Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Что делать с шумными соседями?

Что делать с шумными соседями?

Хрусталь

Хрусталь

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Может ли сотрудник полиции отказать в приеме заявления?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Женщину-участковую могут взят на работу?

Гагарин

Гагарин

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Все сотрудники обязаны ходить в форме?

Водолазка

Водолазка

Как устроиться на работу в полиции?

Как устроиться на работу в полиции?

Наводнение

Наводнение

Китаевед Вавилов рассказал, стоит ли ждать совместного будущего России и КНР

Сюжет: 

Эксклюзивы ВМ
В мире
Китаевед Вавилов рассказал, стоит ли ждать совместного будущего России и КНР
Фото: edu.gov.ru

Товарооборот России и Китая за три месяца вырос почти на треть. Об этом стало известно вчера. Тем временем российская спецоперация на Украине инициировала глобальный перелом в сложившемся миропорядке. США сдают позиции, старый мир обнаруживает свою несостоятельность. Но кто станет центром нового мира? Если это место займет Китай, то какая судьба ждет сложившиеся отношения между ним и Россией? И действительно ли они сложились?

По словам китаеведа Николая Вавилова, даже сносное владение китайским языком не поможет в понимании азиатских политиков. Упрекнуть их в излишней откровенности нельзя: китаец редко скажет прямо о том, что думает. Восточный дипломатический язык — это язык намеков и подтекстов. Для того чтобы уметь расшифровывать эти подтексты, нужно мыслить по-другому. Впрочем, сам публицист, более десяти лет живший и работавший в Поднебесной, не только прекрасно владеет китайской грамотой, но и помогает соотечественникам сориентироваться в насыщенной информационной повестке наших восточных соседей.

— Николай, в условиях западных санкций Россия возлагает надежду на сотрудничество с Китаем. Насколько эти надежды оправданны?

— Я бы вопрос сотрудничества с Китаем вывел бы из эмоциональной сферы. О надеждах можно было говорить в 2014 году, когда мы не только питали, но и реализовывали их. Сегодня Китай — это экономика, которая по итогам 2021 года сравнялась с европейской. И наше сотрудничество с Китаем, вне зависимости от ситуации с США и европейскими партнерами, развивается очень активно. В последние годы мы увеличили товарооборот на рекордные 30%. Он достиг 185 млрд долларов без какой-либо военной операции и ограничений Запада.

Наше дальнейшее развитие отношений будет происходить в рамках как усиления самого Китая, так и усиления Азии как нового центра мира. В 2020 году три из пяти крупнейших мировых экономик находились в Азии. Процесс поворота на восток очень сильно тормозился ориентацией внешней политики России на западных партнеров. Сейчас мы догоняем, восполняя то, что у нас и так уже должно было быть. К примеру, товарооборот мог бы легко достигать и 200 млрд долларов.

— Могут ли наши отношения пострадать, если США начнет оказывать давление на Китай?

— Китай сейчас демонстрирует поведение страны, которая полностью осознает, что диктат доллара, использование американской валюты в международных расчетах и ориентация на США себя исчерпали. Китай на давление США реагирует очень агрессивно. В ответ на угрозы санкций за сотрудничество с Россией Китай обещает, что те, кто наложит на него санкции, будут сами за них отвечать.

Сегодня мы наблюдаем, как распадается доллароориентированная мировая финансовая система. И на ее месте появляется система двухсторонних связей — Китай и Россия, Китай и Индия, Индия и Россия, Индия и Иран, Иран и Россия. То есть мы двигаемся в историческом фарватере. И этот процесс не конъюнктурный, не сиюминутный и абсолютно неэмоциональный.

Китай развивается как самостоятельная страна, и он подчеркивает, что его торгово-экономические интересы не должны пострадать из-за интересов США. Кстати, у Китая много и других проблем с США по периметру: есть территориальные споры с Южной Кореей, с Японией в акватории Японского и Восточно-Китайского морей. И не сегодня-завтра Штаты начнут давить на Китай и угрожать санкциями и по этим вопросам тоже. Но Китай не видит необходимости следовать в фарватере американских санкций.

Это давно не проамериканская страна. С приходом Си Цзиньпиня этот процесс сильно и ярко развернулся, началось самостоятельное суверенное развитие. И этот вариант во многом является антиамериканским, потому что Соединенные Штаты выступают против суверенных экономик. Они за то, чтобы экономики глобализировались по американскому образцу.

