Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

После одного популярного сериала дети стали объединяться в группы, существует ли правовая норма?

Кухня

Кухня

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Существует ли уголовная ответсвенность за булллинг?

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Охотники за эмоциями: какая судьба ждет столичные торговые центры после пандемии

Общество
Охотники за эмоциями: какая судьба ждет столичные торговые центры после пандемии
Москвичка Анастасия Давыдова в торговом центре «Павелецкая Плаза». Он появился на месте, где более десятка лет был огороженный забором котлован. Сейчас здесь ТЦ, на крыше которого парк с катком / Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

В Москве в прошлом году ввели рекордный за последние пять лет объем торговой недвижимости. В столице открылось 14 торговых центров (ТЦ), где сдается в аренду почти 360 тысяч квадратных метров торговых площадей. Об этом говорится в сообщении консалтинговой компании Knight Frank. А в нынешнем году в Москве будет установлен новый рекорд: откроется еще почти 450 тысяч квадратных метров ТЦ. Благодаря чему, несмотря на пандемию, в Москве открывают новые крупные магазины?

Среди открытых в прошлом году торговых центров — «Садовод», который появился на месте знаменитого рынка.

— Москва продолжает политику замены вещевых рынков цивилизованными торговыми комплексами, — рассуждает урбанист Григорий Мельник. — Одной из первых ласточек, напомню, стал ТЦ «Парус» на месте барахолки у станции метро «Петровско-Разумовская». И вот наконец-то дошли руки до знаменитого «Садовода», который много лет считался новым «Черкизоном» столицы. Открытие на его месте торгового центра — знаковое для города событие.

Амфитеатр на месте котлована

Еще одним знаковым событием эксперт назвал открытие ТЦ «Павелецкая Плаза» площадью 70 тысяч кв. метров.

— Напомню, его строительство было заморожено более 10 лет. На Садовом кольце, в центре города, мы видели обнесенный забором котлован. Огромная площадь, да еще в таком оживленном месте, была просто «вырезана» из городской среды! — рассказывает Мельник. — И вот теперь мы получили не только и не столько торговый центр, сколько высокого качества общественное пространство.

Эксперт напомнил, что на поверхности подземного ТЦ залит каток и светятся желтыми огнями гирлянд деревья.

— У Москвы появилась еще одна окультуренная привокзальная площадь. Ее не закрывает уродливая глыба «Атриума», как Курский вокзал, или не менее «интересное» здание «Европейского», закрывающее вокзал Киевский. Зато появился общественный амфитеатр, с трибун которого открывается вид на историческое здание Павелецкого вокзала, — рассказывает Мельник. — Я очень рад, что этот проект реализован. Он демонстрирует, как могут элегантно преобразовываться пространства у вокзалов. Сейчас, кстати, похожие преобразования идут у Рижского: там строят транспортно-пересадочный узел и многофункциональный комплекс с торговлей. Думаю, здесь тоже станет намного уютнее.

Охотники за эмоциями: какая судьба ждет столичные торговые центры после пандемии Атриум / Фото: Анна Быкова / Вечерняя Москва

Рядом с МЦД

Региональный директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбердиева уточнила:

— В ближайшие пять лет будет развиваться инфраструктура рядом со станциями Московских центральных диаметров. Здесь будут строить и коммерческую недвижимость, и жилье. Под строительство уже рассматриваются площадки около станций МЦД «Крекшино», «Дмитровская», «Бутово», «Очаково» и других. Поэтапное развитие общественного транспорта и, в частности, запуск МЦД улучшит транспортную доступность районов по всей Москве, а на месте бывших промзон и пустырей будут создаваться современные и перспективные торгово-деловые кластеры.

По словам эксперта, торговые объекты в ближайшие годы будут развиваться вокруг станций Большой кольцевой линии метро и транспортно-пересадочных узлов. При этом, как считает Евгения Хакбердиева, посещаемость торговых центров вернется к допандемийным показателям не раньше второго полугодия нынешнего года. А отдельных объектов, например развлекательных центров и кинотеатров, — не раньше конца 2022 года. Многое зависит от того, будут ли введены дополнительные ограничительные меры для борьбы с коронавирусом.

— Если в 2022 году будут введены ограничения и граждане смогут посещать объекты общественного питания и розничной торговли только с предъявлением QR-кода, то пропускная способность ТЦ уменьшится физически, — рассуждает эксперт. — К тому же изменится покупательское поведение. Кто-то проявит естественную осторожность после прошедших месяцев и не придет. Кто-то придет, но не сможет тратить столько, сколько раньше. Кто-то переориентируется на онлайн-шопинг.

Тем не менее, как считает эксперт, у ТЦ Москвы хорошие перспективы. До конца года аналитики ожидают снижения доли пустующих торговых площадей до 12–13 процентов. Ставки же аренды останутся неизменными, поэтому в дальнейшем можно ждать нового уменьшения доли пустующих площадей.

