Очищающий джунгли: экономисты назвали плюсы кризиса для российского бизнеса
Ретейлеры подготовили коллективное обращение к премьер-министру РФ Михаилу Мишустину, в котором выразили опасения, что Россия может вернуться к XIX веку по уровню потребления из-за пандемии коронавируса и мирового экономического кризиса.
«Вечерняя Москва» поговорила с экспертами, которые оценили вероятность такого масштабного отката и назвали положительные моменты, к которым приведет кризис.
По мнению экономиста, маркетолога Николая Григорьева, глобальные изменения в мировой экономике, в том числе и в России, видны уже сейчас:
— Посмотрите, какие меры применяются в США, где деньги чуть ли не с вертолетов раскидывают, где выделяют по три тысячи долларов на домохозяйства. Произойдет ли очищение рынка? Интересный вопрос. Теоретически кризисы всегда ведут именно к этому: слабые гибнут, те, кто не могут адаптироваться, тоже. Госпомощь же, в свою очередь, распределяется волевым порядком: одним помогут, другим нет.
Кроме того, по словам эксперта, картина «очищающего джунгли кризиса» искажается тем, что по итогу выживает тот, кто обладает большими лоббистскими возможностями. Те, у кого их нет, либо помощь не получают, либо получают ее слишком поздно и в недостаточном объеме. Впрочем, не стоит думать, что такая несправедливость имеет место только в России. Аналогичная ситуация происходит во всем мире.
— Так что теперь все зависит только от того, насколько качественной будет российская программа по выводу страны из кризиса. Если мы не будем солидарны в этой борьбе, скатимся не в XIX, а в XVIII век, — заключает Григорьев.
Экономист Алексей Коренев считает вариант с возвратом в позапрошлый век крайне маловероятным. Пока ситуация в России не выглядит настолько пугающей, к тому же мировое сообщество уже успело разработать качественные меры противодействия кризисам.
— Конечно, теоретически мы можем откатиться и к такой ситуации, но пока шансы выглядят крайне незначительными. Ну слишком уж негативный сценарий, для которого россияне должны потерять слишком значительные доходы, а ретейлы, соответственно, сжаться. Вероятнее же всего, доходы упадут, но не фатально, соответственно, ретейл выживет. По сравнению с теми же девяностыми россияне успели накопить жирок, сформировать ресурсы, появился и управленческий опыт, появились навыки выживания, — констатировал специалист.
Вместе с тем экономист отметил, что любой кризис несет в себе и положительные черты, в том числе очищение от неэффективных производств, появление новых, более качественных методов управления.
Маркетолог, предприниматель Андрей Арно посчитал опасения ретейлеров неоправданными на данном этапе. При этом он согласился, что образ жизни россиян претерпит ряд изменений.
— Правда в том, что с рынка уйдет вся пена. Исчезнут излишки, мы наконец избавимся от перепроизводства: у нас уже скопились огромные запасы — даже если все производство остановится сегодня, их хватит на несколько лет. Другой станет сама культура потребления: мы станем более осознанными, рациональными, — считает Арно.
Как уточнил маркетолог, надо понимать и то, что кризис не отменит денег и структуру обмена, то есть мы не скатимся в докапиталистическую эпоху, не будем заниматься бартером. Значит, мы будем продолжать зарабатывать деньги, производя что-то полезное. Повысится эффективность, и самые большие неприятности ждут предприятия, чья деятельность не отвечает этому критерию, так что сейчас самое время пересмотреть бизнес-модель, посоветовал эксперт.
Маркетолог добавил, что перечисленное не отменяет того, что нынешний кризис действительно серьезный и болезненный, особенно для малого бизнеса.
Главные факты по теме коронавируса в России и мире можно прочитать ЗДЕСЬ >>>
Читайте также: Экономисты назвали «настоящую» причину ограничения выдачи наличных