Ректор Строгановки Сергей Курасов: Очень много тех, кто называет себя художником
Чем живет сегодня академия, какие направления самые популярные «ВМ», спросила у ректора Московской государственной художественно-промышленной академии имени С. Г. Строганова Сергея Курасова.
В кабинете Курасова на видном месте на стене портрет графа Сергея Григорьевича Строганова. А как по-другому? Появилась бы сильная художественная школа, если бы не известный меценат.
- Сергей Владимирович, в свои 190 на кого похожа Строгановка — это молодой энергичный парень или убеленный сединами старец?
- Я бы сравнил академию с автомобилем нового формата. Имея родословную «Лады», она превращается в более элегантный…
- «Бентли»?
- Не «Бентли», но «Феррари». Потому что ритм, требования работодателя, сама жизнь заставляют нас экстренно перестраиваться. Самое главное, что есть в Строгановке — сохранение и развитие Строгановской школы. Той школы, которой мы гордимся и которой завидуют многие мировые вузы, включая азиатские регионы. Инновации хороши тогда, когда в глубине есть хороший базис.
- А в чем суть школы?
- Существует, на примере театрального искусства, школа Станиславского, Немировича-Данченко. Они все замечательные, но разные. Так и в нашем художественном цеху есть понимание и четкое знание разных школ, которые между собой отличаются — суриковская живопись, архитектура МАРХИ (Московский архитектурный институт. — «ВМ»). Самое главное — это методы. Вот суриковская школа другая — фотографичная, более сладкая.
«Как живая!» — бабушки говорят, смотря на портрет. Но для нас это неприемлемо. Мы в основе любой темы должны заложить каркас, как у человека — скелет, а уже на него собираем ткань, органы, кожу, а потом уже макияж с одеждой. Другие школы делают красоту сразу — глазки, губки, а мы занимаемся конструкцией, изучая ее изнутри.
Поэтому наш рисунок крепче и в целом образование в Строгановке считается более перспективным и продвинутым. Наш выпускник может заниматься всем чем угодно, независимо от того, что он окончил: кафедру дизайна, керамики или графики.
- Еще при графе Строганове в училище отбирали только самых талантливых. А какие сейчас абитуриенты?
- В Строгановку не приходит случайный абитуриент, только специально подготовленный. В школе, училище уже формируется та группа, которая приходит в Строгановку на сдачу экзаменов. Просто так, умея талантливо малевать, человек сюда не придет.
Так что первый конкурс проходит еще за стенами вуза — в школах, училищах, колледжах. Абитуриенты наращивают свой потенциал, зная наши требования и нормативы. К нам не придет человек, который поступает в Сурок (Суриковское училище. — «ВМ») или МАРХИ.
- Говорят, в Строгановку поступить трудно, а вылететь еще труднее…
- Мы действительно очень лояльны, демократичны, боремся за студента. Сюда поступают люди, которые сделали осознанный выбор, а не просто так: «Пойду посмотрю, как там». Нет. К нам приходит другой контингент. Он выбрал свою тропинку по жизни. Строгановка — это как приговор. Хороший. И пожизненный. Есть особенность — строгановцы узнают друг друга по глазам. Как у всех художников, у нас очень хорошая зрительная память. Люди меняются, но глаза остаются прежними. Мы глазами видим, глазами и рисуем.
- Сейчас не хватает рабочих профессий — токарей, сварщиков. А кого не хватает в искусстве? В чем проседаем?
- Я бы не сказал, что в чем-то проседаем. Настало время переформатирования нормативов, предъявляемых к профессиональным художникам.Очень много сейчас тех, кто называет себя художником, дизайнером. К сожалению, это стало так популярно (в плохом свете), что нет профессиональной остроты. Я захожу к стоматологу, а у него написано: «Дизайн полости рта». Дизайн — это как та девка, которая везде востребована. Модненькое слово, сладенькое.
Считай, что назвал что-то дизайном, и деньги сами откуда-то появятся, потребитель на это клюнет. И все это, конечно, мешает — очень влияет на отношение общества, на образование.
- У вас художественно-промышленный вуз. С «художественным» все понятно — выпускаете людей творческих. А что от «промышленного», куда идут работать?
