Главное
Истории
Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Полицейский с Петровки. Может ли полиция использовать в качестве доказательства запись «прослушки»?

Лучшие места для отпуска в Китае

Лучшие места для отпуска в Китае

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Полицейский с Петровки. Выпуск 43

Драгоценности

Драгоценности

Карелия

Карелия

Арбуз, рецепты

Арбуз, рецепты

Гоголевский бульвар

Гоголевский бульвар

Буланова

Буланова

Развод Диброва

Развод Диброва

Живые сувениры на Патриках

Живые сувениры на Патриках

В этом году соловьи поют не так, как раньше…

Все остальные
С наступлением лета соловьи петь перестанут.
С наступлением лета соловьи петь перестанут. / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

Известность соловья уже давно вышла за пределы нашей планеты. Где-то в далеком космосе летает астероид Люциния (соловей на лат. Luscinia – прим. ред.), обнаруженный астрономами еще в 1911 году.

Такая знаменитость вполне понятна. Обладатель великолепного голоса наделен исключительным музыкальным талантом. В лесу или в парке соловей обязательно привлечет к себе внимание громкой заливистой песней. И каждый раз она будет особенной. В репертуаре соловья бессчетное количество музыкальных импровизаций на главную тему.

Чтобы послушать соловья вживую, не надо ехать за тридевять земель. Свои певцы есть и в нашем шумном мегаполисе. И это несмотря на то, что урбанизация природы бесследно не проходит.

- Вырубаются кустарники, даже на относительно диких участках природы; в погоне за красивыми газонами уничтожается разнотравье, которым некогда славилась Москва. Живая почва заменяется на почвогрунт неизвестного происхождения. А это не только дорого, но и, безусловно, вредно для природы, - рассказала «ВМ» орнитолог Союза охраны птиц России Елена Зубакина.

СОЛОВЬЮ ТРУДНО ВЫЖИТЬ В МЕГАПОЛИСЕ

По словам Елены Владимировны, в результате всего этого соловьям становится значительно труднее себя прокормить, потому как вместе с травой исчезают некоторые виды насекомых. Однако главная беда в том, что певчие птицы лишаются своих домов, поскольку они гнездятся не на высоких деревьях, а на самых нижних веточках в зарослях кустарников. Выяснить, каким образом все это влияет на численность «московских» соловьев, помогает экологическая акция по учету птиц.

В «Соловьиных вечерах» могут принять участие все желающие. Услышал соловья – занеси его на специальную карту. Ничего сложного. Сделать это можно либо самостоятельно, заполнив специальную форму на тематическом интернет-сайте, либо передать ценную информацию орнитологам, позвонив им на «горячий» номер телефона.

Впервые такая акция прошла в Воронеже в 1999 году. Следом идею поддержали в Москве. И количество городов-участников с каждым годом только увеличивается.

Как правило, «вечера» начинаются в последние выходные мая. В этом году старт акции был дан 25-го числа. В течение двух дней волонтеры и сотрудники Союза охраны птиц готовы были принять сотни и даже тысячи сообщений от москвичей и гостей столицы, но...

- Странный год, - вздыхает орнитолог Елена Зубакина. – Сообщений было катастрофически мало.

ВСЕМУ ВИНОЙ ДОЖДИ И ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЯ

Апатичность населения тут ни при чем. Да и соловьи, к счастью, никуда не подевались. Первые птицы были замечены еще 27 апреля в Жулебино. Но факт остается фактом: с 24-го по 26-е мая соловьи практически не пели.

- С чем это связано, сказать трудно. Возможно, во всем виноваты проливные дожди, которые льют, практически не переставая. А, может, и пресловутое землетрясение, напугавшее маленьких птичек, - поделилась своими предположениями Зубакина.

Хотя, успокаивают орнитологи, соловьи молчали не везде. Картина по Москве и Подмосковью была абсолютно разной. Среди электронных сообщений, которых в общей сложности, по предварительным данным, поступило всего лишь около ста, были и те, что фиксируют сразу несколько десятков птиц.

- Поразил нас один парень из Зеленограда, - ласково улыбнулась Елена Владимировна, - Посчитать соловьев его попросила мама. Он не поленился и нанес на электронную карту более двадцати певцов.

Дмитрий Буров пять часов колесил по городу на велосипеде, кропотливо записывая места, где услышал соловья.

- Точность где-то высокая, какие-то места указаны приблизительно. Естественно, весь Зеленоград я объехать полностью не успел, но, тем не менее, сделал немало, - признался Дима в социальных сетях.