Отношения с Россией — вполне курс Китая. Поэтому Китай не объявил никаких санкций в отношении России. Большая часть наших золотовалютных резервов в юанях, торговля между нашими странами развивается. Фактически ни одна китайская компания не отказалась от сотрудничества с Россией, за исключением банков, ориентированных на американский капитал. Время надежд прошло, сейчас между нашими странами полноценное и прагматичное антиамериканское сотрудничество. Экономический уровень развития США и их способность реагировать на вызовы мировой экономики показывают, что они ничего не могут сделать с тем, что происходит сейчас в мире. Поэтому на мировой арене вместо США появляется большая двойка — Россия и Китай.

— Если доллар сдаст свои позиции, то что станет новой валютой?

— Мировая финансовая история, как и политическая, имеет своеобразную этапность. Никогда на смену одной одновалютной финансовой системе не приходит другая. Всегда есть промежуток, когда используется двусторонние бивалютные торги с соглашениями между государствами. Поэтому на короткий период времени — около 20–30 лет, пока окончательно не сложится новый мировой лидер, — мы будет торговать в разных валютах. Хотя на данный момент самая большая и устойчивая экономика, если сравнивать с экономикой США, это экономика Китая. Поэтому курс, по которому будут вычисляться курсы рупии и курс рубля в торговле нефтью, будет привязан к китайскому курсу.

Может показаться, что доля юаня в мировой торговле очень мала — всего 3%, в то время как на доллар приходится 90%. Но здесь есть два момента. Во-первых, мы не знаем реального объема торговли юаня в приграничных государствах: сколько китайцы торгуют в юанях с тем же Вьетнамом, с государствами в Юго-Восточной Азии? Возможно, этот показатель будет в 2–3 раза больше.

А во-вторых, в Шанхае с 2018 года действует нефтяная биржа. Если начнется торговля нефтью и газом за юани с Ближним Востоком, то эта цифра удвоится и у нас появится реальная альтернатива доллару. Впрочем, сам по себе доллар это не отменит. Да, это будет большим ударом по экономике США. Да, это позволит китайцам выйти из-под диктата США и Европы, но к полной замене доллара это вряд ли приведет. В ближайшие пять лет у нас сложится ситуация, когда доллар, юань и евро будут действовать наравне, при этом локально будут использоваться швейцарский франк и где-то рубль.

Я думаю, те, кто постарше, помнят времена, когда в Европе не было евро. Это сейчас у нас в обменниках доллар, евро и рубль. А будет все как раньше: доллар, евро, юань, франк, йена и еще какая-нибудь валюта.

К единой валюте в короткий период прийти не получится. Но это очень большая, политическая задача. Обычно смена экономического и финансового гегемона происходит во время мировой войны. Если она случится, то по ее итогам, может быть, юань и станет мировой валютой.

— Вы говорили, что китайцы наметили антиамериканский контур с приходом Си Цзиньпиня. Си Цзиньпинь всегда придерживался антиамериканских взглядов?

— Да. Дело в том, что в Китае существуют две элиты. Одна элита условно проамериканская. Она масштабно пришла к власти после событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году. Так, предшественник Си, Ху Цзиньтао, вошел в постоянный комитет политбюро по итогам этих событий.

Потом он стал преемником, затем — генеральным секретарем. Ху — выходец из руководства молодежной организации китайского комсомола, занимавшей высокие посты и ориентировавшейся на демократическую партию США.

Что касается Си Цзиньпиня, то это представитель контрэлиты, которого к власти привела китайская армия. Китайская армия ставит задачи суверенного развития, отказа от второстепенной роли в двойке «США — Китай», у них свое видение финансового будущего планеты. В числе их задач и тайваньская операция.

Китаевед Вавилов рассказал, стоит ли ждать совместного будущего России и КНР Фото: Paul Kagame / CC BY-NC-ND 2.0

— Кстати, насчет тайваньской операции. Американцы сейчас специально обостряют конфликт на Тайване, чтобы отвлечь внимание Китая от украинского кризиса?

— США неоднократно заявляли, что Украина должна быть оторвана от России, она должна стать проамериканской. То же касается и Тайваня с Китаем. Мировая гегемония США базировалась на этих принципах. Поэтому Украина и Тайвань — идентичные истории, но до какого-то времени они не были связаны.

Сейчас Тайвань — такой же форпост США, как и Украина. Он активно милитаризуется, там удваивается военный бюджет. На Тайване могут быть размещены ракеты большой дальности, которые могут задеть важные промышленные центры Китая. Конфликта между Китаем и Тайванем можно было избежать, если бы власть в Китае находилась в руках проамериканских лидеров. Они просто закрыли бы глаза на эту проблему, усиливая экономическую и финансовую зависимость Китая от США. Но сейчас в Китае у власти контрэлита, поэтому мирного разрешения не предвидится.

— Китайцы сейчас очень поддерживают русских. Такая поддержка — работа государственный пропаганды?

