«ВМ» выяснила, чем современные изобретатели помогают городу и стране
12 октября в Москве стартует международная конференция «Интеллектуальная собственность в инновационной экономике». Высокотехнологичные и инновационные производства, рост экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью, в том числе экспорт и лицензирование нематериальных активов, увеличение доли гражданской продукции на предприятиях оборонно-промышленного комплекса — эти направления в работе в столице в частности и в России в целом выбраны приоритетными. Помочь в их развитии могут не только крупные компании, но и нынешние новаторы.
СКЛОННОСТЬ К ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВУ
Считается, что наша столица, да и страна в целом — это кладезь левшей и кулибиных, людей, которые и блоху подкуют, и самокатную повозку соорудят, и микроскоп соберут. Да и как иначе, исследования говорят, что каждый десятый россиянин склонен к изобретательству. Это лучший мировой показатель. Но далеко не все идеи ложатся на бумагу и превращаются в конкретные проекты, реализовать которые мечтают коммерческие структуры и преуспевающие промышленные предприятия. Какой же выход существует у тех, кто предлагает новаторские решения в различных отраслях, к кому идти и в какую дверь нужно постучать, в интервью «ВМ» рассказал председатель Центрального совета Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР) Антон Ищенко.
— Антон Анатольевич, как считаете, откуда у русских такая большая склонность придумывать что-то и изобретать?
— Многие, в том числе и зарубежные эксперты, говорят, что в России появляются самые интересные идеи, а население больше всего предрасположено к изобретательству и внедрению своих разработок. Отчасти это связано с тем, что в свое время мы были ограничены в выборе, полки магазинов не ломились от изобилия товаров, а у горожан был достаточно скромный достаток. Вот и приходилось, как в сказке, из топора варить суп. Государство тоже в стороне не оставалось и поддерживало изобретательское движение. Кружки, ассоциации, союзы изобретателей существовали еще до ВОИР. Совсем недавно мы обнаружили в архивах документы о том, что еще в 1917 году в тогдашней столице страны существовало общество изобретателей.
Затем подобные объединения людей, желавших усовершенствовать работу тех или иных механизмов, предлагавших свои решения, стали организовывать фактически на каждом предприятии. Ставили и более глобальную задачу — импортозамещение, повышение производительности труда, собственные достижения, уменьшение затрат на предприятиях...
— Собственно, то же самое мы слышим и сейчас...
— Да, спустя 100 лет проблематика фактически не меняется. Сегодня мы пришли к тому, что государство вновь обращается к рационализаторам и изобретателям.
РУССКИЙ СЛЕД
— Хорошо, а с чем новаторы приходят?
— Предложений у них много. Но нужно понимать, что идеи изобретателей зачастую не укладываются в привычные шаблоны и точно не вписываются в общепринятые стандарты. К нам приходят и те, у кого есть рецензии, экспертные заключения, а предлагаемые технологии готовы к внедрению. Они ходят годами и не могут добиться, чтобы их услышали.
— Например?
— Многие пользуются смартфонами. Профессор Московского государственного технологического университета, директор Института высоких технологий, академик, лауреат многочисленных премий, почетный изобретатель Москвы Владимир Кондратенко в 1990-х годах вместе со своей командой придумал термолазерное раскалывание стекла. На тот момент технология такой резки хрупкого материала была революционной. Такой же она остается и сейчас. Лазер не только безотходно разрезает стекло, но и при этом укрепляет его структуру, улучшает характеристики.
Тончайшее стекло используют на экранах мобильных устройств.
В 1990-х права на использование были проданы тайваньской компании, благодаря этому она может производить iPhone. Один из основателей корпорации Apple Стив Джобс говорил, что только благодаря русскому изобретению мир получил новые устройства.
Буквально на днях Московский государственный технический университет имени Баумана представил первый российский родстер. Доктор технических наук Дмитрий Онищенко вместе со студентами построил двухместный спортивный автомобиль «Крым». Почти треть его деталей — собственные разработки аспирантов и студентов, а база — отечественные комплектующие. Уникальная особенность машины в том, что она похожа на конструктор: команды студентов-техников могут добавлять к нему любые детали и в результате получать новый автомобиль. Организация производства достаточно простая, а сама машина уже прошла испытания и хорошо зарекомендовала себя на дорогах.
