Арестовали акции крупнейшего золотодобытчика: что изменится для владельцев бумаг
Сюжет:
Эксклюзивы ВМВ среду, 29 января, стало известно об аресте более 58 миллионов обыкновенных акций холдинга «Селигдар». Решение принято в рамках уголовного дела в отношении основателей акционерного общества «Русские фонды», владеющего ценными бумагами. Как это скажется на обычных акционерах — в материале «Вечерней Москвы».
Суд арестовал более 58 миллионов акций «Селигдара»
Дорогомиловский районный суд Москвы еще в ноябре 2024 года постановил арестовать 58,2 миллиона обыкновенных акций одного из крупнейших золотодобытчиков России ПАО «Селигдар». В законную силу это решение еще не вступило.
По информации РБК, арест связан с расследованием уголовного дела в отношении основателей акционерного общества «Русские фонды», владеющего этими акциями. Представители компании назвали решение суда незаконным и обжаловали его в вышестоящей инстанции.
Кроме того, ограничительные меры затронули еще нескольких акционеров. Так, компании «Максимус», бенефициарами которой являются фигуранты уголовного дела, запретили распоряжаться 50,62 процента ценных бумаг. А президенту «Селигдара» Константину Бейриту ограничили доступ еще к 7,12 процента акций.
Как аресты отразятся на обычных держателях акций «Селигдара»
Как рассказал «Вечерней Москве» директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков, арест части ценных бумаг «Селигдара» затрагивает лишь нескольких крупных инвесторов. На других владельцев бумаг, по его словам, это почти не повлияет.
— Существенных последствий для обычных акционеров не будет. К тому же у «Селигдара» еще до всей этой ситуации снизились котировки (текущая стоимость — прим. «ВМ»), увеличилась долговая нагрузка. Поэтому владельцы акций, думаю, уже давно обратили внимание на эти проблемы, — считает он.
В свою очередь кандидат экономических наук Николай Кульбака отметил, что у остальных акционеров «ценные бумаги никто арестовывать не будет». В то же время эксперт предположил, что из-за арестов стоимость ценных бумаг «Селигдара» снизится еще сильнее.
— Если все будет идти по нормированной законной процедуре, на других держателей акций это не повлияет. Но есть такой вариант, что «Селигдар» потеряет часть прибыли, следовательно, упадет и стоимость остальных акций, — пояснил Кульбака «Вечерней Москве».
Уголовное дело основателей «Русских фондов»
Уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере, в рамках расследования которого арестовали акции «Селигдара», было возбуждено в июне 2024 года. Оно связано с хищением порядка 8,8 миллиарда рублей у негосударственных пенсионных фондов.
В июне 2024 года в качестве подозреваемых арестовали бизнесмена Евгения Новицкого, заместителя гендиректора компании «Русские фонды» и президента «Селигдара» Константина Бейрита, гендиректора и совладельца «Русских фондов» Сергея Васильева, а также бывшего руководителя УК «Паллада Эссет Менеджмент» Олега Мезенцева. Позднее Бейрита и Васильева выпустили из СИЗО, запретив им выполнять определенные действия.

По версии следствия, фигуранты на средства негосударственных пенсионных фондов (НПФ) закупали акции частных компаний. При этом стоимость ценных бумаг значительно завышалась. Так, в ноябре 2018 года они от лица НПФ «Уральский финансовый дом» купили 834 тысячи облигаций частных компаний на сумму более чем 362 миллиона рублей.
По такой же схеме они растратили деньги еще нескольких пенсионных фондов, в том числе Торгово-промышленного пенсионного фонда, «Цериха», «Мечел-Фонда», НПФ металлургов и «Первого НПФ». Суммарный ущерб составил 8,8 миллиарда рублей. Кроме того, в результате от таких махинаций все перечисленные пенсионные фонды обанкротились.
Двое основных фигурантов — Сергей Васильев и Константин Бейрит — вину полностью отрицают, заявляя, что продали пенсионные фонды еще в 2013 году и ничего не знают о последующих махинациях.

— Попытку сейчас, через 10 лет, предъявлять нам какие-либо претензии считаем абсолютно необоснованной. Более того, эти необоснованные претензии наносят нам существенный моральный, материальный и репутационный ущерб, — заявили они.
Тем не менее оба они до сих пор находятся под следствием. Каждому из фигурантов в зависимости от их роли в преступной схеме грозит до 10 лет лишения свободы.