Главное
Путешествуем ВМесте
Карта событий
Смотреть карту
Сторис
Кухня

Кухня

Русская печь

Русская печь

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Если водительское удостоверение загружено на госуслуги, можно ли не возить его с собой?

Хрусталь

Хрусталь

Водолазка

Водолазка

Гагарин

Гагарин

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Если уронил телефон на рельсы, можно ли самому поднять?

Потомки Маяковского

Потомки Маяковского

Библиотеки

Библиотеки

Великий пост

Великий пост

«Цены придется поднимать»: как пандемия поменяла кофейный бизнес в Москве

Экономика
«Цены придется поднимать»: как пандемия поменяла кофейный бизнес в Москве
Фото: Pexels

Пандемия погубила не только многих людей, но и немало бизнесов. Предприятия не выдержали натиска инфекции, разорились и закрылись, чтобы больше не вернуться никогда. Особенно тяжело пришлось малому бизнесу, в том числе связанному с продажей кофе — популярного во всем мире бодрящего напитка. «Вечерняя Москва» поговорила с представителями этой отрасли и ряда кофеен — теми, кто сумел пережить первый год борьбы с коронавирусом. Они объяснили, как поменялись цены и ассортимент, и спрогнозировали, что будет с ними в будущем.

«Выручка упала, вернулись не все»

Представители российских и, в частности, московских кофейных франшиз практически единодушно заявили «ВМ», что пандемия серьезно подкосила малый бизнес. Например, выручка сети кофеен Cosmic Latte, расположившихся в столице и Сочи, сократилась почти на треть.

— Не все наши кофейни вернулись в состояние до пандемии. Число транзакций и гостей, особенно в определенные часы, изменилось в худшую сторону. Если брать выручку и считать ее год от года, то она снизилась в общей сложности на 30 процентов, причем по всему ассортименту, — сообщили в отделе маркетинга CL.

Там уточнили, что стоимость продукции поднялась на 5–10 процентов, но не столько из-за уже упомянутых факторов, сколько по причине изменения цен на рынке. Ассортимент подорожал вынужденно на фоне подъема общей себестоимости продукции, утверждают в кофейне.

— Мы решили не жертвовать качеством, хотя могли бы очень сильно сэкономить, начав закупать молоко или зерно подешевле, но на такие уловки мы не пошли, чтобы не предавать клиента. И штат мы не сокращали, а, наоборот, использовали денежный запас, чтобы сохранить каждого сотрудника, — сказала представитель CL.

По ее словам, финансовая ситуация не усугубилась только в Сочи, куда туристы ринулись из-за невозможности поехать во многие другие страны.

«Цены придется поднимать»: как пандемия поменяла кофейный бизнес в Москве Фото: Pexels / Chevanon Photography

«Цены придется поднимать»

В московской кофейне Brrrew! цены на кофе и десерты не менялись, но ассортимент пришлось серьезно пересмотреть, чтобы выйти из затруднительного положения, сказали основатели и соучредители кофейни Руслан Аббасов и Алексей Ивонинский. По их словам, только сейчас, в феврале — марте, выручка и трафик гостей вернулись на доковидный уровень.

— Гости — в основном студенты — соскучились. Все это время цены мы держали на прежнем уровне, в повышении не было необходимости, — заявили руководители кофейни.

Они уточнили, что в их проекте кардинально поменялась концепция десертов: на витринах остались только хиты продаж. К ним добавились недорогие маржинальные позиции (паштелы, батончики и другие) не дороже 150 рублей.

Менеджмент заведения полагает, что цены на продукцию придется поднять ближе к сентябрю, но не выходя за рамки того, как это подорожание продиктует рынок.

«Цены придется поднимать»: как пандемия поменяла кофейный бизнес в Москве Фото: Ирина Сапрыкина / Вечерняя Москва

«Клиентов стало меньше»

«ВМ» также связалась с одним из ярких представителей доступного кофе — сетью Cofix, где вся продукция продается по фиксированной цене (60/120/180 рублей). В кофейнях этой франшизы стоимость ассортимента в пандемию не повышалась, заявила директор по маркетингу Светлана Шакова. По ее словам, руководству пришлось выводить из ассортимента самые невыгодные позиции, добавлять новые вкусы, при этом не снижая качество, и иногда менять поставщиков.

— А поскольку в конце прошлого года мы запустили собственное производство по обжарке кофейных зерен, то себестоимостью основного ингредиента нам стало управлять проще, — пояснила собеседница издания.

В то же время, говорит она, в январе 2021 года число клиентов в основных точках сети снизилось на 40 процентов по сравнению с аналогичным периодом 2020-го, при этом сами покупатели стали больше тратить. С февраля этого года ситуация с трафиком начала улучшаться, но количество чеков в сутки все еще примерно на 20 процентов ниже уровня до пандемии.

— Радует то, что наши гости стали чаще покупать еду из самой высокой ценовой категории за 180 рублей, в результате по сравнению с январем 2020 года наш средний чек вырос на шесть процентов и теперь составляет 157 рублей, — сказала представитель сети.

В Cofix надеются, что в будущем цены повышать не придется, но по большей части это зависит от колебаний курса рубля и спроса. По мнению директора по маркетингу, у сети достаточно сил, чтобы позволить клиентам и дальше «пить свои любимые напитки, не ощущая удара по карману».

«Цены придется поднимать»: как пандемия поменяла кофейный бизнес в Москве Фото: pixabay.com

«Заведения бьют тревогу — у них нет выхода»

Основатель и руководитель сети московских кофеен Flip, бывший основатель и гендиректор франшизы «Даблби» Анна Цфасман рассказала, что ее текущий проект пережил ковидный год значительно лучше большинства игроков на рынке. По словам предпринимательницы, первая кофейня Flip открылась в январе 2020 года — именно в то время у людей начали возникать первые опасения по поводу тогда еще малоизвестного вируса.

