Восток запылал: обернется ли конфликт на Ближнем Востоке третьей мировой
На Ближнем Востоке — большая война. Конфликт между Израилем и Палестиной, начавшийся в октябре прошлого года, резко расширил географию. В противостояние вовлечены йеменские хуситы, США, Великобритания, Иран, Пакистан, Ирак. И это, возможно, только начало: ни у одной из сторон нет преимущества, чтобы быстро победить соперника. Во что выльется конфликт на Ближнем Востоке? Чреват ли он третьей мировой? Какой позиции должна придерживаться Россия?
Война на Ближнем Востоке фактически началась. Израиль пытается победить движение ХАМАС в Газе, йеменские хуситы обстреливают торговые суда и американские военные корабли в Красном море, те — отвечают хуситам ракетами и авиабомбами. Иран наносит ракетные удары по Ираку и даже Пакистану — стране, обладающей ядерным оружием. Создается ощущение, что все воюют против всех. Что вообще происходит?
ХАМАС толкнул «пирамидку»
Конфликт на Ближнем Востоке начался в ночь с 6 на 7 октября прошлого года, когда ХАМАС атаковал Израиль.
— До этого момента на Ближнем Востоке складывалась хотя и кривоватая, но в целом устойчивая пирамидка, — рассказывает политолог Григорий Савельев. — США еще при Трампе сумели более или менее замирить арабов и своего ставленника — Израиль, вынеся при этом за скобки проблему палестинцев. Точнее, Штаты почти убедили арабов признать Израиль, а тот, в свою очередь, пообещал палестинцев хорошо содержать. Вложиться, например, в создание на палестинских территориях приличной инфраструктуры, рабочих мест. Но независимости им не давать. Таким образом, резолюцию ООН от 1967 года — о создании палестинского государства — он продолжал игнорировать. Палестинскому движению ХАМАС это очень не нравилось. Оно хотело и хочет строить свое, независимое палестинское государство, причем — в старых, признанных международным сообществом границах, а не в фактической резервации, куда их силой оружия загнал Израиль. Когда ХАМАС на Израиль напал, а тот ответил, уничтожив 20 тысяч мирных жителей Газы, кривоватая пирамидка рухнула. Арабы больше не хотят признавать Израиль. А тот, в свою очередь, готов либо уничтожить миллионы палестинцев вовсе, либо попытаться выдавить их в Египет и проблему, таким образом, навсегда решить. Но у Израиля это не получается, и очевидно, что не получится никогда.
На сцене — хуситы
Как пояснил эксперт, следом за ХАМАС резко активизировался Иран, который считает Израиль своим «экзистенциальным врагом».
— Иран понял, что у него появился шанс «столкнуть Израиль в море», и начал с ним войну, активизировав своих «прокси» — то есть вооруженные группировки, воюющие в его интересах, — пояснил генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. — Сначала речь шла о «Хезболле», атакующей Израиль с территории соседнего Ливана. Затем включились хуситы — шииты, живущие на территории Йемена.
Как поясняют эксперты, США быстро поняли, что один против ХАМАС, «Хезболлы» и хуситов Израиль точно не выстоит, и сами вступили в конфликт на Ближнем Востоке, подключив к нему и Великобританию. Эти страны направили свой флот, чтобы контролировать Красное море и заодно атаковать хуситов на суше — то есть в Йемене, где они имеют свои военные базы.
— Не надо думать, что хуситы — это «дикари в тапочках». Они активно воюют уже 10 лет и имеют вполне современное вооружение, — рассказывает член Лиги военных дипломатов Игорь Забелин. — У них есть танки, БМП, дальнобойная артиллерия и целый арсенал ракет.
Среди них, например, баллистическая «Буркан-3» — модификация иранской «Киам». Она способна бить на расстояние до 1200 км. Есть у них и ракеты «Тайфун» с дальностью поражения от 1600 до 1900 километров. Иран свои «прокси» вполне прилично вооружает.
Эксперт добавил, что хуситы находятся даже в лучшем положении, чем ХАМАС.
— Во-первых, они оперируют не ракетами-самоделками, сделанными из водопроводных труб в гараже, а вполне современным военным оборудованием. Во-вторых, они полностью контролируют территорию, на которой находятся. В-третьих, их арсеналы могут в любой момент пополняться тем же Ираном, — рассказывает Забелин. — Как Израиль сейчас не может победить ХАМАС, так и Штаты не в состоянии победить хуситов. Во всяком случае — быстро и окончательно.
