сб 19 октября 11:34
Связаться с редакцией:
Вечерка ТВ
- Город

БГ:«Вечерке» я буду говорить правду

БГ:«Вечерке» я буду говорить правду

Борис Гребенщиков не раскрыл секрет своего успеха, потому что у себя никаких успехов не видит

[b]Накануне нашей беседы с Гребенщиковым «Аквариум» возник в передаче Дмитрия Диброва «Антропология». Зрители, которые дозванивались в прямой эфир, начинали свою беседу примерно так: «Борис Борисович, это вы? О, боже! Я не верю, что могу говорить с вами!!!». Подобное благоговейное отношение к БГ абсолютно оправдано. Почему — даже объяснять не буду.[/b] [i]Общаться с БГ чрезвычайно приятно. Он внимательно слушает, внимательно отвечает. Он говорит полными фразами. (Это я постаралась передать в тексте.) Делает неожиданные ударения. Одним словом, речь яркая и даже артистичная. Конечно, БГ — артист, но он и мудрец. Еще мне показалось, что, беседуя со мной, он говорит со многими своими поклонниками, которые прочтут это интервью. Посему привожу беседу с максимальной точностью. На последнем этаже старого московского дома в самом центре города мне открывает дверь молодой человек в черном. Рядом с ним (на уровне его правой щиколотки) крошечная черная собачка с большими ушами. Это той-терьер. Оба смотрят на меня с сомнением. — Пароль — «Вечерняя Москва», — говорю я. — Это ко мне! — кричит из соседней комнаты Гребенщиков. БГ появляется через секунду. Час дня, похоже, еще недавно он спал, но уже бодр. Ходит босиком. — Я — Гребенщиков, — говорит Гребенщиков. — А я вас вчера по телевизору видела. Меня ведут на кухню, где и произойдет наша беседа. Для начала БГ дарит свою пластинку из последних — [b]«Борис Гребенщиков поет песни Булата Окуджавы».[/b] Возникая через минуту, уже в очках, БГ предлагает мне кофе. Кофе он привез с собой из Петербурга. Можно говорить.[/i] [b]Я — есть — Кем вы были в предыдущих воплощениях и кем хотели бы стать в будущих инкарнациях?[/b] — Это для какой газеты? [b]— Для «Вечерней Москвы».[/b] — Тогда я буду говорить правду. Мне глубочайшим образом наплевать, кем я был и кем я буду. Это не имеет ни малейшего значения. Важно только то, что у нас сейчас есть замечательный шанс что-то сделать. В этой жизни. В настоящем времени. Сейчас. Все остальное, как бы нам ни пудрили мозги, не имеет ни малейшего значения. [b]— То есть вы в эту теорию не верите?[/b] — Я в это верю. Но дело не в том. Праздное любопытство никогда ни к чему хорошему не приводило. «О, я был в прошлой жизни персидским шахом, о, а я была Мэрилин Монро!». Ну и что же? В этой жизни ты лучше, что ли, от этого? Козел и есть козел! И то же самое с загробной жизнью. (Дальше тоненьким голоском, играя). «О! Я в этой жизни буду себя хорошо вести и потом в будущем меня возьмут в рай лейтенантом!». Это не повод вести себя хорошо или плохо, рассчитывая на дальнейшее вознаграждение. Вести себя хорошо, чтобы потом тебя дяди взяли в рай или дали тебе хорошую жизнь, — очень плохая мотивация. Лицемерие. [b]— Борис, как вы представляете себе Господа Бога?[/b] — Великий богослов Псевдодионисий Ареопагит в третьем веке нашей эры говорил приблизительно следующее: «Бог начинается там, где кончаются все наши представления о нем, все наши идеи по его поводу, все наши описания и картинки...». [b]— Борис, можно попросить у вас сигарету, я начинаю волноваться.[/b] — Прошу прощения! Я знаю, что упоминание Псевдодионисия Ареопагита всегда сбивает с толку. [b]— Как вам удалось во время прямого эфира с Дмитрием Дибровым заблокировать целую пейджинговую компанию, чтобы вам не передавали вопросы? [/b] — Это, как говорят медики, произошло рефлекторно. [b]— Почему все-таки Театр оперетты стал тем местом, где пройдут два следующих концерта «Аквариума»? Я знаю, что там хорошая акустика и что это не очень дорогая концертная площадка. Или были еще какие-то причины, чтобы выбрать Оперетту?[/b] — Не имею ни малейшего понятия. Мне его предложили, я согласился. [b]— В каких еще театрах вы хотели бы сделать представления? [/b] [b]С сомнением:[/b] — Не знаю, какие еще есть театры. [b]— «Ла Скала».[/b] [b]Все по синусоиде — Вам удалось отсмотреть затмение? Оно выпало как раз на сведение последнего альбома «Аквариума» «Пси».