Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Соль

Соль

Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Джазовый портрет в оптимистических тонах

Происшествия
Джазовый портрет в оптимистических тонах
Саксофонист Алексей Козлов / Агентство «Фото ИТАР-ТАСС»

И, как знать, если бы в студенчестве, учась в архитектурном институте, он не обнаружил бы в подвале институтского клуба довоенный саксофон, Алексей Козлов так и продолжал бы играть на фортепиано, и не родился бы в нем талантливый саксофонист.

Имя легендарного советского и российского саксофониста и джазмена, основателя джаз-рок ансамбля «Арсенал» Алексея Козлова  известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами. Он является типичным представителем культурного андеграунда сталинско-брежневских времен. Пробившись из подполья на официальную эстраду в 1976 году и начав гастролировать, «Арсенал» вскоре приобрел широкую известность.  Путь Алексея Козлова к настоящему признанию был нелегким и можно сказать, героическим. На сегодняшний день Козлов – автор около 100 джазовых композиций, а его дискография насчитывает более 40 дисков. Он выступает с симфоническими оркестрами, участвует в шоу-программах и проектах, является автором публицистических книг. Алексей по-прежнему часто выступает с обновленным «Арсеналом»,  участвует в различных культурно- просветительских проектах.

12 мая состоится торжественное открытие первого персонального джазового клуба Алексея Козлова. Об этом событии он рассказал в интервью.         

- Алексей, как случилось, что Вы стали джазменом?

- Я думаю, все дело в каких-то врожденных психо-физических свойствах моего организма. У меня просто не было выбора. Еще в раннем детстве родителям стало ясно, что я – гиперкинез, то есть личность, постоянно прыгающая в кроватке, а в более взрослом состоянии притопывающая ногой в темпе постоянно звучащей в душе ритмичной мелодии. К тому же, я еще в пионерском возрасте ощутил себя индивидуалистом. То есть не мог себя заставить делать что-либо как все. Петь в хоре, ходить в строю, голосовать как все и так далее. Кроме этого, выяснилась еще одна черта моего характера – непреодолимая лень по отношению ко всему, что мне неинтересно. По этой причине я бросил музыкальную школу, где надо было часами гонять скучные гаммы и упражнения. И предпочел играть то, что мне нравится. То есть импровизировать. А в студенческие годы я сделался ярым неприспособленцем, если не сказать антисоветчиком на почве запрещаемого джаза. Вот вкратце то, что сделало меня джазменом, несмотря ни на какие преграды и запреты. Все это было рискованным увлечениям. В сталинские, да и в более поздние времена, всех джазовых фанатиков причисляли к идеологическим диверсантам. Ничего не стоило угодить в зону или, в лучшем случае, заработать «волчий билет» на всю оставшуюся жизнь.

- Но как, все-таки, Вам и другим джазменам Вашего поколения, удалось прорваться сквозь все это?

- Это был короткий период «хрущевской оттеппели». Вдобавок, в 1957 году в Москве прошел Всемирный Фестиваль молодежи и студентов, многое изменивший в сознании, как простых советских граждан, так и у части молодых партийных и комсомольских функционеров. А в 1961 году должен был состояться ХХ Съезд КПСС с приглашением многочисленных иностранных гостей. И тогда, чтобы пустить пыль в глаза зарубежной прессе, было принято решение временно открыть в Москве заведение, где бы постоянно звучал джаз. Дескать, у вас на Западе клевещат, что в СССР джаз запещен. Так и возникло кафе «Молодежное», а позже –«Аэлита» и «Синяя птица». В их работе я принимал активное участие. При поддержке ЦК ВЛКСМ, мы даже стали участвовать в Международных джазовых фестивалях. Правда, начиная с 1963 года произошел откат в сторону прежнего отношения к джазу. Но мы уже заняли прочные позиции и научились полимезоровать с партийными властями, доказывая, что наша цель – не подорвать советскую культуру американским джазом, а наоборот – обогатить ее советским джазом. И это не было демагогией. На такой вот волне мне удалось окрыть в Москве два джаз-клуба – «Ритм» в 1968 году и «Печору» а 1969. Правда, просуществовали они недолго, но свою роль сыграли.

- И до каких пор продолжалось давление на джаз в СССР?