"СОЛОВЬИНЫЕ ВЕЧЕРА" ПРОДОЛЖАЮТСЯ

В Союзе охраны птиц России принимать сообщения будут, как минимум, до конца недели. Однако надо торопиться. Ведь, как утверждают орнитологи, петь соловьям осталось недолго. С началом июня они погрузятся в заботу о вылупившихся птенцах. А в середине августа уже засобираются в теплые края. Так что, пока еще не поздно, корреспондент «ВМ» решила сама сходить в какой-нибудь парк, посчитать соловьев и заодно послушать дивные песни, от которых захватывает дух и замирает сердце.

БЕРЕГА СЕРЕБРЯНКИ - РАЙ ДЛЯ СОЛОВЬЕВ

Мне повезло. Орнитолог и сотрудник координационного центра Союза охраны птиц России Елена Чернова согласилась провести меня по «соловьиным местам» Измайловского парка.

- А мы точно услышим соловья? – обеспокоенно поинтересовалась я, когда мы подошли к бурлящему шоссе Энтузиастов.

В серо-голубых с изумрудным отливом глазах Елены промелькнула мягкая улыбка.

- Сейчас где-то половина шестого вечера… Думаю, да, - взглянув на часы, обнадежила меня проводница, после чего, насколько это было возможно, добавила с серьезным видом:Конечно, лучше всего искать соловьев ранним утром. Птицы просыпаются на рассвете и именно в это время наиболее активны. Или же поздним вечером, когда солнце скроется за горизонтом.

Поднимаю голову вверх. Небесное светило украдкой подглядывает за нами из-за туч. Хорошо, хоть дождя нет. Тем временем, шум гудящих на дороге машин остался позади. Еще несколько шагов – и на контрасте в нос ударил запах свежескошенной травы. Осторожно, по чуть-чуть, вдыхаю вкусный воздух.

- Пройдешь? – окликнула меня Елена, указав на большую лужу, что вальяжно разлеглась у нас на пути.

Белые кроссовки, конечно, не аккуратные черные резиновые сапожки моей проводницы, но вездеходы еще те. Шлеп. Хлюп. Благополучно миновав препятствие, выходим на асфальтовую тропинку. Все-таки мы в парке, а не в дремучем лесу.

- Соловей – маленький и неприметный. А потому считают эту птичку не глазами, а ушами, по голосу. Вот, слышите, зяблик поет. Его часто путают с соловьем, потому что у него тоже песня красивая. Но у соловья звуковой набор богаче. Да и поет он намного дольше и громче, - объясняла мне орнитолог, пока мы проходили рощу высоких старинных лип.

Воздух здесь тяжелый, с привкусом старой листвы и прелой травы.

- А каких еще птиц вы сейчас слышите? – любопытствую.

«Тинь-тинь! Тинь-тинь!», - совсем рядом пропела птичка.

- Теньковка – тут же отреагировала Лена. – А вот это - «Сип-сип-сип-сиа-сиа-сиа…» - лесной конек, обитающий по опушкам. «Вить-у-вИдел?!» - позывной чечевицы. Его не спутаешь ни с чем.

Теперь, зная, как поет не только голубь и воробей, я с двойным усердием вслушивалась в лесной хор, с детской радостью отмечая уже знакомые голоса. Между тем, густая чаща осталась позади. Мы вышли на небольшую поляну. Здесь и небо казалось ярче, и дышалось значительно легче. Высоко-высоко пролетел жаворонок, оставив нам на память «чррик-чрррик-фьить!»- отрывок из своей песни.

- Редкая удача в таких местах услышать жаворонка, - отметила Елена. – Птица любит простор.

Легкий ветерок пробежался по макушкам виднеющихся впереди деревьев и запутался в иве. Рядом кусты жимолости, усыпанные мелкими букетиками белых цветков, источали тонкий сладкий аромат.

- Пришли, - резко остановилась Елена. – Вот в этих зарослях должны быть соловьи. Они здесь гнездятся уже не первый год.

Как объяснила мне орнитолог, все потому, что рядом протекает речка Серебрянка, создавая идеальные условия для жизни соловьев. В кустах скапливается влага. Да и насекомых много, которыми, в основном, они и питаются.

- А комаров соловьи едят? – поинтересовалась я, потерев свежий укус.

- С удовольствием, - улыбаясь, заверила меня Лена.

Мы замерли в ожидании трелей соловья. Я даже шею вытянула вперед, чтобы лучше было слышно.

- Где-то вдалеке поет, – махнула орнитолог рукой куда-то влево.

Напрягаю слух. Кукушка. Проезжающий поезд метро. За спиной мимо нас пробежала собака, промчался с ветерком велосипедист. Все слышу, а соловья нет...

- Может, дело в ярко-синей куртке? - подумала я, обратив внимание, что зеленый наряд Елены идеально вписывается в окружающий нас пейзаж. На всякий случай, решаю уточнить: А в какой одежде лучше всего отправляться на поиски соловья?

- В той, которую не прокусят комары и другие насекомые, - ни капли не смутившись, улыбнулась Елена.