Еще один существенный плюс — цена родстера.
Он в десятки раз дешевле иностранных аналогов, входящих в сегмент люкс, его стоимость — 700 тысяч рублей.
— То есть теперь можно порадоваться за будущее нашего автопрома? Лет через 15–20 над ним перестанут шутить?
— Думаю, это произойдет намного раньше. Проект Бауманки интересен не только в России, но и в других странах.
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ПОЛЕТ
— Но не все же так гладко. Не всегда подобные проекты находят поддержку.
— И примеров таких, увы, много. Чуть более десяти лет назад команда молодых авиаторов из Московского авиационного института предложила проект электрического самолета. На тот момент казалось, что это нереализуемая мечта.
Ребята полтора-два года походили по разным кабинетам. Идея нравилась, но поддержки не было. После этого они уехали в Будапешт и создали небольшое предприятие при одном из венгерских институтов. В течение нескольких месяцев власти приняли решение о финансировании: на разработку выделили грант в размере двух миллионов евро. Молодые новаторы на эти деньги сконструировали электрический самолет, и сейчас эта московская команда считается одной из самых перспективных в своем сегменте. Венгерские власти готовы выдать им дополнительно 17 миллионов евро на разработку шестиместного электрического самолета. Но у них есть желание вернуться в Россию, и мы ведем с ними переговоры. Может, Москва вновь распахнет свои двери для теперь уже лидеров малой электрической авиации.
— Получается, что помочь изобретателям могут только люди, сильно верящие в их успех и обладающие приличными финансами?
— В этом-то вся проблема. В России в целом и в Москве в частности — большое количество изобретателей, у которых нет связи с потенциальными инвесторами и промышленными парт нерами.
Все варятся в собственном соку, но не объединяются в большие команды. Это вопрос правильных организационных решений.
— Каких, например?
— В начале 1970-х была создана биржа NASDAQ — первая электронная площадка по поддержке высокотехнологичных предприятий. Такой электронной площадки в России нет. Все мы знаем, где разместить объявление о продаже холодильника или спального гарнитура, а вот найти того, кто поддержит идею создания электрического самолета, не так-то просто. Вы стопчете все сандалии, прежде чем найдете ту самую заветную дверь, за которой будет нужный человек.
— То есть речь идет о создании новой площадки, которая могла бы совместить интересы изобретателей и потенциальных инвесторов?
— Это наша основная задача — организовать электронную площадку. Мы работаем над этим проектом, он уже получил название — Российский аукцион результатов интеллектуальной деятельности (РАУРИТ). Подписан ряд соглашений, в том числе с Фондом развития промышленности, с Федеральным институтом промышленной собственности. Всероссийское общество изобретателей и рационализаторов становится площадкой, которая не только объединяет изобретателей из более чем 60 регионов, но и предлагает банк их идей. Федеральное правительство поручило создать Внешэкономбанку разветвленную сеть региональных экспертов, чтобы выявлять проекты, в которые можно инвестировать, а у нас она уже есть.
— ВОИР намерен стать неким интегратором между властями, инвесторами и изобретателями?
— Да, мы создаем платформу, которая объединит научно-исследовательские институты, различные ведомства, потенциальных инвесторов и изобретателей, а также прохождение экспертизы. Только один из десяти проектов имеет потенциал выхода на массовый рынок.
ПРОРЫВНЫЕ РЕШЕНИЯ
— Что может быть внедрено в ближайшее время?
— У одной из компаний есть прорывные открытия в сфере генной инженерии и изобретения лекарств. Также есть замечательный московский проект по созданию электронных учебников.
