Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Принцип Персии: как Иран может помочь России в условиях санкций

В мире
Принцип Персии: как Иран может помочь России в условиях санкций
Первый энергоблок атомной электростанции «Бушер» в Иране / Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Отношения с Ираном выходят на новый уровень. Как и в каких отраслях может помочь нам разворот в сторону Персии? Где и как мы сможем применить богатый опыт этой страны в обходе санкций.

На фоне почти бесконечных западных санкций особую актуальность приобретают отношения с теми странами, которые эти санкции не поддерживают и помогают их обходить. Среди них — Иран, накопивший богатый опыт антисанкционной борьбы. Каковы же плюсы и минусы нашего сотрудничества?

Отношения наших стран в последние годы развивались хотя и стабильно, но не так чтобы очень активно. Взаимный товарооборот достиг примерно 4 миллиардов долларов в прошлом году, притом с существенным профицитом в пользу России: объем ее экспорта в Исламскую Республику достигал 3 миллиардов долларов (в основном продовольствие, машины и оборудование), иранский экспорт к нам в основном представлен продукцией сельского хозяйства. В ближайшее время взаимный товарооборот может вырасти в полтора раза, однако это относительно скромные цифры. Торговля с Турцией — раз в десять больше.

После начала боевых действий на Украине контакты с Тегераном заметно активизировались, а число встреч на высоком уровне, включая высший, резко возросло. В западной (и не только) прессе в основном обсуждают слухи о поставках иранских дронов российской армии (что обе стороны отрицают). На самом деле перспективы сотрудничества шире, хотя и не без ограничений.

Кооперация намечается в самых разных сферах. Так, «Газпром» планирует инвестировать не менее 40 миллиардов в долларовом эквиваленте в нефтегазовый сектор Ирана. В связи с практически полным уходом из Европы (и теперь уже, можно считать, потерянными там огромными инвестициями в оба «Северных потока») иранское направлении может стать перспективным, но лишь по мере того, как вложенные деньги начнут окупаться. Не хотелось бы, чтобы висели невозвратными кредитами.

Например, по итогам строительства и модернизации АЭС в Бушере (запущена в 2011 году, строительство новых блоков еще продолжается) Иран все еще должен вернуть полмиллиарда долларов взятых у России кредитов. Также Россия предлагает построить в Иране новую электростанцию — «Сирик». Правда, тоже за счет собственных кредитных средств. При этом стоит заметить, что Россия и Иран — конкуренты на нефтегазовом рынке, и эта конкуренция может обостриться. Поскольку раньше российский нефтяной экспорт шел преимущественно в Европу, а у Ирана (часто в обход санкций) нефть преимущественно покупал Китай. Но теперь КНР резко увеличила закупки российской нефти, сократив импорт из Ирана.

Зато Россия и Иран могут расширить так называемые своповые поставки нефти и газа — в объеме 5 миллионов тонн нефти и до 10 миллиардов кубометров газа в год. Своповые поставки — это обменные операции. В их рамках страны как бы меняются рынками сбыта, чтобы сократить логистические расходы, сэкономить время и средства клиентов на скорости доставки. В конце сентября иранские СМИ сообщали, что страна начнет импортировать из России до 15 миллионов кубометров газа в сутки (это эквивалентно 5,5 миллиарда кубометров в год) по трубопроводу через Азербайджан. Из них 9 миллионов «кубов» Тегеран ежесуточно использует для внутренних нужд, а 6 миллионов будут приниматься в рамках свопового договора. Аналогичные объемы в виде сжиженного природного газа (СПГ) Иран будет отгружать клиентам «Газпрома» с терминалов на юге страны. Россия и Иран также могут договориться об «обмене» поставками в Индию и Китай, но это пока вопрос нерешенный.

Иранское направление стало также одним из немногих, в котором могут теперь летать российские авиакомпании. Помимо уже имевшихся прямых рейсов «Аэрофлота», начала летать и Red Wings.

В свою очередь Иран обещает поставлять свои автомобили и запчасти, а также авиационные запчасти, что особенно актуально в условиях тотальных санкций со стороны Запада. Хотя и тут есть определенные проблемы: авиационная отрасль в Исламской Республике сама давно находится в сложном положении из-за многолетних санкций. Персы научились делать какие-то авиадетали сами для своих старых «боингов» и «эйрбасов», однако не самые сложные. Полностью заменить западные поставки для российского авиапрома они не смогут. Тут нам надо самим выкручиваться.

Похожая ситуация в автопроме: иранцы в основном специализируются на устаревших французских моделях. Это далеко не самые экологичные и не самые экономичные машины. Однако в условиях, когда продажи авто в России упали на 80 процентов, этот вариант может стать подспорьем для отрасли.

Зато на фоне резкого (не менее 50 процентов) сокращения поставок западной фармацевтической продукции иранские лекарства могут сильно выручить: медицина и фармацевтика в стране находятся на относительно приличном уровне, качество иранского медобразования традиционно было высоким, там есть чему поучиться и нашим будущим врачам. Иран также планирует производить для России газоперекачивающие турбины малой, средней и большой мощности (ранее их поставляла немецкая Siemens).

В годы Великой Отечественной войны Иран был одним из важнейших направлений поставок по ленд-лизу. Сегодня он может стать одним из логистических путей, альтернативных перекрытым нам на Западе. В этом плане может быть перспективным проект, предложенный Россией, по масштабной электрификации иранских железных дорог, что позволяет создать «южный логистический коридор».

Более масштабный план — соединить транспортным коридором «Север — Юг» Россию через Каспий и Иран с Персидским заливом и Индийским океаном. Межправительственное соглашение о создании коридора «Север — Юг» было подписано еще в 2000 году Россией, Ираном и Индией. Однако с тех пор проект особо не продвинулся в своей реализации. Россия может достроить недостающий участок иранской железной дороги Решт — Астара. После запуска коридор «Север — Юг» позволит (впрочем, лишь отчасти) заменить прежние логистические маршруты, ориентированные в основном на Запад.

Таким образом, отношения между нашими странами дальше будут только развиваться. Отдельные сферы (военпром, фармацевтика, газотурбинное оборудование) выглядят особенно перспективно. Однако нельзя считать Иран некой «волшебной лампой»: протер ее, явился джинн и все враз порешал. Персия более 40 лет доказывает верность принципу «надейся только на себя». Тут нам действительно есть чему поучиться.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.