Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

«Цифровые ножки Буша». Почему российские соцсети неинтересны иностранцам

Технологии
«Цифровые ножки Буша». Почему российские соцсети неинтересны иностранцам
Фото: Pexels

Социальные сети сегодня четко поделены между двумя IT-гигантами: США и Китаем. На первых местах по популярности «Фейсбук», «Ютуб», «Вотсап». За ними — китайский «ВиЧат» и «Инстаграм». Быстро набирает популярность «ТикТок». «Вечерняя Москва» поговорила с экспертами и выяснила, есть ли в списке лидеров место для российских платформ и смогут ли когда-нибудь отечественные соцсети заинтересовать иностранных пользователей.

Гендиректор Института исследований интернета Карен Казарян уверен: российские соцсети никогда не станут привлекательными для иностранных потребителей. Причина проста: юридические тонкости, которые необходимо учитывать при выходе на международный рынок.

— К сожалению, я не думаю, что возможен выход наших платформ на международный рынок, — говорит он. — Сразу по многим причинам, в том числе регуляторным. Необходимо помнить, что если соцсеть захочет привлечь европейских пользователей, ей необходимо будет соблюдать местное законодательство, что вступает в конфликт с законодательством российским. Потому проще сразу начинать функционировать в другой юрисдикции, как уже поступает большое количество стартапов.

Условно старые платформы, даже иностранные, уже постепенно теряют интерес пользователей. Так, по словам Казаряна, уже происходит, например, с «Фейсбуком»: у него устоявшаяся, взрослая аудитория. Молодежь тоже регистрируется в этой социальной сети, но редко активно пользуется своими аккаунтами.

— То есть свои странички у молодых людей есть, но в этой соцсети они не общаются, ведь там же сидят их родители, учителя, — поясняет эксперт, — так что намного интереснее им площадки вроде «ТикТока». Конечно, у «Фейсбука» есть определенная страховка в виде «Инстаграма», но и он со временем перестанет быть популярным. Молодежь всегда ищет что-то новое. Абсолютно то же происходит и с российскими платформами: «Одноклассники» вообще никогда не были популярны у молодежи, а аудитория соцсети «ВКонтакте» уже стареет. То есть какую-то базу соцсеть сохранит, но и активного притока новых пользователей не будет — люди станут смещать свою активность, количество проводимого времени в сторону других продуктов.

Бывший советник президента России по вопросам развития интернета Герман Клименко согласен со своим коллегой: выход отечественных социальных сетей на международный рынок крайне маловероятен. Впрочем, эксперт подчеркивает: дело здесь совсем не в безрукости российских разработчиков, у которых, напротив, очень хорошая репутация в мире, а в высоком уровне конкуренции.

— Для того чтобы оставаться востребованной и интересной пользователям, соцсеть постоянно должна развиваться, — отмечает он. — Возьмем как пример «Телеграм» Павла Дурова, который смог пройти по грани хайпа и законодательства и продолжает, несмотря ни на что, идти вслед за новыми технологиями. И ведь никто сейчас не назовет «Телеграм» и «Вотсап» похожими историями, хотя вообще-то изначально он был его полной копией, так же как и соцсеть «ВКонтакте» когда-то полностью копировала «Фейсбук». Соответственно, существующие соцсети стремятся занять узкие ниши, постоянно конкурируя из-за новых пользователей и аудитории. Для того чтобы включиться в эту гонку, нам необходимо меняться и развиваться в те стороны, которые еще не освоены.

«Цифровые ножки Буша». Почему российские соцсети неинтересны иностранцам Фото: Анна Куприянова, «Вечерняя Москва»

Между тем социальные сети, как отметил Клименко, меняются с большой неохотой, то есть они могут заимствовать друг у друга различные идеи вроде сторис в «Инстаграм», но глобальных перемен нет — страшно:

— Существующим соцсетям всегда сложно реализовывать какие-то масштабные нововведения, потому что так есть риск потерять аудиторию. Также более новые соцсети проигрывают старым того же формата. Соцсеть «ВКонтакте», например, никогда не переманит аудиторию «Фейсбука» — хотя бы потому, что тот существует дольше и пользователь уже к нему привык. То есть если мы ограничим американскую соцсеть на территории нашей страны, новые пользователи, конечно, пойдут, но добиться этого в честной конкуренции невозможно.

Тем не менее и идеи, и грамотные разработчики в России есть, о чем говорят хотя бы достаточно развитая игровая индустрия нашей страны, а также востребованность отечественных айтишников на мировом рынке.

— Проблема скорее в нашем налоговом и юридическом законодательстве, из-за которого даже то, что создается у нас, уходит за рубеж, где налоговое право легче, а платежеспособность людей выше, — говорит Клименко. — Есть и такие истории, когда российский стартап создается и тестируется на территории нашей страны, а затем аккуратно из нее выходит, потому что работать здесь невыгодно, да и рискованно. Так что проблемы у нас если и есть, то точно не технологические.

Эксперт заключил, что на коротком временном промежутке проблемы российским социальным сетям точно не грозят — у них останется собственная наработанная аудитория, которая хоть значительно и не увеличится, но зато и не уменьшится. Но смотреть в сторону международного рынка им пока рано.

Первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты РФ по СМИ Александр Малькевич настроен более оптимистично: он уверен, что у российских социальных сетей большое будущее, но, чтобы это стало возможным, необходима государственная поддержка.

— У нас есть все шансы выйти на международный уровень и двигаться в этом направлении. Напомню: энное количество лет назад «Рутуб» конкурировал с «Ютубом». У нас также есть такие собственные экосистемы, как «Майл.ру», «Яндекс», «Телеграм», который по итогам января вышел на первое место по числу скачиваний в мире. То есть потенциал имеется. Но нужна государственная поддержка в продвижении этих направлений, — сказал специалист. — Мы много лет не развивали наши IT-проекты, пользуясь, как я это называю, «цифровыми ножками Буша»: не развивали свое, а приобретали чужое. Но у нас действительно огромные возможности, и мы способны создавать и продвигать собственные проекты. Только государство должно показать разработчикам, что оно на их стороне и готово им помогать.

Малькевич также выдвинул предложение об открытии в каждом федеральном округе собственного IT-парка по примеру Иннополиса в Татарстане. Они должны быть нацелены на создание и продвижение стартапов и других решений.

Читайте также: Иностранные перспективы. Чем интересен российский рынок для западных инвесторов

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.