— Вообще, в глазах китайцев Россия всегда была единственной страной, которая откровенно могла бросить вызов Соединенным Штатам. А антиамериканские настроения китайцев возникли на фоне того, что они достигли уровня развития США. Жители Поднебесной прекрасно осознают, что Китай куда более безопасная и защищенная страна, чем Соединенные Штаты. Миллионы китайцев регулярно ездят в США и видят все своими глазами. В результате у них сложилось объективное ощущение, что Китай вполне сопоставим, а в каких-то моментах — социальных и цивилизационных — он куда более адекватен, чем Соединенные Штаты.

Ну а в поддержке России есть две составляющие: естественная и пропаганда. Китайцы знают историю России, они понимают, что конфликт на Украине создан руками США.

1 апреля китайский МИД вообще заявил, что НАТО должно было быть распущено после распада СССР. Они подобных заявлений раньше не делали: китайцы всегда отличались осторожностью в высказываниях. А такие заявления может делать только глобальная держава, а не региональное восточно-азиатское государство.

Ну а с другой стороны, и государственная пропаганда, конечно, тоже сыграла свою роль. Мы помним о том, что государственная власть сосредоточена в руках антиамериканской военной группы. Правительство вовсю развивает эту тему и блокирует рассуждения о том, как плохо украинцам. Но это часть той пропаганды, которая будет в дальнейшем развернута против Тайваня. Таким образом народ подогревается и переходит в стадию предвоенной подготовки.

Ведь любая война начинается с разогрева населения для создания мобилизационного военного настроения в обществе.

Китаевед Вавилов рассказал, стоит ли ждать совместного будущего России и КНР Фото: flickr/nato

— Средний американец, в отличие от среднего россиянина, плохо разбирается в мировой политике. Многие из них даже не представляют себе, что такое НАТО. Насколько вовлечены в политику китайцы?

— Жители больших городов максимально вовлечены. Более того, у китайцев есть глобальное видение миропорядка, они мыслят себя глобальной державой и прекрасно знают, что такое НАТО. Поэтому средний китаец очень вовлечен в политическую повестку. Я думаю, что дальше больше, чем россиянин.

— В блоге вы писали о том, что в ближайшее время может развернуться Третья мировая, но центром ее в этот раз станет Азия, а периферией — Европа. Что надо делать России, чтобы не остаться на периферии нового мира вместе с Европой?

— Шансы начала Третьей мировой очень велики, но этот процесс будет развиваться этапно: медленно, но очень верно, если, конечно, ничто не придаст ему ускорения по пути. Сейчас у Европы перед Азией существует только одно преимущество — хорошая технологическая школа в определенных отраслях.

Но если посмотреть на историю такой страны, как Соединенные Штаты, то можно увидеть, что там науки не существовало примерно до начала Первой мировой войны. Она была туда завезена Великобританией на условиях союзничества. То есть США с точки зрения науки и образования — страна абсолютно несуществующая на карте мировой истории. Но тем не менее, создав центры финансов, промышленности и экономики, Штаты смогли обеспечить приток ученых из-за рубежа. Те же китайцы, не зная английского языка, выезжали туда и составляли костяк всех младших, средних и старших сотрудников американских вузов и их научных центров.

Сейчас Азия платит дань Штатам дешевой рабочей силой и сырьем, которое продается не так, как ей хочется. Освободившись от экономического давления и создав у себя мировой финансовый центр, азиаты привлекут ученых, так же как и США в свое время. Технологии, которых у них нет, они создадут с привлечением иностранных специалистов. Это технический вопрос.

Но в этом случае Европа потеряет преимущество и станет периферией глобального Востока.

Что касается России, то она исторически занимала особое место между Востоком и Западом. Россия получит преимущество, если она максимально быстро воспользуется возвышением Востока и не будет чинить дополнительных барьеров. Понятно, что антропологически и цивилизационно мы больше Запад. Но думаю, что чем быстрее россияне попытаются реализовать свою роль моста между Востоком и Западом, как в транспортном, научном и производственном смысле, тем больше у нас шансов не остаться на периферии.

Дело в том, что возвеличивание Востока тоже имеет свои пределы. Сейчас идет закат американской гегемонии, китайская гегемония тоже не будет вечной — она может продлиться 20–30 лет. Ведь резерв экономического роста Китая тоже исчерпан. Нам нельзя отгораживаться от Востока, при этом надо не давать Востоку «сесть на шею». То есть нужно проводить суверенную взвешенную политику, используя преимущества китайцев, которые, кстати, тоже находятся под очень большим давлением США. И стремление Китая к мировой гегемонии необходимо использовать в утверждении своих интересов в Восточной Европе, Средней Азии, Закавказье, Турции.

Если это понимание есть, тогда будет использован исторический шанс. Если нет, то Россия окажется между двух огней — Азией и Европой, и ей будет очень сложно.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.