Вернем показы мод

— В онлайн все покупатели точно не уйдут, — убежден финансовый аналитик Андрей Мирский. — С 2014 по 2019 год доля онлайн-ретейла в России выросла с 2,5 до 5 процентов. За последние два года она удвоилась и достигла 10 процентов — спасибо пандемии и ограничительным мерам. Есть прогнозы, что за последующие 4–5 лет она снова удвоится и достигнет уже 20 процентов. Но 80 процентов все равно будут делать покупки привычным способом. И пойдут в торговые центры.

Президент Гильдии маркетологов Игорь Березин настроен менее оптимистично.

— Все торговые центры, открывшиеся в прошлом году, и все, что откроются в нынешнем, задуманы, спроектированы и начали строиться еще до начала пандемии, когда грядущих проблем никто и представить не мог, — рассуждает эксперт. — Поэтому подбрасывать в воздух чепчики и говорить о возрождении торговли и восстановлении покупательного спроса еще, мягко говоря, рано.

Эксперт напомнил, что практически все крупные ТЦ Москвы задумывались как торгово-развлекательные. А развлекательная составляющая очень пострадала из-за антиковидных ограничений. Кинотеатры, например, по итогам 2021 года показали выручку в 65 процентов от 2019 года. Таким образом, отрасль в плане рентабельности была отброшена на 9–10 лет назад. Серьезные проблемы у общепита. Резко снизилась посещаемость детских развлекательных парков.

— Проблема в том, что развлекательная составляющая создавала и создает трафик. Человек пришел в кинотеатр, заодно зашел в магазин и купил футболку, — поясняет Игорь Станиславович. — А если он в кинотеатр не пришел, то и в магазине нет еще одного покупателя.

Тем не менее, как считает эксперт, развиваться торговые центры будут.

— Когда ограничительные меры снимут, ТЦ наверняка вспомнят опыт «нулевых» по созданию дополнительного трафика, — считает Березин. — Ну, скажем, в торговых центрах снова начнут проводить показы мод. Или, если есть площади, концерты — как в «Крокусе».

Охотники за эмоциями: какая судьба ждет столичные торговые центры после пандемии Фото: Pexels

Вторая жизнь кинотеатров

Григорий Мельник считает, что будущее — за центрами многофункциональными.

— Сейчас эта идея, например, реализуется на базе реконструируемых по всей Москве кинотеатров, — рассказывает эксперт. — Что происходит? Сносится, например, старый советский кинотеатр «Орбита» у метро «Коломенская». А на его месте вырастает комплекс, где площадей уже в четыре раза больше. И вместо двух кинозалов — пять. Плюс супермаркет, магазины, кафе, рестораны, бутики. На крыше обустроят зеленую террасу, где летом можно будет проводить разные мероприятия. Вот вам, кстати, и столь желанный трафик, который не даст магазинам и кафе захиреть.

Подобным образом планируется реконструировать 39 кинотеатров. Причем «Ангара», «Эльбрус», «Будапешт», «Нева», «Рассвет», «Марс», «Высота», «Саяны», «София» и «Янтарь» уже введены в эксплуатацию. Теперь это уже не кинотеатры, а полноценные ТРЦ.

— Я уверен, что в ТЦ будут переезжать и центры «Мои документы», — считает Григорий Мельник. — Дело в том, что они, как правило, очень удобно, у метро, расположены. Плюс это новые здания с очень большими площадями. Вот, например, центр «Мои документы» в ТРЦ «Водный » — один из самых удобных в Москве. И часть его посетителей — а это тысячи человек — обязательно пойдет по магазинам.

От коворкинга до «качалки» и склада

Также, по мнению эксперта, в торговых центрах будут развиваться коворкинги. Пришел и снял на несколько часов рабочее место.

— С сокращением офисных пространств, ростом удаленки и фриланса эта история будет развиваться. Особенно если учесть, что многие торговые центры расположены у метро, т.е. добираться до них удобно. Другой вопрос, что помещения там придется перестраивать: делать удобные рабочие места, организовывать офисные кухни и переговорные комнаты, — рассуждает эксперт.

Также, по его словам, очень перспективная история — открытие очень недорогих фитнес-центров без тренеров.

— Такие проекты в Москве уже реализуются. Суть в том, что открывается такая «качалка» без претензий — с минимально необходимым набором оборудования. И там есть фактически только администратор, — рассказывает Мельник. — Тренер не нужен, потому что любую консультацию давно можно получить онлайн. Есть небольшая раздевалка со шкафчиками, душ и спортзал. Плюс рядом магазины и метро. С точки зрения логистики и цены абонемента — очень практично.

По мнению Игоря Березина, будущее торговых центров — это открытие складов, пунктов выдачи маркетплейсов и распределительных центров, где, в частности, формируются продуктовые наборы для тех, кто покупает онлайн.