[/b] — Ровно в 12 дня я на него посмотрел и поехал в студию. Дело было в Лондоне, из соседнего паба вывалило... человека три, лениво посмотрели на небо без всяких стеклышек, сказали: «Ага» — и пошли пить пиво дальше. [b]— Вы тоже не впечатлились? [/b] — Та прославленная тишина, которая возникает в момент полного затмения, в Лондоне не наступила. Стало заметно холоднее, заметно темнее, но никакого трепетного чувства не возникло. Я ждал, но этого не произошло. [b]— Борис, у вас всегда хорошее настроение? [/b] — Нет. Я думаю, что был бы дебилом, если бы у меня всегда было хорошее настроение. Оно бывает печальное, бывает депрессивное, кризисное. Бывает горько, если что-то не удается. [b]— Что омрачает ваше сознание? [/b] — Мое сознание омрачают лишь мои собственные недостатки, как и сознание любого человека. Мы склонны приписывать собственные недостатки другим и не понимаем, что если мы замечаем что-то плохое в людях — это плохое в нас есть. Если бы этого не было, мы бы этого не заметили. [b]— Что бы вы посоветовали делать с негативными эмоциями? [/b] — Самый старинный, самый действенный совет, который я знаю, — расслабиться и подождать, пока пройдет. И оно пройдет. Все по синусоиде. [b]Героин — это предложение перейти в могилу — У меня серьезный вопрос: как вы могли бы объяснить расположенность молодого поколения к наркотикам?[/b] — Наркотики стали доступны в индустриальных количествах. Потому что в эпоху передела капитала, который сейчас у нас идет, множество вещей открывается. Поступили в широкое обращение и кокаин, и кислота, и все остальное, а главное — поступил героин, он стал доступен массам. Теперь по окраинам Москвы ходят ребята и предлагают героин бесплатно... [b]— Да?[/b] — Да. Чтобы подсадить ребенка. К этому я так отношусь — все могло бы быть остановлено. Так же, как преступность у нас могла бы быть остановлена. В государстве, где КГБ раньше следил за всеми гражданами, за большинством... То, что теперь мы не можем отследить наркомафию, — чуш-шь!!! [b]— То есть вам кажется, что они работают в связке? [/b] — Они работают в связке — так же, как пираты по звукозаписи с какими-то нашими министерствами. [b]— Значит, силовыми методами остановить можно? [/b] — Ну шпионов, в общем-то, мы вычисляем, а вот простых черных ребят, которые торгуют героином, вычислить не можем, хотя их знает каждый школьник. Дико! ФСБ не знает, где наркотики, а каждый школьник знает. По-моему, это парадокс. [b]— Но ведь во всем мире ситуация точно такая же.[/b] — Эта ситуация, безусловно, везде. Но если бы кто-то хотел с этим справиться, то, безусловно, справился бы. Боюсь, что никто не хочет. [b]— Борис, а вам не кажется, что эта наркотическая волна идет из космоса? Как компьютерная виртуальная реальность. Наркотики — как предложение перейти в какое-то другое измерение.[/b] — Героин — это предложение перейти в могилу. [b]Хорошо и лучше — Борис, как, по-вашему, за последнее время женщины изменились? [/b] — Опыт жизни подсказывает, что люди — как мужчины, так и женщины — не очень-то изменились за последние 4—5 тысяч лет. Меняются очень незначительно. На поверхности. Изобретены новые косметические средства. Это практически все. Психология осталась нетронутой. Учитывая то, что у нас был матриархат, у нас было то, у нас было се, происходящее сейчас — новость для тех, кто не следит за тем, что было с человечеством раньше. [b]— Может ли гармоничный человек жить в одиночестве или развитие предполагает все-таки жизнь в паре?[/b] — Гармоничный человек не может жить в одиночестве, потому что тогда он самоустраняется от мира, и это уже говорит о том, что он не слишком гармоничен. Человек существует, в частности, для того, чтобы общаться. Ну какой гармоничный человек будет спасаться от мира, если Бог дал ему жизнь именно в этом самом мире? Это дисгармония. Дисбаланс. [b]— В одиночестве вы не видите положительных сторон? [/b] — Я-то вижу! Когда меня очень сильно достает телефон, я очень много вижу положительных сторон. [i]В этот момент звонит телефон. Борис Борисович говорит, что у него интервью и просит перезвонить. Он очень вежлив.[/i] [b]— Так приятно ваше серьезное отношение к нашему разговору.[/b] — Относиться ко всему надо серьезно. Не без юмора, но серьезно... Вот. По этой самой причине гармоничный человек один быть не может. Если это женщина — ей обязательно нужен мужчина. Для восстановления баланса. Если это мужчина, то обязательно нужна женщина. Потому что у одних — работает одно полушарие. У других — другое. Когда они вместе — у них работают оба полушария. [b]— Борис, а что вас радует?