Идея этих новаторов — не просто внедрить школьное пособие на экране планшета, а перестроить всю систему взаимодействия между учителем и учениками. Каждому из них дается планшет. В нем открываются страницы электронного учебника, они интерактивны: можно нажать на иллюстрацию и тут же открыть в этом окне лекцию, мини-фильм о конкретном событии, исследовании. Сразу же идет опрос: учитель в ходе объяснения узнает, как усвоили материал ученики. Получается, что школьников тестируют в онлайн-режиме. Сейчас учитель успевает за урок опросить двух-трех человек. С предлагаемым подходом в работу с первых минут занятия вовлечен весь класс. Но самая главная новация этого учебника — его работа без интернет-соединения. Все планшеты в классе объединяются вне зависимости от наличия сотовой сети. Это важно для сельских школ, где нет возможности получить доступ к высокоскоростному интернету.
— У учебников есть собственный протокол связи?
— Да, и на сегодняшний момент это единственный в мире уникальный протокол связи, за который борются такие компании, как Apple и Samsung. В настоящее время разработка проходит патентование, и уже есть предварительное положительное заключение. Использовать этот протокол связи могут не только в сфере образования, но и компании, выпускающие мобильные телефоны, а также военные, которые смогут общаться между собой без радиосвязи.
Таким образом московская разработка может изменить и подходы в целых отраслях.
— Москва может стать первой, кто внедрит разработку у себя?
— Столица уже положительно оценила идею, но пока думает над ее внедрением. Одно скажу: конкуренции этому проекту пока нет.
— А с какими проектами еще приходят к вам?
— Есть идеи, касающиеся сельского хозяйства, предлагают космические разработки, даже в бытовом хозяйстве есть место для новаций.
Например, среди последних разработок — ножницы для ровного среза вареных яиц или устройство для отбивки мяса. Подписанное с Фондом промышленности соглашение позволит внедрять такие товары на предприятия. Конечно, мы стараемся отобрать те проекты, которые можно быстро внедрить. Не сомневаюсь, что трехколесный мотоцикл на электрическом двигателе с запасом хода до 100 километров и скоростью до 80 километров в час запросто составит конкуренцию иностранным аналогам. Его отличие в том, что едет он не только по прямой дороге, а легко преодолевает городские и горные препятствия, не боится воды и устойчив на льду. Среди предложенных проектов — двигатель на сжатом воздухе. Ни аккумуляторов, ни бензина, есть только компрессор, в который закачивается воздух. На нем автомобиль может проехать до 400 километров. Подобные идеи мы хотим продвигать.
ЦИТАТААлексей Фурсин, руководитель Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства Москвы:
— В столице в научной сфере работают почти 200 тысяч горожан.
Мы составляем определенную долю в научном мире, московский потенциал достаточно большой благодаря концентрации большого количества научных организаций — это почти 20 процентов от всего российского масштаба. В качестве новых специалистов вузы ежегодно выпускают 240 тысяч студентов в Москве. Сейчас учится почти один миллион студентов.
Порядка 45 процентов горожан имеют высшее образование.
ТОП-5 ИНИЦИАТИВ, ПОДДЕРЖИВАЮЩИХ ИЗОБРЕТАТЕЛЕЙ И РАЦИОНАЛИЗАТОРОВ
■ В Рособоронэкспорте разработали план повышения конкурентоспособности российского оборонно-промышленного комплекса за счет увеличения изобретательской активности.
■ Лучшие проекты школьников — юных программистов Москвы, созданные на хакатоне «Лунная одиссея» в начале октября, включены в базу госкорпорации «Роскосмос».
■ Согласно принятым изменениям в Налоговый кодекс, если гражданин до 2019 года включительно выявляет и ставит на учет созданное изобретение как интеллектуальную собственность, то он не платит налог на прибыль.
■ В стране запатентована новая технология, позволяющая получать нетонущий материал благодаря уникальной форме сплава.
■ Выпускник Московского института стали и сплавов Дмитрий Васильев создал универсальный инъектор с юмористическим названием «Комарик», который позволит любому человеку правильно сделать внутримышечный укол.
ЦИФРА
14 миллионов изобретателей и рационализаторов насчитывалось в ВОИР к 1988 году. Это было самое массовое движение.
Подписывайтесь на канал "Вечерней Москвы" в Telegram!