Смеялся и аплодировал судье: за что экс-премьера Башкирии посадили на 13 лет
Бывшего исполняющего обязанности вице-премьера Башкирии Алана Марзаева приговорили к 13 годам тюрьмы за вымогательство взятки у дорожной фирмы. Еще его лишили почетных званий, госнаград и двух домов. Во время оглашения приговора мужчина пил кофе, а затем аплодировал судье. В последнем слове экс-чиновник пообещал однажды доказать собственную невиновность. «Вечерняя Москва» узнала, в чем именно обвиняли Марзаева и чем он запомнился на своем посту.
К чему приговорили Марзаева
В понедельник, 21 ноября, в Ленинском районном суде Уфы огласили приговор бывшему исполняющему обязанности вице-премьера правительства Башкирии Алану Марзаеву. Его признали виновным в вымогательстве взятки в особо крупном размере.
— Суд с учетом позиции государственного обвинителя приговорил Марзаева к 13 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима со штрафом в десятикратном размере взятки (свыше 560 миллионов рублей) и с лишением права в течение 12 лет занимать определенные должности, — сообщили в прокуратуре Башкирии.
В частности, экс-чиновника лишили званий заслуженного строителя и экономиста Башкортостана, медали «За трудовую доблесть» и ордена Салавата Юлаева. Также Марзаева лишили земельного участка, дома и некоего здания. Также с мужчины взыскали сумму полученной им взятки — 37 миллионов рублей.
Как отмечает «Коммерсантъ», суд учтет в качестве отбытого срока 14 месяцев, которые Маразев пробыл в СИЗО. Один день, проведенные под стражей, считаются за два дня, проведенные в исправительной колонии. То есть можно считать, что экс-чиновник уже отбыл почти 2,5 года от назначенного ему срока.
Во время оглашения приговора Маразев с улыбкой пил кофе из термоса. Когда же судья замолчала, экс-чиновник встал и демонстративно ей зааплодировал.
Как Марзаев вымогал взятку
Алана Марзаева задержали в конце сентября 2024 года. К тому моменту в его отношении уже было возбуждено уголовное дело о получении взятки в особо крупном размере. На следующий день мужчину заключили в СИЗО.
По версии следователей, экс-чиновник вымогал деньги у руководства дорожно-строительной компании «Дортрансстрой». В то время Марзаев как раз курировал строительство, транспорт и ЖКХ Башкирии. Он требовал, чтобы гендиректор и бенефициар фирмы Дмитрий Гилимьянов и Марат Латыпов платили ему по 10 процентов от каждого госконтракта на ремонт и строительство дорог в Республике. Бизнесменам пришлось согласиться на эти условия.
Деньги передавали через министра транспорта Башкирии Александра Клебанова и его водителя Расуля Мухутдинова, который выступал в суде в качестве свидетеля. Мухутдинов рассказал, что 4 марта 2024 года начальник попросил его самостоятельно подъехать к офису «Дортрансстроя» и забрать пакет, в котором якобы должен был находиться подарок от гендиректора — бутылки водки.
Уже по пути от «Дортрансстроя» к Клебанову водитель заметил, что содержимое пакета не звенит и не «булькает», и решил проверить, что лежит внутри. Там он обнаружил множество пачек пятитысячных купюр. Обрадованный Мухутдинов сфотографировал деньги, чтобы потом похвастаться друзьям. Затем он отдал пакеты Клебанову.
В конце апреля того же года Мухутдинов передал водителю Алана Марзаева белый картонный пакет, в котором должны были лежать конфеты. Но следователи считают, что там тоже были деньги от руководства «Дортрансстроя».
Всего гендиректор строительной фирмы должен был в несколько заходов передать Марзаеву 56 миллионов рублей. Но экс-чиновник успел получить только 37 миллионов рублей, после чего его задержали.
Клебанов тоже давал показания против Марзаева. Самого министра задерживали и отправляли под домашний арест. Но позднее у мужчины обострилась онкология, и в марте 2025 года он умер в больнице. Дело в его отношении закрыли. Кроме того, действующему премьер-министру Башкирии Андрею Назарову вынесли частное постановление за ненадлежащее противодействие коррупции среди подчиненных.
Марзаев считает, что его дело сфальсифицировали
Преступление Марзаева расследовали в Москве, там же экс-чиновник содержался под стражей. Затем дело решили передать обратно в Уфу, хотя правоохранительные органы были против. Они считали, что в Башкирии Марзаев сможет воспользоваться своими связями и оказать давление на следствие.
