Главное
Истории
Газировка

Газировка

Книжные клубы

Книжные клубы

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Триумф россиян на ЧМ по плаванию

Готика в Москве

Готика в Москве

Таро в России

Таро в России

Хандра

Хандра

Как спасались в холода?

Как спасались в холода?

Мужчина-антидепрессант

Мужчина-антидепрессант

Цены на масло

Цены на масло

Почему в СССР красили стены наполовину?

Почему в СССР красили стены наполовину?

«Луноходу» исполнилось 40 лет

Технологии
 На мероприятии в в столичном университете геодезии и картографии (МИИГАиК).
На мероприятии в в столичном университете геодезии и картографии (МИИГАиК). / Фото автора

40 лет назад на ближайшую соседку Земли опустилась очередная автоматическая станция. С ее борта медленно сполз аппарат, который некоторые в шутку именовали «кастрюлей», но все уважительно – «Луноход-2». И вот участники тех событий, создатели и ученые, специалисты собрались в столичном университете геодезии и картографии (МИИГАиК), чтобы вспомнить, как это было и поговорить о том, что происходит в этой области науки сейчас. А еще, как заметил ректор Андрей Майоров, сравнить с другими успехами исследования внеземных территорий. А космонавт Виктор Савиных, президент МИИГАиК, напомнил: история пилотируемых полетов на орбитальные станции приоритетно была ориентирована на изучение Земли средствами оптики. Первый успешный визит на станцию «Салют-1» состоялся в 1971 году; тройка Добровольский-Волков-Пацаев эффективно отработала программу, но финал миссии был трагичен. Вслед за «Салютами», «Миром» наступила эра МКС…

Что касается исследования планет автоматами, то, по словам академика Михаила Марова, в космической гонке СССР-США запуск «межпланетников» на Марс, Венеру полвека назад объективно поставил нас на первое место:

– Посадки на Венеру – вообще выдающееся инженерное достижение, оно не повторено до сих пор.

Правда, лунная гонка была проиграна, но СССР смог «сохранить лицо» благодаря успешной работе автоматов, заметил Маров. И категорически отверг вариант пилотируемого полета на Марс:

– Есть более близкая цель – Луна. Мы ее тщательно исследовали. Там сохранились те первозданные процессы, которые на Земле стерлись при образовании гидро– и атмосферы. В планах на пятилетку – три миссии автоматов. Будет создана принципиально новая система управления ими, чтобы избежать провала, как это случилось со станцией «Фобос-Грунт.

Один из создателей уникального шасси луноходов профессор Михаил Маленков заметил в интервью нашему корреспонденту: «У американцев, до того, как они посмотрели в начале 90-х наши разработки, вообще не было ничего подобного. Они взяли наши подходы, саму конструкцию  и нарастили своими технологиями. А в европроекте «ЭкзоМарс» марсоход создается опять-таки на нашей базе, будут задействованы питерский НИИтрансмаш и его «дочка».  Маленков напомнил, что советский вездеход в 1971 году оказался и на Марсе, но тогда не сработала связь. Зато неоценимую помощь самоходы НИИтрансмаша оказали ликвидаторам чернобыльской аварии, сберегая здоровье и жизни людей.

Сейчас планируется создавать многофункциональные планетоходы, которые могут забирать грунт в разных местах; пробирки на борту возвращаемой станции вернутся на Землю.  Вода же на Луне есть – и под поверхностью, и в полярных районах. Более того, добавил корреспонденту «ВМ» академик Маров, она есть и на Марсе:

– Главное: не сомневаюсь, что там есть и жизнь. Не исключаю, что глубоко под поверхностью, на глубине 2-3 километров. Так что грунт с глубины 6 см, извлеченный буром американского марсохода – еще далеко не последнее слово в поисках».

 Словом, неоправданно говорить о том, что для российской космической науки все кончено. Все возрождается, люди работают, передают эстафету молодежи. Беседа об этом шла в комплексной лаборатории исследования внеземных территорий, которую создали благодаря гранту Правительства РФ два года назад. Ребята создают программы картографирования мест будущих посадок кораблей, изучают гравитационные аномалии. Семь студентов и три профессора построили прямо в университете платформу-автомат MEx Rover. По словам четверокурсника Николая Гаврюшина, на ней можно апробировать разную аппаратуру, отрабатывать программы получения качественной телеметрической информации, что предшествует созданию опытных образцов.

Но ветеран, водитель лунохода Вячеслав Довгань, рассказав о том, как экипажи дистанционно управляли машинами, прошедшими соответственно 10 и 37 километров, сделал два вывода. Первый: приказывать и советовать экипажам должны только опытные профессионалы, иначе (как в случае со вторым луноходом) загубить и обесточить можно труд тысяч людей. И второе: на будущее тоже надо готовить инженеров и водителей широкого профиля:

– У нас команды шли с задержкой в секунды, за которые луноход проходил 7–10 метров, а марсоходу команда идет 20 минут. Да, спасет бортовой компьютер со сверхосторожной программой. Но все равно без Человека Управляющего не обойтись. Не зря китайцы спрашивают о наших методиках!

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.