- Практически до конца 70-х. Затем власти вынуждены были бросить все силы на борьбу с  рок-музыкой и движением хиппи, а позднее – панков, гораздо более массовыми и страшными для них. А отечественный джаз показался невинным на этом фоне и был официально признан.

- А в первые постсоветские годы, когда все стало доступным, как изменилась ситуация?

- В том-то и парадокс, что, когда все было разрешено, нашей массовой аудитории вообще ничего не стало интересно, кроме дешевой диско-попсы. Ни джаз, ни рок, ни фанк, ни другие более-менее содержательные виды музыки. И бороться против этого было бессмысленно. Надо было начинать все заново, то есть бороться за новую аудиторию, создавать ее. Поэтому в 1993 году мне удалось убедить владельца ресторана «Аркадия» открыть в его помещении ночной джаз-клуб, работавший с часу ночи до пяти утра. Время было страшное. Москва в ночные часы была полутемной и опасной для случайных прохожих. Проходил передел собственности, банды рэкетиров соперничали между собой за «крышевание» любых объектов. Обстановка в «Аркадии» была, мягко говоря, специфической. Мы умудрились продержаться около двух лет. Поздее возникали на короткое время ряд подобных клубов типа «Метро-экспресс», но и там возникали проблемы нового типа – аренда, экономика и «крыша».

- Насколько мне известно, в конце 90-х Вы начали выступать со своим составом в клубе «Форте», который успешно фунционирует до наших дней. Означает ли это, что ситуация с клубами изменилась?

-К этому времени обстановка в Москве значительно улучшилась. Передел собственности временно закончился. Государство вмешалось и прибрало к рукам большинство коммерческих объектов. Правда, возникли проблемы нового типа, связанные с арендой, взятками и рейдерством, но это отдельная тема. Тем не менее, и «Форте», и «Союз композиторов» пока держатся. О джаз-клубе Игоря Бутмана говорить не будем, поскольку его финансиреут партия «Единая Россия». Какое-то время держался на плаву клуб «Джаз-таун», но поскольку он в полной зависимости от работы казино, то при первых же проблемах, связанных с игорным бизнесом, тихо прикрылся, а позже сменил формат на шансон.

А осенью прошлого года я получил от компании «АrtBeat», успевшей довольно быстро сделать себе доброе имя в музыкальных кругах Москвы, предложение возглавить новый благотворительный «Фонд поддержки современной инструментальной музыки». За последнее время Фонд «АrtBeat» проделал огромную работу по организации фестивалей, концертов и мастер-классов, выпуску альбомов российских музыкантов. В частности, его трудами были проведены прошлогодние фестивали «FuzzionDay» и «InProg» с участием зарубежных топ-звезд музыки фьюжн и прогрессив-рока, более десятка их клубных концертов и мастер-классов, выпущены новые альбомы таких известных инструменталистов и композиторов, как Дмитрий Илугдин, Алекс Ростоцкий, Антон Горбунов, а также нескольких весьма перспективных музыкантов, стоящих на пороге славы. Немало альбомов под лейблом «АrtBeat music», так сказать, «в работе», о них я умолчу… А самый «свежий» на сей день проект Фонда – открытие «Клуба Алексея Козлова» в помещении бывшего ресторана «Феллини» на территории спорткомплекса «Олимпийский».

- В чем отличие Вашего клуба от других, упомянутых ранее?

- Это будет не «джаз-клуб», не «рок-клуб», даже не «музыкальный клуб» в его привычном понимании. В нем, кроме клубных концертов музыкантов из российской и мировой элиты, планируется проводить встречи с деятелями культуры – писателями и поэтами, художниками и фото-журналистами, отмечать знаменательные даты и юбилеи звезд мировой культуры, устраивать выставки, проводить видео-лекции и просмотры редких фильмов по истории музыкальной культуры ХХ века. Короче говоря, мне хочется заново воплотить славное понятие «дом культуры», рожденное еще в СССР. С той лишь разницей, что тогда многочисленные Дома и Дворцы культуры находились в ведении различных профсоюзов, которые, соревнуясь между собой, не жалели средств, чтобы блеснуть роскошью и высоким уровнем своих коллективов, и выиграть призы на Областных и Всесоюзных конкурсах и смотрах. А сейчас вся надежда…

- На кого?

- На самих себя. А также на меценатов, понимающих важность этого проекта. На поддержку государственных структур надежды мало – хотя рад буду ошибиться.

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.