Сам Марзаев так и не признал вину в вымогательстве взятки. С самого начала он заявлял, что не мог влиять на контракты муниципального управления, поэтому ему незачем было требовать взятку у «Дортрансстроя». Еще экс-чиновник заявлял, что его уголовному делу предшествовал ряд «провокаций» со стороны сотрудников ФСБ и Следственного комитета.
Первая такая провокация, по словам Марзаева, произошла в 2021 году. Тогда в рамках эксперимента следователи якобы подговорили соучредителя строительной фирмы «Уфанефтепроект» Ваграма Меликсетяна передать чиновнику один миллион рублей. Но тот отказался, и эксперимент провалился.
Еще Марзаев представил суду заявление от бывшего директора транспортной дирекции Башкирии Мансафа Низакаева. В документе мужчина утверждал, что сотрудники правоохранительных органов угрозами и пытками выбивали из него показания против экс-чиновника. Также Марзаев считал, что Клебанов тоже неслучайно дал против него показания. Министр, по его словам, пытался защитить свою жену, которой якобы грозил срок за передачу взяток.
Примечательно, что во время обысков в сентябре 2024 года у Марзаева нашли 17 листов документов, в которых говорилось об этих «провокациях». Экс-чиновник объяснял это тем, что заранее готовился к своему возможному уголовному преследованию.
Чем еще известен Марзаев
Алану Марзаеву 52 года. Он родился в Северной Осетии, отучился в Городском сельскохозяйственном институте во Владикавказе и Московском государственном юридическом университете.
С середины 90-х годов Марзаев работал в налоговой инспекции Дигорского района Северной Осетии, а в 2004-м возглавил республиканскую инспекцию Министерства по налогам и сборам. В 2009 году он перешел в Федеральную налоговую службу (ФНС) во Владикавказе.
В 2010 году Марзаев переехал в Подмосковье, где сначала возглавлял контрольно-ревизионного управление администрации Чеховского района (ныне — Чеховский городской округ), затем был советником департамента по взаимодействию с Федеральным собранием РФ. А в 2016 году он возглавил Межрайонную инспекцию ФНС по Подмосковью. Еще через год стал начальником инспекции ФНС по городу Домодедово.
В 2019 году Марзаев вернулся в Башкирию и стал помощником главы Республики. Тогда же он возглавил местное управление дорожного хозяйства. В 2020 году был назначен председателем Госкомитета по транспорту и дорожному хозяйству Башкирии, а в 2022 году — исполняющим обязанности вице-премьера правительства Республики.
Известно, что Марзаев еще с 2010-х состоял в хороших отношениях с нынешним главой Башкирии Радием Хабировым. Они познакомились, когда Марзаев работал в департаменте по взаимодействию с Федеральным собранием, а Хабиров — в управлении президента РФ по внутренней политике. Тогда они выкладывали в соцсетях совместные фотографии.
Еще Марзаев часто бывал у Хабирова в гостях. Например, в 2022 году на даче у главы Башкирии приятели поздравляли женщин с 8 Марта и жарили шашлыки на камеру.
Семья и доходы Марзаева
У Марзаева есть дочь и трое сыновей. Трое старших детей окончили или еще учатся в Северо-Осетинском госуниверситете имени Хетагурова. Двое сыновей были на юридическом факультете, а дочь — на экономическом. Кроме того, один из сыновей Марзаева владеет гостиницей — на время расследования дела отца это здание арестовывали.
В последний раз декларации экс-чиновника публиковались в открытом доступе в 2018 году. На тот момент мужчина официально зарабатывал 3,2 миллиона рублей в год, а его жена — 180 тысяч рублей. В собственности у них был земельный участок на шесть «соток» и две квартиры на 48 и 58 квадратных метров. При этом в пользовании у семейства были два частных дома на 105 и 39 «квадратов».
Еще, согласно документам, семья Марзаевых владела седаном Toyota Camry.
Тем временем суд арестовал экс-министра здравоохранения Дагестана Татьяну Беляеву. Ее обвинили в мошенничестве в особо крупном размере, ущерб оценивается минимум в один миллион рублей. Экс-чиновница могла заплатить за одни и те же госконтракты нескольким бизнесменам.