это обычный бытовой прибор.

— Роботизация в первую очередь будет расти в развитых и самых богатых странах, где высока стоимость рабочей силы, — пояснил кандидат экономических наук, преподаватель МГУ Виктор Кудрявцев. — До последнего времени вопрос дорогого труда развитые страны пробовали решать, привлекая мигрантов. Неудивительно, что в Москве, например, иностранцы заняли большую часть сферы обслуживания, торговли, доставки, транспорта. Но бизнес уже нашел ответ. Это не только роботы-доставщики, но и, например, кассы самообслуживания в сетевых магазинах. Ведь эти кассы — и есть роботы.

А еще в Москве сейчас полным ходом идет тестирование первого в стране беспилотного трамвая. В конце 2025 года он сможет самостоятельно ездить по маршруту и перевозить пассажиров. Трамвай модели «Львенок-Москва» «видит» даже в темноте, различает цвета, умеет высчитывать расстояние до объектов. Он разгоняется до 60 километров в час, а также быстро и плавно останавливается, если перед ним появляется препятствие. Беспилотные трамваи, как поезда метро без машинистов, — это те же роботы, просто без гуманоида за рулем, он вообще не нужен.

Вместо электромобилей

Сейчас, по данным журнала MIT Technology Review, лидером по производству человекоподобных роботов стал Китай. И дело, как ни странно, в электромобилях. Китай, как известно, стал лидером на рынке их производства. Но к 2024 году из-за возросшей конкуренции рентабельность на рынке, и без того невысокая, упала. По данным Национального бюро статистики Китая, с 2021 года она снизилась с 6,1 до 4,6 процента.

— Ситуация заставляет автопроизводителей искать способы сокращения расходов и новые направления, которые укрепляют доверие инвесторов. Вот они и обратились к робототехнике, — заявил исследователь страховой корпорации Aegon-Industrial Fund Яо Цзя.

Китайская компания Robot Era в прошлом году представила модель робота Star1. Гуманоида обули в беговые кроссовки и заставили бежать по песку в пустыне Гоби. Робот развил скорость 3,6 метра в секунду — примерно 13 км/час. Киборг поддерживал этот темп в течение 34 минут, а потом села батарейка. В остальном киборг похож на человека. Рост — 1,71 метра, вес — 65 килограммов. У него гибкие, адаптивиные суставы, которые могут «поглощать» удары и подстраиваться под неровности поверхности. При передвижении по твердым поверхностям Star1, напротив, демонстрирует жесткость роботизированных «мышц». Кроме как недолго бегать, робот, увы, ничего не умеет. Но это лишь первый опытный образец.

Реальное поле боя для терминатора

В 2025 году в России пройдут испытания робота-андроида БРЧ-1. Его планируется применять в зоне боевых действий. Об этом заявил генеральный конструктор научно-производственного предприятия «Герань» Олег Жуков:

— Наши специалисты сейчас пытаются создать самоходящего робота-андроида. Внешне он будет похож на человека. Но сила, скорость передвижения и анализ обстановки — значительно выше. Если получится как задумано, этот робот-андроид сможет полностью заменить солдата, — заявил Жуков.

Помимо собственно военных действий «киборга» планируется приспособить для транспортировки грузов на передовую и раненых — с передовой.

— Выполнение двух последних функций, я думаю, вполне реально — если роботом будет управлять оператор, — считает военный эксперт, член Лиги военных дипломатов Игорь Забелин. — А робот, заменяющий бойца штурмовой пехоты, — это, пожалуйста, в Голливуд. Пусть встанет в строй между Терминатором и Робокопом.

Как пояснил эксперт, боевые роботы уже давно, хоть и довольно ограниченно, применяются в разных армиях мира. Ну, например, в США есть Gladiator. По сути это небольшой танк для морской пехоты США — для проведения разведки и оказания огневой помощи отрядам.

— Его используют уже лет 20, это просто управляемый через интернет дрон — только наземный, — пояснил эксперт. — Сидит в безопасном месте оператор, смотрит в монитор компьютера и видит то, что видит камера робота. Сам Gladiator, конечно, не воюет. Воюют им.

В Китае, в свою очередь, разработали Anbot: это первый в мире вооруженный «робокоп» с искусственным интеллектом. Его рост — 1,5 метра, вес — 78 кило, но на человека не похож. Скорее это такое яйцо на колесиках. Он может работать без подзарядки аж восемь часов, у него автономная навигация и интеллектуальный анализ видеоданных. Anbot может разгоняться до 18 км/час — средняя скорость велосипеда, чтобы догнать преступников. «Робокоп» кроме патрулирования улиц может контролировать толпу, выстреливая в сопротивляющихся электрошокерами — если оператор даст команду. Правда, он не может подниматься по лестницам и задерживать правонарушителей — только сбивать с ног. Зато он постоянно собирает и записывает информацию, а также опознает людей. Увидел преступника в розыске — тут же дал сигнал на пульт. Удобно? Вроде бы да, но китайцы пока сомневаются: боятся, что робота могут взломать хакеры и тогда он натворит бед! Так что используют пока крайне умеренно.

