Соль

Кухня

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Библиотеки

Датские ученые выяснили, как ожирение «программирует» клетки организма

Датские ученые выяснили, как ожирение «программирует» клетки организма
Ученые выяснили, что на определенном этапе развития клетка выбирает программу: быть частью здоровой мышечной ткани или жировой / кадр из фильма «Люди Икс: Начало. Росомаха»
На определенном этапе молодая клетка выбирает «программу» и развивается либо в мышечную, либо в жировую ткань.

Ученые из Центра фундаментальных метаболических исследований Novo Nordisk в Университете Копенгагена провели эксперимент, который позволил им выявить уникальную особенность клеток «программироваться», становясь частицами полезной или вредной (жировой) ткани организма.

В рамках исследований группа ученых доказала, что клетки-предшественники (клетка - предшественник - биологическая клетка, которая, как стволовая клетка, имеет тенденцию дифференцироваться в определенный тип клетки) человека имеют память о прошлых воздействиях окружающей среды. Но до сих пор никто не смог идентифицировать факторы, влияющие на перепрограммирование клеток-предшественников или установить скорость, с которой клетки перепрограммируются.

В сотрудничестве с отделением хирургической гастроэнтерологии в больнице в городе Хвидовр исследователи собрали образцы клеток трех разных групп пациентов - 15 пациентов были худыми, 14 - с ожирением, 14 - с ожирением и страдали от диабета второго типа. Ученые сравнивали здоровье клеток-предшественников трех групп.

Представьте, что в наших органах есть «книга рецептов» с программами, в которых говорится, как развиваться клеткам организма. Программы сообщают клеткам жировой ткани, какие страницы книги надо прочесть, чтобы превратиться в жировые клетки. Однако воздействие больших количеств пальмитата или TNF-альфа вызывает изменение рецептов в поваренной книге, и клетки не имеют доступа ко всем страницам, что лишает их возможности правильно развиваться. Они все еще развиваются в жировые клетки, но уже  дисфункциональны, то есть накапливают жир.

Клетки-предшественники представляют собой клетки, которые еще не созрели для осуществления определенной функции в организме, - функции мышцы или жировой клетки. Клетки Пальмитиновой кислоты и TNF-альфа (внеклеточный белок – фактор некроза опухолей) способны нарушать развитие клетки, вызывая ее превращение в дисфункциональную жировую клетку. В частности, это перепрограммирование обнаружено у пациентов с ожирением, страдающих диабетом второго типа.

TNF-альфа является воспалительным гормоном, который выделяется в организме во время болезни. Больные с ожирением имеют более высокий уровень TNF-альфа, поскольку ожирение связано с воспалением. А дозы пальмитиновой кислоты мы получаем через пищу. Вещества много в продуктах, содержащих большое количество насыщенных жиров, таких как молочные продукты, мясо и пальмовое масло.

- Наши результаты подчеркивают важность здорового питания и образа жизни для здорового метаболизма. В значительной степени здоровая диета и здоровый образ жизни могут помочь предотвратить перепрограммирование наших клеток-предшественников. В долгосрочной перспективе мы надеемся, что наше исследование может стать источником новых стратегий для отмены аномального программирования клеток-предшественников, чтобы делать их здоровыми и функциональными, - цитирует главного специалиста исследования Ромена Барреса (Romain Barrès) портал eurekalert.org.

ПО ТЕМЕ