Персидские мотивы
В начале января ближневосточный конфликт разгорелся с новой силой. Дело в том, что американцы решили подключить к нему своих «прокси». А именно — ИГИЛ, запрещенную в России террористическую организацию. 3 января на кладбище и одной из улиц иранского города Кемран смертники устроили два взрыва, в результате которых погибли 94 и были ранены почти 300 иранцев. Теракты произошли во время церемонии по случаю годовщины убийства Касема Сулеймани — командующего силами «Аль-Кудс» Корпуса стражей исламской революции. Иран решил жестко ответить на вызов и начал обстреливать базы ИГИЛ (террористическая организация, запрещена на территории РФ) по всему региону — в Сирии, Ираке и даже «ядерном» Пакистане.
— Мотивы Ирана вполне понятны. Менталитет народов Ближнего Востока четко обозначен еще тысячи лет назад в Ветхом Завете: око за око, зуб за зуб. Если ты не отвечаешь на агрессию предельно жестко, тебя признают слабым и добивают, — пояснил Григорий Савельев. — Даже, казалось бы, «цивилизованный» Израиль, форпост Запада, мстит палестинцам, не видя никаких берегов. А чем Иран хуже? И он мстит. Здесь так принято.
Война не нужна. Но будет
По мнению экспертов, объективно конфликт на Ближнем Востоке никому из его участников сейчас особо не нужен. Особенно — США.
— Штаты не могут «вытянуть» даже войну на Украине: банально не хватает оружия и снарядов, их приходится срочно закупать по всему миру, — рассуждает Григорий Савельев. — В конце 2024 — начале 2025 года США крайне важно вытянуть на конфликт Китай — из-за Тайваня, потому что потом будет поздно. Ведь товарищ Си резко наращивает военную мощь страны, и в 2026–2027 годах победить Китай будет уже невозможно. Третий момент: нужно помогать оружием, боеприпасами и деньгами Израилю в его борьбе с ХАМАС. Получается, на повестке две сегодняшние и одна завтрашняя война. И все три требуют ресурсов. Казалось бы: Штатам нужно уняться и не лезть хотя бы в четвертый конфликт, чтобы не распылять силы. Но они полезли в войну с хуситами, которая тоже расходует их деньги и снаряды. Создается ощущение, что Штаты решили покончить жизнь самоубийством. Ни одна страна не в состоянии воевать по всему миру одновременно! Алексей Мухин, впрочем, считает, что операцию на Ближнем Востоке Штаты все-таки скоро свернут.
— Ни Иран, ни США сами воевать, тем более друг против друга, не станут, — убежден политолог. — В ближайшие годы на Ближнем Востоке будет идти прокси-война. Со стороны Ирана — «Хезболла» и хуситы. Со стороны США — Израиль и радикальные исламисты. Вот они и станут разбираться друг с другом.
Станет ли Россия участником
Эксперты считают, что конфликт на Ближнем Востоке России не очень-то выгоден.
— С одной стороны, тот факт, что Штаты отвлекаются на Израиль и меньше помогают Украине, — отраден, — рассуждает Григорий Савельев. — С другой стороны, у нас на Ближнем Востоке тоже вполне серьезные интересы, иначе зачем бы мы воевали в Сирии?
Во-первых, как пояснил эксперт, мы хотим хотя бы отчасти контролировать морской и сухопутный транзит грузов через Ближний Восток — между Европой и Азией. Во-вторых, что еще важнее, нам нужно «давить» радикальных исламистов, угрожающих нашим южным границам через страны Центральной Азии.
— ИГИЛ и «Талибан» (запрещены на территории РФ) распространяют свое влияние не только на Ближний Восток, но и лезут в наше «подбрюшье» — Таджикистан, Узбекистан, Казахстан и Киргизию, — пояснил Григорий Савельев. — Или мы совместными усилиями с Ираном, как было, например, в Сирии, сдерживаем радикальных исламистов на Ближнем Востоке, или нам придется воевать с ними где-нибудь в Татарстане и Курганской области, когда они из Казахстана в Россию пойдут. И не надо считать такой сценарий фантастическим. Кто мог представить, что исламисты победят в Афганистане американцев и возьмут страну под полный контроль? Такого не предполагалось даже теоретически! А теперь это реальность.
Игорь Забелин уточняет:
— Ближний Восток — это клубок противоречий. Иудеи, шииты, сунниты, бедные, как Египет, и сверхбогатые, как ОАЭ, страны. И у всех со всеми — если не война, то неприязнь. США всегда успешно пользовались ближневосточными противоречиями, чтобы действовать в своих интересах. Они, например, поддерживали афганских моджахедов против Советского Союза. Они разорили Ирак и убили Саддама Хусейна, чтобы поставить нефть этой страны под контроль своих друзей-арабов. До тех пор, пока США имеют на Ближнем Востоке влияние, оно всегда будет направлено против их врагов — России, Ирана и Китая.
По мнению эксперта, это влияние будет носить и военный характер.