- А цвет имеет значение? – не отступала я.

- В парке нет, поскольку птицы уже привыкли к тому, что здесь встречаются самые неожиданные цвета. А вот если бы мы отправились в настоящий лес, то тут уже предпочтительнее нарядиться во что-то зеленое или коричневое. Чем больше вы напоминаете какой-нибудь куст или кучку, тем лучше. Но не переживайте, мы сейчас Серебрянку попробуем с другой стороны обойти, - приободрила меня проводница.

По мостику через речку, которая больше напоминает широкий бурный ручей, мы опять попадаем в царство деревьев. Солнечный свет, пробираясь сквозь листья, рассыпается по зависшим в воздухе невесомым пушинкам. Ветра нет. И майские снежинки, медленно вальсируя, опускаются на влажную тропинку. Прилипая, они образуют белый пушистый ковер. Пара поворотов – и асфальтовая дорога привела нас к реке. Решаем подойти поближе. Чвак, чвак – отозвалась под ногами притаившаяся в траве грязь. Замираем в ожидании.

«It’s my life», - неожиданно пропел чей-то мобильник. «Ну уж нет», - подумала я и максимально сосредотачилась на звуках природы. Проходит минута, другая… Соловьев не слышно. Зачарованно смотрю, как река выхватывает у берега ветку. Та попыталась зацепиться за траву, но течение уже подхватило ее. Не успела ветка доплыть до моста, как из-за наших спин выпорхнул селезень и с шумом приводнился. Недовольно щелкнули дрозды-рябинники и перелетели с дерева на дерево. И тут… «Фьють-фьють», - подал голос соловей. «Тррррр-ци», - отозвался другой. Лена, не произнося ни слова, указала рукой в сторону раздающихся голосов. Я радостно закивала в ответ головой.

- У соловьев полноценные, полные песни исполняют исключительно самцы. Голос самочки - это обычно просто позывки. А вот песня самца несет двоякую цель: объяснить его самке, какой он крутой и красивый. И, во-вторых, сообщить всем остальным соловьям, что на конкретной территории уже есть хозяин, и кто сунется, получит в лоб, - просветила меня орнитолог Елена Чернова.

Соловьи на берегу Серебрянки пели недолго. Видимо, быстро решив все свои вопросы, они переключились на другие, более важные дела. Мы же перешли на соседнюю поляну.

- Эту птицу я не знаю. Это, наверное, зяблик… - пыталась разобраться в голосах местных птиц я. – А вот это точно соловей!

Лена одобрительно улыбнулась и утвердительно кивнула головой. Соловей пел сладко и долго, время от времени передавая партии двум другим певцам, расположившимся неподалеку.

- Щелчки – это не рябинник, - обратила мое внимание Елена. – Это соловей. Просто ему понравилась песня дрозда, и он решил добавить ее в свою мелодию. Соловьи любят приукрасить свою музыку чем-нибудь эдаким. Однажды я сама слышала соловья, который с магнитофонной точностью воспроизводил треск мотоцикла. Но это было давно. А совсем недавно, вот в этом парке я слышала, как соловей вставлял в свою песню творческую обработку звуков метро.

СОЛОВЬИ ПОЮТ!

Между делом, за разговорами и наблюдениями, мы и сами не заметили, как прошли весь парк насквозь. Пение птиц перебил подъезжающий к станции «Измайловская» поезд. Время подводить итоги. В общей сложности, на поиски соловьев у нас ушло полтора часа. За это время мы прошли около 6 км и насчитали 5 птиц.

- Что ж неплохо, - заключила орнитолог Союза охраны птиц России Елена Чернова. – По крайней мере, когда я здесь была в прошлый раз, именно этих соловьев не слышала. Так что их смело можно вносить в базу «Вечеров».

- Фьють - раздалось по соседству с нами.

- Соловей? – спрашиваю неуверенно.

- Нет, - засмеялась Елена. - Пересмешник. Слышишь, звук идет с высокого дерева? Запомни, у каждой птицы свой ярус.

Попрощавшись, Лена растворилась в метро, а я решила еще немного погулять по парку.

- Скажите, а где здесь можно услышать соловья? – обратилась я к двум пенсионеркам, наслаждающимся прекрасным вечером.

- А вон туда иди, милая, - ласково улыбнулась Валентина Емельяновна, махнув в сторону той самой речки веточкой, которой она до этого отгоняла надоедливых насекомых.

- Там они и сейчас заливаются, - добавила Елена Ивановна.

На мостике через Серебрянку стоял мужчина, задумчиво вглядываясь вдаль.

- Хорошо поют, - глубоко вздохнув и обратившись то ли ко мне, то ли еще к кому, произнес вслух Евгений.

- Хорошо, - согласилась я и направилась в строну метро, прихватив с собой из парка комара. Но об этом я узнаю только дома...

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.