Купить нельзя украсть: как мошенники грабят крупнейшие маркетплейсы
Накануне по пунктам выдачи заказов столичных маркетплейсов прокатилась волна ограблений. Добычей злоумышленников стали дорогостоящие товары. Выяснилось, что преступники разработали новую схему, которая включает в себя несколько этапов. О том, на какие хитрости идут злоумышленники, чтобы нажиться на маркетплейсах, — в материале «Вечерней Москвы».
Подставные сотрудники
В минувшие дни в столице прокатилась волна ограблений пунктов выдачи заказов (ПВЗ) крупнейших маркетплейсов. Злоумышленники действовали по одной и той же схеме, разбитой на несколько этапов.
Сначала аферисты искали в Telegram-каналах подставных сотрудников. От соискателя требовалось устроиться на ПВЗ и сделать дубликаты ключей, попутно выяснив расположение видеокамер, а также способы отключения сигнализации.
Далее в дело вступали «работодатели». Сначала они делали дорогостоящий заказ, а после прибытия товара в ПВЗ отменяли его. В результате товар оставался на складе, а деньги — у покупателя.
Вечером того же дня грабители проникали в ПВЗ благодаря заранее полученному дубликату и «выносили» добычу. Одну из таких групп удалось задержать.
Потребительский «терроризм»
Это далеко не единственный способ обмана маркетплейсов. Так, в апреле 2023 года в СМИ появились сообщения о старой схеме обмана. Эксперты называют ее потребительским «терроризмом».
Суть метода заключается в том, что пользователь сначала делает заказ, например, дорогих кроссовок. После получения он подменяет товар дешевым аналогом или другим предметом и возвращает обратно маркетплейсу.
Впрочем, подменами могут заниматься не только покупатели, но и сами сотрудники ПВЗ. В любом случае ущерб — как материальный, так и репутационный — несет маркетплейс.
Фрод и шантаж
Еще один способ обмана — фрод в интернет-магазине или, по-русски говоря, необоснованно завышенный интерес к товару. По данным экспертов, он делится на два типа.
В первом случае злоумышленники оформляют массу ложных заказов без предварительной оплаты. Это создает нагрузку на все звенья маркетплейса: менеджерам необходимо обработать заявку, продавцам — собрать и отправить товар, сотрудникам службы доставки — привезти товар, а сотрудникам ПВЗ — принять поставку и найти ей место на складе. В результате из-за высокой нагрузки на логистику страдают реальные клиенты, которые дольше ждут свой заказ.
Другой вид фрода заключается в накрутке посещений конкретных страниц. Этот способ является вредоносным сразу по нескольким причинам.
Во-первых, сервера маркетплейсов могут не выдержать нагрузку, из-за чего сайт «ложится» (становится временно недоступен — прим. «ВМ»). Во-вторых, активный интерес без заказов воспринимается поисковыми алгоритмами негативно, сайты и агрегаторы считают это накруткой, из-за чего осознанно снижают приоритет товара в выдаче. От этого также страдают продавцы.
Взлом, поддельный товар и миллионные штрафы
Еще один распространенный способ — взлом аккаунтов продавцов. Злоумышленники получают доступ к личным кабинетам торговцев, после чего размещают там множество несуществующих дорогих товаров по «копеечным» ценам. Далее ситуация развивается по эффекту домино.
Покупатели, видя привлекательные цены, оформляют заказы, из-за чего у продавца копится огромная сумма «прибыли». Хозяева аккаунтов спешно отменяют поставки, так как товара-то по факту нет. За это маркетплейс штрафует их на 50 процентов от стоимости каждой позиции. Кроме того, отмены понижают рейтинг продавца. В результате складывается следующая ситуация: желающий заработать теряет доступ к личному кабинету из-за блокировки, а также остается один на один с крупным штрафом.
В некоторых случаях мошенники перед началом атаки действовали по-другому. Сначала шантажировали продавцов, а после отказа платить действовали по описанной выше схеме.