Эксперт: Генсек НАТО призвал к диалогу из-за страха Третьей мировой войны
В Лондоне с 3 по 4 декабря пройдет юбилейный 70 саммит НАТО. В беседе с «Вечерней Москвой» эксперт Центра исследования проблем безопасности РАН Константин Блохин объяснил, почему генсек Йенс Столтенберг призывает к диалогу с Россией и закончится ли перепалка Макрона с Эрдоганом выходом Турции из военного блока.
— Какова центральная тема встречи?
— Кризис в евроатлантических отношениях между США и Европой. Старый Свет в лице Франции, Германии и Италии, лишенный русофобских настроений, хочет увеличить свою политическую субъектность. «Новая» Европа — Прибалтика, Румыния, Польша и Великобритания — идут в фарватере США. Из-за этого раскола не получается проводить единую линию. Мы постоянно слышим от Макрона заявления о «смерти мозга», нормализации отношений с Россией и необходимости повышать свою независимость. Но сделать это он может только в диалоге с Россией.
Франция понимает, что США воспринимают Европу не как равноправного партнера, а как дойную корову. Поэтому НАТО пребывает в глубоком кризисе. По многим вопросам — расходы на оборону, отношение к Турции, Парижское климатическое соглашение, «ядерная сделка» с Ираном и «Северный поток» — альянс не един.
— Почему НАТО не удается преодолеть разногласия?
— После развала СССР НАТО лишился врага. Его долго искали. На какой-то период нашли международный терроризм, но его недостаточно, чтобы обосновывать увеличение трат. А когда после Крымских событий появилась Россия, в НАТО несколько раз перекрестились. Теперь же в быстро меняющемся мире альянс снова в кризисе, который спровоцировали сами США. Европейская элита не очень хочет, чтобы на ее территории устанавливали ракеты средней и меньшей дальности, и Европа стала бы заложником. Коллективного Запада больше нет. Единственная основа для консолидации — антироссийская риторика.
— В ранних заявлениях генсек НАТО Йенс Столтенберг выставлял Россию главной угрозой, но недавно призвал нормализовать отношения с ней. У лидеров блока не возникает когнитивный диссонанс?
— Столтенберг будет постоянно призывать к единству НАТО и пытаться сыграть на том, что Россия является врагом и подрывает единство союза. Но, несмотря на это, генсек говорит о контакте. Политика сдерживания не отменяется, но диалог необходим, чтобы не допустить нового Карибского кризиса или Третьей мировой войны.
— Агентство Bloomberg пишет, что Трамп будет пытаться объединить НАТО на антикитайской платформе. Удастся?
— Антикитайская, как и антииранская, риторика нелегитимна. Это всего лишь взгляд китаефобной администрации Трампа, идеолога «торговых войн» Питера Наварро. Трамп может получить поддержку Европы только путем демонизации Китая. США нужно спровоцировать КНР на провокацию — еще один Тяньаньмэнь, только теперь в Гонконге. Пока не получается.
— Перед саммитом в Лондоне «схлестнулись» Макрон и Эрдоган. Не приведут ли противоречия между Турцией и НАТО по Сирии к исключению Анкары из альянса?
— Цель США в отношении Турции — сохранить ее в союзе. Пока они это делают грубо, пытаясь дисциплинировать турок. Поведение Эрдогана явно не встраивается в железную логику альянса. Выход Анкары из НАТО станет катастрофой для Америки, ее позиции будут подорваны. Турция — вторая сила в блоке. И если турки выйдут из НАТО, они начнут сближаться с Россией, что будет интерпретироваться как еще одна победа Путина. Но сам Эрдоган пытается создать ситуацию, при которой США и Россия конкурировали бы за его страну. Выход из НАТО сузил бы Эрдогану пространство для маневра, который сейчас может играть на противоречиях. Турция станет главным противником НАТО, если выйдет из него.
Читайте также: Норвегия назвала условие налаживания диалога между Россией и Западом