— Сейчас в Москве это очень востребованные форматы помещений. Да, сдача их в аренду не принесет прибыли, на которую владельцы торговых центров когда-то рассчитывали. Но это намного лучше, чем если площади будут просто пустовать, — считает Игорь Станиславович.

Охотники за эмоциями: какая судьба ждет столичные торговые центры после пандемии Фото: Александр Авилов / АГН Москва

Выиграют лучшие

Игорь Березин уверен, что востребованность торговых центров у москвичей будет зависеть не только от пандемии.

— Есть мнение, что, как только мы перестанем болеть и ограничения снимут, торговые центры тут же наполнятся публикой. Нет, не все, а только лучшие, — убежден эксперт. — В Москве до сих пор много ТЦ, со строительством которых девелоперы ошиблись. Ну, например, возвели далеко от метро. Или без нормальной парковки. Или поблизости нет жилых кварталов. Вот, например, огромный ТРЦ у метро «Технопарк», где есть детский парк развлечений «Остров Мечты», не может похвастаться числом посетителей. В парк да, идут. Но посетителей парка не хватает для создания того трафика, на который ТРЦ рассчитан. В общем, я уверен, выиграют лишь лучшие торговые центры. А некоторые из них, возможно, придется переформатировать или даже снести. Но эти «храмы потребления», конечно, останутся, и их в Москве будет становиться все больше.

ИСТОРИЯ

Первый полноценный торговый центр появился в Москве конце ХIХ века. В 1888 году было учреждено «Акционерное общество Верхних торговых рядов на Красной площади в Москве», созданное для глобальной реконструкции торговых рядов, которая началась в 1890 году. Стройка велась с невиданным по тем временам размахом и уже к 1893 году была закончена. Был отстроен огромный комплекс, включавший в себя более 1000 магазинов.

В 1930-е годы здание хотели снести и отстроить на его месте Народный комиссариат тяжелой промышленности. К счастью, этого не случилось. А в 1950-х годах здание решено было отреставрировать. Тогда же ему и присвоили такое название ГУМ — Государственный универсальный магазин. Он тут же стал одной из главных достопримечательностей столицы.

КАК У НИХ

В разных странах мира торговые центры в период пандемии выживают по-разному.

— В США большинство ТРЦ построено за городом, потому что внутри мегаполиса земля очень дорогая. Там и до пандемии трафик снижался, потому что многие не хотели долго ехать за покупками на машине по пробкам. Сейчас ситуация усугубилась. Хорошо идут дела только в районных моллах, где до 5000 кв. метров арендопригодных площадей и до 15 арендаторов.

— В ТРЦ Германии массово закрываются магазины одежды и обуви. Им на смену приходят пункты выдачи заказов интернет-магазинов и маркетплейсов.

— В ТРЦ Великобритании доля пустых площадей достигла в среднем 15 процентов. Магазины бытовой техники все чаще уходят в онлайн.

РЕПЛИКА

Придем, чтобы пообщаться и посмотреть цирк

Дмитрий Сендеров, маркетолог, действительный член Американской Академии рекламы:

— Формат торговли, сформировавшийся более ста лет назад, себя постепенно изживает. Этот процесс начался задолго до пандемии, и сейчас он лишь усилился. В скором времени, я убежден, москвичи будут ходить в магазины и ТЦ не столько за товарами, сколько за впечатлениями. Многие ретейлеры появляющуюся тенденцию уже понимают. Обратите внимание: в Москве в сетевых продуктовых магазинах начинают открываться кафетерии. Там можно посидеть, поболтать, почитать газету. Для чего их открывают? А потому что люди устали от онлайна, от экранного общения, им хочется живых разговоров.

Поэтому, я уверен, торговые центры будут привлекать людей новыми впечатлениями. Возможно, там будут какие-то цирковые представления, или возможность посещать языковые курсы, или учиться кройке и шитью. На наших глазах создается новая среда.

Да, сегодня многие покупатели ушли в онлайн. Но при этом, как заметили маркетологи, наблюдается «РОПО-эффект». Что это значит? Человек, листая на смартфоне странички, выбирает товар, а покупать его идет в обычный магазин. Зачем? А затем, чтобы убедиться, что он так же хорош, как на картинке. Чтобы пообщаться с продавцом и узнать особенности использования товара. Так, например, делает мой младший сын при выборе игрушек.

К тому же сейчас во многих офлайн-магазинах скидки уже больше, чем в онлайне. Причина в том, что офлайн-ретейл чувствует конкуренцию со стороны онлайна и не собирается сдаваться. В общем, я убежден, торговые центры никуда не денутся. Просто их наполнение станет несколько иным. Мы будем ходить туда за эмоциями и общением. Возможно, даже в целях саморазвития.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.