— Простой пример: помогая афганским повстанцам, американцы не позволили СССР взять эту страну под полный военно-политический контроль. А уже через несколько лет после вывода войск из Афганистана началась гражданская война в соседнем Таджикистане, где одной из сторон были ваххабиты, пришедшие из Афгана. И нам, России, пришлось задействовать 201-ю мотострелковую дивизию, чтобы помочь таджикскому правительству устоять. И наши военные до сих пор в этой стране, потому что угроза от ваххабитов никуда не делась. И кто с ними работает — понятно: ЦРУ.
Эксперт напомнил и две чеченские войны, когда сепаратистам активно помогали партнеры США на Ближнем Востоке саудиты.
— Я напомню, саудитом был Хаттаб — один из самых известных полевых командиров. Из Саудовской Аравии были и многие другие наемники. И Штаты саудитов всячески поддерживали, потому что они тогда ослабляли Россию, — отметил эксперт.
Григорий Савельев пояснил: сейчас глобальный Юг, который, по сути, Ближний Восток, занимает скорее нейтральную позицию.
— С одной стороны, ОАЭ и Саудовская Аравия входят в БРИКС, то есть союз Китая и России. С другой стороны, в Джидде и Эр-Рияде (в Саудовской Аравии) Штаты в прошлом году проводили встречи, участники которых подписали резолюцию «об уважении целостности украинской территории». Это значит, что Ближний Восток ведет свою обычную политику. И нашим, и вашим, и вообще мы за того, кто победит, — пояснил эксперт. — Ближний Восток понимает лишь силу. Чтобы иметь там влияние, мы должны силу иметь и демонстрировать ее.
СПРАВКА
После окончания Второй мировой войны Ближний Восток стал одним из самых нестабильных регионов мира. Конфликты возникают в большинстве случаев из-за геополитических факторов, например, контроля над нефтью и путями транзита грузов. Второй крупный фактор — религиозные противоречия между шиитами и суннитами, мусульманами и христианами, а также евреями и мусульманами. С 1948 года — время образования Государства Израиль — на Ближнем Востоке было 12 крупных вооруженных конфликтов. Среди них и такие серьезные, как Ирано-иракская война, в которой были убиты и ранены около 1,5 миллиона человек, а также два вторжения стран НАТО в Ирак, в результате которых погибли свыше миллиона жителей страны. Нынешний ближневосточный конфликт за последние три четверти века уже 13-й: в среднем война случается каждые 5,5 года...
КСТАТИ
Вооруженные силы Ирана считаются на Ближнем Востоке одними из самых мощных. Их численность — 650 тысяч человек. ВС Ирана включают сухопутные войска, авиацию, флот и силы ПВО. Также имеется 350-тысячный резерв, состоящий из уволенных в запас и добровольцев. Что интересно, вооруженные силы Ирана разделены на две отдельные структуры с собственным командованием. Имеется полноценная армия с сухопутными войсками, военно-воздушными силами и флотом.
Кроме того, существует отдельная структура под названием Корпус стражей исламской революции (КСИР), также располагающая собственными сухопутными войсками, ВВС и ВМС. У Ирана есть десятки подводных лодок, эсминцы, сторожевые и ракетные катера, а также свыше 1500 танков. По своей мощи иранская армия может соперничать с израильской и турецкой.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Сергей Марков, директор Института политических исследований:
— Война на Ближнем Востоке для Запада — вынужденная.
Он не хотел бы ее вести, но приходится.
Начнем с Израиля. Правительство Нетаньяху буквально проспало нападение ХАМАС. Ответственность за гибель мирных израильтян и военных ЦАХАЛ — на Нетаньяху лично. Он имеет шанс удержаться у власти, только пока воюет: мстит палестинцам за нападение. Воевать перестанет — его переизберут за полную профнепригодность. Потому что лидер страны, окруженной врагами, не может быть беспечным. Вот он и воюет, хотя давно мог и перестать, потому что ни убить всех палестинцев, ни даже уничтожить ХАМАС Израиль не в состоянии. Байден находится в схожей ситуации. США уже давно объявили себя мировым жандармом: дескать, мы придем и обеспечим порядок. И вот хуситы стали нападать на израильские и не только торговые суда в Красном море. Фактически — блокировали Суэцкий канал, обеспечивающий наиболее простой и дешевый морской пусть в Европу и обратно. Если ты по-прежнему мировой жандарм — давай, действуй, наводи порядок! Ну вот они и пытаются действовать. Правда, получается плохо. Хуситов — 10 миллионов: больше, чем израильтян. И воюют они очень давно — сначала со своим, йеменским, правительством, потом — с Саудовской Аравией. И до сих пор их никто не победил. Американцы, конечно, будут обстреливать хуситов со своих кораблей. Но «дистанционно» победы не добьешься — нужна масштабная наземная операция. Даже если американцы на нее решатся, толку, наверное, тоже будет немного. Ведь хуситы — не сидят в городах, их попробуй еще найди! В общем, и для Израиля, и для США ситуация складывается патовая.