[/b] — Если вы простите мне определенную банальность, нет ничего лучше, как видеть радость на лице другого человека. Я клянусь, что это самое лучшее, что в этом мире придумано. Даже погружение в медитативную нирвану или пение песен — великолепные ощущения, лучше не бывает, кроме одного — сделать хорошо другому. Это еще лучше. [b]— Помню, наша учительница литературы примерно так определяла счастье.[/b] — Это правда. Счастье — это когда полностью лишаешься своего «я» на какое-то очень короткое мгновение. Когда забываешь про себя. Только тогда человек может быть по-настоящему счастлив. [b]Рецепт бессмертия — В чем секрет вашего успеха? [/b] — Я не вижу: а) никакого успеха б) поэтому никакого секрета. [b]— Как же! Успех совершенно явственный. Все с интересом наблюдают за вашим развитием, творчеством. Все радуются.[/b] — Значит, мои песни что-то дают людям. Они возвращают людям то хорошее, что в них есть, что они сами в себе не могут рассмотреть. Очень просто! Человек видит что-то красивое или слышит что-то красивое, но если бы у него не было возможности понять, почувствовать, что это красиво, он бы не понял, что это красиво. Знаете, Гумилев считал, что вся музыка — это шум. Он искренне не мог понять, что такое музыка. [b]— Гумилев-поэт или Гумилев-историк?[/b] — Гумилев-поэт. Это исторический факт. В нем не было внутренней красоты, которая позволила бы ему понять музыку. В нас она, по счастью, есть. Любая красота, скажем, наших песен, находится в сознании тех, кто слушает. Есть старинная английская пословица: «Красота в глазах того, кто смотрит». Наверное, поэтому к нам хорошо относятся. Собственно, желания добиться успеха в наших песнях нет. Так что лучший путь добиться успеха — это никогда не думать о нем. [b]— Приходится ли вам прослушивать ваши старые альбомы?[/b] — Случается крайне редко. Где-нибудь в машине, по радио что-нибудь такое крутят. Надо сказать, что на удивление все у нас хорошо (БГ смеется). Нет ни одной ноты, за которую было бы стыдно. [b]— Может быть, вы расскажете что-нибудь про последнюю пластинку, которая называется греческой буквой — «Пси»?[/b] — Это первый новый альбом «Аквариума» после аж 95-го года. Потому что «Гиперборея» была переписанным сборником старых вещей. А «Лилит» — это был мой сольный альбом. Мне все говорят, что это напоминает то, что мы делали в 80-х годах. Мне это непонятно, потому что изнутри этого не видно. Я вижу совсем по-другому. [b]— Я хотела спросить про рецепты бессмертия, но вы скажете то же, что и про успех?[/b] — Бессмертие? [b]— Да![/b] — А зачем бессмертие? Вот представьте себе — я или вы. Вот живем мы в этом теле не 60 или 80 лет, а 200 или 300! Тело уже совсем никуда! Зачем же жить в таком теле? Это то же самое, что ездить на очень старой машине. Опасно и неприятно. Лучше умереть и переродиться. [b]— Вам как профессиональному математику, наверное, не кажутся странными цифры будущего года?[/b] — Знаете, когда человеку исполняется, например, 17 лет? [b]— Очень хорошо.[/b] — Вот вчера еще было 16, сегодня исполняется17, а завтра я уже буду 17-летним человеком. Человек так торчит на том, что ему (торжественным шепотом) сем-над-цать! Но если посмотреть на это трезво, кроме этой мысли, не меняется ничего. То же самое с 2000 годом. [b]— Как вы собираетесь отпраздновать Новый год?[/b] — Дома. Единственный праздник, когда я могу себе позволить быть дома. Никуда не рваться. Посмотреть на всю свою семью. Кто чем дышит. [i]…Я еще раз благодарю Бориса Борисовича за подарок-пластинку. Борис Борисович говорит, что это счастье, когда есть возможность делать подарки. Такой вот гуру и аятолла русского рока. И что интересно — все в нем уравновешено: БГ романтик и БГ рационалист, БГ поэт и певец — БГ математик, БГ рок-музыкант, скиталец и цыган — и БГ глава большого семейства, отец четверых детей (тоже нехило), БГ сентиментальный и даже витающий в облаках и БГ очень твердо стоящий на ногах, невероятно трудоспособный. Этот ряд вы можете продолжить самостоятельно. Я же отбросила поиски самого точного определения БГ. Напишу просто — дорогой и любимый.[/i]

Новости СМИ2

Александр Хохлов

Шестнадцать железных аргументов Владимира Путина

Михаил Бударагин

Кому адресованы слова патриарха Кирилла

Ольга Кузьмина  

Москва побила температурный рекорд. Вот досада для депрессивных

Дарья Завгородняя

Дайте ребенку схомячить булочку

Оксана Крученко

Детям вседозволенность противопоказана

Анатолий Сидоров 

Городу нужны терминалы… по подзарядке терпения

Митрополит Калужский и Боровский Климент 

В чьей ты власти?