Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Можно ли посмотреть забытые вещи в метро?

Топливный демпфер: что будет с ценами на бензин после 1 мая

Экономика
Топливный демпфер: что будет с ценами на бензин после 1 мая
Фото: «Вечерняя Москва»

В России до конца 2021 года могут существенно вырасти цены на бензин, несмотря на изменения в демпфирующем механизме, которые вступят в силу 1 мая. Однако все будет зависеть от того, насколько жестко начнет действовать правительство, считают специалисты по нефтяной отрасли, опрошенные «Вечерней Москвой».

Ранее о подорожании топлива также предупреждала Счетная палата. По мнению аудиторов, похожая ситуация была в мае 2018 года, когда цены на бензин повысились на фоне роста мировых нефтяных котировок. Российские власти предприняли беспрецедентные меры для стабилизации внутреннего рынка, отмечают в ведомстве. Но сейчас есть риск повторения сценария.

Пессимистичный прогноз

Руководитель аналитического центра Независимого топливного союза Григорий Баженов с прогнозом аудиторов в целом согласен и считает его обоснованным.

— Я тоже вижу параметры, которые привели к ситуации, имевшей место в 2018 году. Я все больше склоняюсь к мнению, что цены вырастут больше, чем инфляция. Правда, нельзя исключать разные варианты развития событий, например заморозку цен. Поэтому никто не знает, насколько цены в итоге повысятся. Мой базовый прогноз: если у Центробанка инфляционный таргет 4 процента, то по текущей динамике я прогнозирую повышение цен на топливо на 7–8 процентов к концу года, — говорит эксперт.

По его мнению, изменения в демпфере вряд ли позволят сдержать рост цен, тем более они вступят в силу только 1 мая. Для того чтобы купировать ситуацию с повышением цен на бензин в условиях роста спроса на топливо, необходимо расширять объемы предложения на бирже. Обеспечить это быстрыми темпами можно при создании условий для привлекательности переработки на внутреннем рынке. А для этого лучше снизить акцизы, говорит Баженов.

— Такие меры позволят расширить маржинальность НПЗ при поставках на внутренний рынок. Также нужно увеличивать нормативы обязательных объемов реализации на бирже со стороны нефтяных компаний. Соответственно, потом применить здесь и сейчас вычет по акцизу, отменив действие демпфирующего механизма. В конечном итоге мы получим ситуацию, когда предложение на бирже вырастет и это может в целом создать предпосылки для того, что цена не будет сильно разгоняться, — предложил руководитель аналитического центра Независимого топливного союза.

Оптимистичный прогноз

Пока неясно, в чем конкретно будут заключаться изменения демпфирующего механизма. Однако вероятность, что ситуацию с серьезным повышением цен на АЗС все же удастся предотвратить, есть. Как на днях заявлял вице-премьер РФ Александр Новак, помимо Минэнерго, необходимый законопроект готовит Минфин, а топливные компании добросовестно исполняют взятые на себя поручения по наполнению и снабжению внутреннего рынка нефтепродуктами согласно растущему спросу. Более того, запасы топлива выросли на 35 процентов по сравнению с февралем.

Президент «Нефтяного клуба Санкт-Петербурга», бывший первый вице-президент Российского топливного союза Олег Ашихмин также настроен оптимистично. С его точки зрения, цены на заправках в ближайшее время точно не поднимутся выше уровня инфляции. А действия правительства по корректировке демпфера дадут свой результат, и налоговую нагрузку все-таки скорректируют в сторону уменьшения.

— Нефтяные компании стали выставлять дополнительные объемы на биржевые торги, поэтому ситуация диспаритета опта и розницы сейчас должна скорректироваться в лучшую сторону для розничных операторов, — отметил собеседник «ВМ».

Излишнее регулирование убивает отрасль

Баженов в свою очередь не исключил понижение расчетной цены — одного из элементов демпфера, чтобы нефтяники могли получать больше субсидий при поставках своей продукции на внутренний рынок, а затем эту цену как-то индексировать в рамках роста инфляционного. Однако пока это всего лишь догадки.

Эксперт не исключает, что после того, как Минфин в апреле предложит новую формулу расчета в рамках демпфирующего механизма, это устроит далеко не все стороны процесса и не исключена заморозка оптовых или розничных цен. Тогда потребители не сильно заметят рост цен на заправках. Правда, для нефтяников это ни к чему хорошему не приведет, поскольку ручное управление, по убеждению представителя Независимого топливного союза, только убивает отрасль.

Сейчас необходимо менять институциональный дизайн регулирования, а демпфер нужно отменять. И основная проблема здесь — налоговая нагрузка. Создан фискальный диспаритет, когда на экспорт поставлять топливо выгоднее, чем на внутренний рынок, подытожил Баженов.

СПРАВКА «ВМ»

Демпфер — механизм смягчения, уменьшения колебаний — используют в российской экономике для того, чтобы не допускать резких скачков цен на топливо. Когда экспортные цены высокие, государство доплачивает нефтяникам, чтобы они не повышали стоимость топлива на внутреннем рынке. А когда цены на экспорт низкие, компании, получая сверхприбыль в рублях, доплачивают в бюджет.

Читайте также: Эксперт спрогнозировала цены на бензин в России к концу года

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.