— К марту, когда нас всех закрыли, у нас было пять кофеен, а шестую мы открыли где-то в августе, — вспоминает Цфасман. — За 2020 год, к сожалению, мы не успели выйти на наши плановые показатели, но в среднем выручка во время пандемии была большой. Мы оказались новым проектом, который зашел людям, а потому мы попали в фазу роста.

Таким образом, свежий Flip пришелся по вкусу и быстро набрал свою клиентскую базу. В то же время кофейням-старожилам, как рассказывает собеседница «ВМ», пришлось потерять 10–30 процентов выручки.

Поскольку кризис фактически миновал Flip, кофе и прочие напитки в нем не подорожали. Однако, говорит владелица сети, примерно на 30 процентов поднялась стоимость десертов в банках.

— Мы просто захотели перестать ограничивать себя в ингредиентах для них и не выбирать, к примеру, сливки похуже. Так что десерты подорожали, но зато их размер и количество выросли. Интересно, что на более высокий ценник наши гости вообще не отреагировали: был такой период, когда всем было все равно, что и сколько стоит, — смеясь, отметила Цфасман.

Главный враг бизнеса, по ее мнению, вовсе не третья волна COVID-19, а резко подорожавшие продукты.

— Вот из-за этого рестораны уже начали бить тревогу — у них просто нет выхода из такой ситуации, — считает Цфасман.

Она допустила, что к лету, когда придет время нового сезонного меню, ценники в кофейнях поднимутся, но не так сильно, чтобы «вызвать у покупателя аллергию». Больше волнует другое: у людей остается все меньше свободных денег на развлечения вне дома, обратила внимание эксперт. По ее словам, тут только один выход — кофейни с более демократичными ценами.

«Цены придется поднимать»: как пандемия поменяла кофейный бизнес в Москве Фото: pixabay

«Кофе мог подорожать на ваших глазах — пока вы смотрите на ценник»: что происходит в России с рынком популярнейшего бодрящего напитка

За год борьбы с ковидом кофе и чай подорожали фактически незаметно для среднестатистического россиянина, заявил генеральный директор ассоциации производителей чая и кофе «Росчайкофе» Рамаз Чантурия. По его словам, заслуга в том, что главные бодрящие напитки не взлетели в стоимости, принадлежит внутренней промышленности — фабрикам и заводам, которые еще с конца 90-х годов получили курс на импортозамещение.

— По факту мы на сто процентов зависим от кофе по импорту и почти полностью зависим от завоза чая. Однако мы создали максимально комфортные условия для привлечения инвестиций в сферу переработки, и сегодня в общей сложности наши мощности по переработке зеленого кофе (сырья для изготовления кофе — прим. «ВМ») и чая составляют 60–70 процентов. Это дает нам добавочную стоимость: да, мы завозим сырье, но кофе готовим в основном сами, — обратил внимание эксперт.

Внутренняя защищенность, продолжает Чантурия, позволяет не бояться валютных колебаний, санкций и иных внешних передряг. Безусловно, признает специалист, сильный доллар и слабый рубль вынуждают производителей хитрить, чтобы выжить, но важно другое — потребитель почти не видит никаких изменений в худшую сторону.

— Если бы не наши мощности, кофе подорожал бы настолько, насколько вырос курс доллара. Мы бы своими глазами увидели, смотря на ценник, как поднимается стоимость кофе. Сейчас этот процесс максимально незаметен, — сказал глава «Росчайкофе».

Согласно данным ассоциации, уровень потребления кофе в настоящее время в России почти вернулся на допандемийные показатели. В разгар коронавирусных проблем его стали пить на 30 процентов чаще, но сейчас ситуация почти возвратилась в прежнее русло, считает Чантурия.

— Большой проблемы в потреблении кофе мы на данный момент не видим, — констатировал он.

«Цены придется поднимать»: как пандемия поменяла кофейный бизнес в Москве Фото: Анна Быкова / Вечерняя Москва

Что происходит с ценами на кофе в магазинах?

К настоящему моменту ретейлеры в России не жаловались на подорожавший кофе, но поведение покупателей изменилось, сказали в Ассоциации компаний розничной торговли. Как заметил заместитель исполнительного директора АКОРТ Владимир Ионкин, розничные торговцы транслируют цену поставщика и не могут сделать ее выше, чем «мы с вами можем купить».

— Значительных изменений в этом сегменте я не вижу, но поменялось поведение покупателей. Теперь они стараются покупать продукты более длительного пользования. Например, чаще стали брать кофе в магазинах по промоакциям (на 40–50 процентов дешевле), — обратил внимание собеседник издания.

Он указал на важный тренд — на повышение цен в России и мире в целом, что связано с желанием выжить на фоне кризисной ситуации. По словам Ионкина, дешевеют только сезонные товары, тогда как подорожание кофе, пускай и незначительное, «закономерно и сообразно законам развития экономики».

Главные факты по теме коронавируса в России и мире можно прочитать ЗДЕСЬ >>>

Читайте также: Диетолог объяснила, кому следует отказаться от кофе

Спецпроекты
images count Мосинжпроект- 65 Мосинжпроект- 65
vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.

  • 1) Нажмите на иконку поделиться Поделиться
  • 2) Нажмите “На экран «Домой»”

vm.ru

Установите vm.ru

Установите это приложение на домашний экран для быстрого и удобного доступа, когда вы в пути.