Россия же сосредоточилась на роботах боевых. Уже выпущен «Вихрь»: боевая машина весом почти 15 тонн, с 30-миллиметровой автоматической пушкой, 7,62-миллиметровым пулеметом и противотанковым ракетным комплексом «Корнет-М».

— Да, роботы, без сомнения, на фронте необходимы. Но — не всякие. Главные требования к ним — максимальная надежность, невозможность воздействия с помощью средств РЭБ — радиоэлектронной борьбы и невозможность перехвата управления, — считает Игорь Забелин. — Появления киборгов я не жду, а вот морские, наземные и воздушные дроны — возможно, даже самонаводящиеся, как торпеды, — это очень перспективно. Вполне вероятно, что войны будущего будут войнами дронов. Если они перережут коммуникации противника, оставят его без продовольствия, топлива, электричества, связи, т.е. средств ведения военных действий, то все — боевые действия закончены.

Они будут нас обслуживать

Футуролог, кандидат экономических наук Данила Медведев считает, что «роботизация жизни» в России пока невозможна.

— Да, у нас есть существенный дефицит кадров. Поэтому работодатели рассматривают уже всех соискателей: подростков в возрасте от 16 лет, беременных, женщин в декрете и кого угодно. Но думать о том, что дефицит кадров восполнят роботы, — наивно. Нам нужны не только ученые и инженеры, но и специалисты по комплексной роботизации. А их нет.

Эксперт рассказал о японской компании FANUC. Она 60 лет разрабатывает оборудование с числовым программным управлением и на сегодня — главный мировой производитель оборудования для промышленной автоматизации. На фабриках FANUC одни роботы производят других, но следят за процессом — люди. Чтобы они появились, нужны не только инженерные классы в школах, но и подготовка «специалистов по роботам» в вузах.

По мнению экспертов, «роботизация жизни» будет постепенно расти. Но говорить о том, что массово появятся роботы, похожие на людей, да еще умеющие «думать», — наивно. Роботов станет больше в быту, сфере услуг — особенно информационных, — на войне и на производстве. Но до «человека с улучшенными характеристиками» еще очень далеко. Да он, наверное, пока и не нужен. Людей — больше восьми миллиардов. Как бы ни дорожала рабочая сила, даже в Китае, ученые пока не могут предложить ее более дешевого заменителя — в виде робота-андроида. Даже «золотой миллиард» — самая обеспеченная часть человечества — еще не полностью стал обществом постиндустриальным. Хотя в этом направлении движется. Дождемся же появления первых ста тысяч гуманоидов и посмотрим, что они реально умеют.

Роботы-гуманоиды: что умеют, опасны ли для человека

КСТАТИ

В отчете агентства Shenzhen New Strategy Media сообщается, что в 2024 году во всем мире насчитывалось 160 производителей человекоподобных роботов, из которых 60 находились в Китае, около 40 — в Европе, около 30 — в США. Кстати, американская компания Apple намерена выйти на рынок антропоморфных роботов. Об этом заявил авторитетный инсайдер Мин-Чи Ко. Специалист проанализировал отчеты и цепочку поставок ИТ-гиганта, выяснив, что Apple занимается тестированием роботов. Корпорация экспериментирует как с роботизированными бытовыми приборами, так и с полноценными человекоподобными роботами. Мин-Чи Ко уверен: если Apple решится в конце концов выпустить своего робота, то это произойдет не раньше 2028 года. По его мнению, компании нужно по меньшей мере два-три года на то, чтобы «провести» проект от задумки до реализации.

МНЕНИЕ

Мы их просто не замечаем

Сергей Москалев, футуролог:

— Роботы давно с нами, просто мы их не замечаем. В восприятии большинства робот должен быть похож на человека. Но это вовсе не обязательно. На конвейерах автомобильных заводов, например, роботизированные «руки». Одна гайки на болты закручивает, другая ведет сварочные работы, третья кузов красит и т.д. На кухне робот — это мультиварка. На войне робот — это дрон. Пока он еще привязан к оператору, но, очевидно, это ненадолго: через один-три года роботы будут находить и уничтожать цель самостоятельно. Как и вести разведку, доставлять на передовую продукты, боеприпасы, медикаменты. Что касается роботов-андроидов, т.е. человекообразных, то пока они главным образом используются в сфере обслуживания. Концерн «Хонда», например, производит роботов-помощников, пользующихся большим спросом у пожилых, нуждающихся в уходе, японцев. Дело в том, что продолжительность жизни в Японии высокая, стариков много, а услуги сиделок стоят очень дорого. Поэтому их отчасти занимают такие вот помощники: открыть дверь, принести воды или продукты из холодильника — простейшие пока еще операции. Также в Японии есть роботы-спасатели: они запускаются под завалы после землетрясений и могут, например, раздвигать плиты, помогая пострадавшим выбраться. Главная, фундаментальная, проблема всех роботов — нехватка заряда. Робот работает один-два часа, а потом его нужно подключать к розетке, чтобы зарядить аккумулятор. Как только проблема «батарейки» будет решена, роботизация станет развиваться семимильными шагами.

Американский предприниматель Илон Маск презентовал новых гуманоидных роботов Optimus от Tesla. Стоимость робота составит 20–30 тысяч долларов, что эквивалентно 2,9 миллиона рублей. Также опубликовано видео с роботом.

Эксклюзивы
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.