- Строгановка была воссоздана в 1945 году, чтобы восстановить все, что разрушено войной — архитектуру, заводы, фабрики. Но, к большому сожалению, система госзаказа исчезла. Когда-то выпускники отрабатывали три года на предприятии, отдавая тем самым долг за свое бесплатное образование. Теперь мы предоставлены сами себе и пытаемся создавать собственное кадровое бюро, налаживать контакты с работодателями.
У нас очень хороший факультет «Искусство реставрации». Выпускаются единичные специалисты, но высочайшего класса. Понятно, что в музеях есть реставрационные мастерские, которые ждут таких выпускников. Дизайн трудоустроен весь — работают в частных мастерских, в бюро.
- А какие самые популярные направления у абитуриентов?
- Конечно, дизайн — средовой, графический. А вообще у нас нет провальных кафедр и проблем с недобором студентов. Все-таки 190 лет — это не пустой звук. Строгановка является законодателем и стиля, и моды, и вкуса в художественно-промышленном образовании. Есть такая фраза: «В Строгановке учат стены» и в прямом, и в переносном смысле.
Потому что стены — это кадры, великие художники, преподаватели, которые составляют ядро. А буквально — на стенах Строгановки вывешены работы (рисунок, живопись, фрески, барельефы), по которым студенты могут учиться.
У нас небольшие группы. Не поточное обучение, когда загнал сто человек в аудиторию, прочитал лекцию и до свидания, идите курсовую писать. Нет. Только индивидуальный разговор с каждым студентом. Представляете, как тяжело приходится преподавателю, когда в группе 20–30 студентов. С каждым нужно поговорить, посмотреть эскизы, обсудить. Творческая школа и мастерская одновременно, мир, в котором все варятся, обмениваются энергией, идеями. Группа, в которую не каждый войдет. Но если ты вошел в строгановское братство, то можешь гордиться и должен соответствовать.
СПРАВКА
● История Строгановки начинается в 1825 году, когда граф Сергей Григорьевич Строганов открывает бесплатную «Школу рисования в отношении к искусству и ремеслам».
● 1860 год — на базе школы образуется Строгановское училище технического рисования.
● Свое сегодняшнее название Строгановка получила в 2009 году.
● Академия насчитывает три факультета и 22 кафедры, в том числе общевузовские.
ИЗВЕСТНЫЕ ВЫПУСКНИКИ СТРОГАНОВСКОЙ АКАДЕМИИ
Владимир Маяковский, поэт
Учился на подготовительном курсе дореволюционной Строгановки, в студии художников Жуковского и Келина. Тогда академия называлась Императорским Строгановским Центральным художественно-промышленным училищем.
Игорь Гурович, художник-график, дизайнер
Член Совета при президенте РФ по культуре и искусству. Известен своими плакатными работами. Окончил Строгановку по специальности «Дизайн автомобилей» .
Анатолий Резников, режиссер мультипликационных фильмов
Вместе с Аркадием Хайтом и Вячеславом Назаруком создавал сериал о добром коте Леопольде. Получил специальность «художник-дизайнер» на факультете промышленной эстетики в 1968 году.
Дмитрий Пригов, поэт, художник, скульптор
Один из основоположников московского концептуализма. В 1966 году окончил Строгановку по специальности «скульптор».
Александр Адабашьян, актер, сценарист, режиссер, продюсер, художник
Художник-постановщик таких фильмов, как «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Раба любви». Снялся более чем в 50 фильмах и написал сценарии ко многим картинам. Окончил факультет художественной в 1971 году.
Александр Бурганов, скульптор, доктор искусствоведения
Автор памятника А. С. Пушкину и Н. Гончаровой на Арбате, фонтана «Принцесса Турандот», памятника М. Ю. Лермонтову и других. Заведующий кафедрой «Монументально-декоративная скульптура».
ЦИФРА
17 специализаций представлено на выбор абитуриентам Строгановки. Среди них — «Монументально-декоративная живопись», «Художественное проектирование интерьеров», «Дизайн средств транспорта», «Художественная реставрация мебели», «Коммуникативный дизайн».
ОБ АВТОРЕ
Елена Мотренко - специальный корреспондент. Окончила факультет журналистики Кубанского государственного университета.