«Лукашенко остается один»: политологи рассказали о расколе элит в Белоруссии
Смена власти зависит от множества факторов, важнейшим среди которых является настроение элит. Оно в Белоруссии, похоже, начало меняться. Два дипломата уже объявили о своей солидарности с митингующими.
— Я солидарен с теми, кто выходил на улицы белорусских городов с мирными шествиями, чтобы их голос был услышан. Как уроженец города Жодино, я с вами, рабочие БелАЗа и Кузнечного завода тяжелых штамповок! — заявил посол Белоруссии в Словакии Игорь Лещеня.
Временный поверенный в делах Белоруссии в Швейцарии Павел Мацукевич и вовсе потребовал отставки президента:
— (Александр — прим. «ВМ») Лукашенко должен уйти.
«Дезертиры» есть и в журналистской сфере. После встречи в Белтелерадиокомпании несколько человек приняли решение уйти из нее, а часть сотрудников объявила о забастовке. Протесты проходят на крупных заводах страны.
Предвидится ли раскол в белорусской элите, «Вечерняя Москва» спросила у российских и белорусских экспертов.
Белорусский политолог Андрей Сыч считает, что белорусские элиты разобщены.
— Нет ярко выраженных кланов и групп влияния. Каждый делает свою работу и искренне переживает за «место под солнцем». При этом достаточно большое число руководителей и чиновников разного уровня можно отнести к государственникам, которые действительно работают на благо страны. Те, кто сейчас начинает публично подогревать уличные протесты, очень сильно похожи на деда Нечипора, который меняет шапку каждый раз, когда власть в деревне меняется, — говорит он.
Что касается дипломатов Лещеня и Мацукевича, то они еще не подали в отставку, поэтому формально «признают легитимность Лукашенко». Просто на всякий случай решили «сделать ход на перспективу».
Сыч считает, что сейчас белорусские элиты могут сконцентрироваться вокруг другого лидера.
— На сегодняшний день самый цитируемый политик в республике — лидер Либерально-демократической партии Олег Гайдукевич. Он уже объявил о создании Народно-патриотического движения Беларуси, куда пригласил депутатов всех уровней, чиновников и граждан вне зависимости от их принадлежности к политическим партиям, — сказал политолог.
Ранее Гайдукевич являлся доверенным лицом Лукашенко.
По мнению заместителя декана факультета мировой экономики и политики Высшей школы экономики (ВШЭ) Андрея Суздальцева, в Белоруссии наблюдается не раскол элит, «а бегство от Лукашенко».
— Там нет элит, — отметил он. — Это крестьянская страна. И даже горожане там в лучшем случае первого поколения. Там есть прослойка, которая за или против Лукашенко.
Основная опора президента Белоруссии, по мнению Суздальцева, — силовики.
— За Лукашенко частично силовики, армия — нет, интеллигенция вся против него. Власть и структура рассыпаются. Они ходят группами. Это вопрос политической психологии. Небольшая страна. Белорусы — коллективисты. Когда видят тенденцию, они встраиваются в нее. Лукашенко остается один. Православная церковь тоже отвернулась от него, — заметил эксперт.
Стабильность власти Лукашенко, по оценкам Суздальцева, зависит от трех факторов: настроения рабочих, телевидения и реакции России.
— Лукашенко боится рабочих, поэтому мотается по заводам. Госкорпорации приватизированы кланом Лукашенко. Он находится под жестким давлением рабочего класса, который категорически против Лукашенко. Если телевидение отключится, Лукашенко не будет. Он без ТВ не власть. Третий фактор — Россия, — добавил Суздальцев.
Пока в Минске продолжаются протесты, Александр Лукашенко заявил, что готов провести референдум, а после него — новые президентские выборы. Ранее в этот же день он заявил, что «выборов не будет, пока вы меня не убьете».
Главный редактор ИА «Реалист», кандидат исторических наук и эксперт по цветным революциям Саркис Цатурян считает, что раскола нет.
— Пока раскола нет. Два дипломата и руководители некоторых заводов вышли в результате коррупционной истории. Им просто пообещали барыши в случае свержения Лукашенко. Например, директорам заводов пообещали приватизацию предприятий в их руки, — сказал он.
Цатурян уверен, что без вовлечения широких народных масс в политический процесс сохранить единство правящему классу в Белоруссии будет невозможно.
— Людей надо ежедневно выводить на улицы, чтобы они смогли защитить свои голоса, отданные за Лукашенко. Иначе агрессивное меньшинство, имея за плечами информационную поддержку из-за рубежа, навяжет провластному большинству свою волю. Такое мы уже наблюдали на Украине в 2013–2014 годах, — отметил он.
Целью ненасильственных акций протеста, по его мнению, служит раскол в рядах полиции, армии и контрразведки, который и должен благоприятствовать свержению законно избранного президента. Если Лукашенко и его окружение хотят сохранить страну, то они «обязаны показать свой мобилизационный потенциал — «выводить всех своих сторонников на улицы», подчеркнул Цатурян.
Выборы президента Белоруссии: протесты, задержания и уголовные дела
9 августа в Белоруссии состоялись выборы президента. 14 августа Центризбирком опубликовал окончательные итоги выборов президента в республике. По данным комиссии, за действующего лидера страны Александра Лукашенко проголосовали 80,1 процента избирателей, тогда как за оппозиционного кандидата Светлану Тихановскую — 10,12 процента.
Электоральные мероприятия к концу дня переросли в массовые протесты, которые пришлось подавлять силой. Согласно информации МВД на 10 августа, на митингах были задержаны около трех тысяч человек. Более 50 граждан и 39 сотрудников милиции пострадали, некоторым потребовалась госпитализация.
После протестов Следственный комитет Белоруссии завел уголовные дела о массовых беспорядках и насилии по отношению к милиции. Также было возбуждено уголовное дело в связи с умышленным блокированием гражданами автодорог в Минске во время протестных акций.
Читайте также: «Начинает питаться кровью»: эксперты оценили лидерские качества Тихановской